Биография
Георгий Свиридов — советский композитор, вошедший в историю как представитель русской классической школы, основоположник направления «новая фольклорная волна». В то время как музыкальный язык XX столетия обострялся диссонансным звучанием, свиридовская простота и прозрачность палитры представляли особую ценность. Георгий Васильевич стремился передать масштаб событий, свидетелем которых он был, а вдохновение черпал в истории родины и творениях великих современников.
Детство и юность
Творческая биография Свиридова тесно связана с музыкальными традициями Курского края. Родился мальчик в семье почтового служащего и учительницы в городке Фатеже в 1915 году. Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего композитора, стояли по разные стороны политических баррикад.
Отец Василий Григорьевич рано увлекся идеями большевизма и во всем поддерживал красных, а мать, рожденная в набожной семье, придерживалась монархических взглядов. Елизавета Ивановна Свиридова, урожденная Чаплыгина, с юных лет пела на клиросе, что сильно сказалось на будущих музыкальных пристрастиях ее сына.
Родственники по линии матери, дед и прадед Георгия, оставили значимый след в истории края. Они занимались попечительством школ Фатежа, состояли при совете прихода Богоявленского храма города. В детстве мальчик регулярно посещал церквушку Фрола и Лавра вместе с бабушкой по материнской линии.
Впоследствии детские впечатления вылились не только в любовь композитора к вокальному творчеству, но и в создание поздних опусов на религиозные темы, которые вышли из-под его пера в начале 90-х.
С началом Гражданской войны отец Георгия трагически погиб в столкновении большевиков с отрядом деникинцев, оставив свою жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках: четырехлетним Юрочкой и годовалой Тамарой. Третий ребенок Свиридовых — младший брат будущего композитора — умер в младенчестве от испанки. Одинокая мать в поисках работы переехала в Курск к дальним родственникам.
К интересным фактам жизни композитора можно отнести следующий случай. Однажды в качестве оплаты труда Елизавете Свиридовой предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И она, недолго думая, выбрала музыкальный инструмент. К этому времени чуткая образованная женщина уже заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства.
В детстве Юра увлекся не только музыкой: он любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве зарубежных и русских поэтов. А заинтересовавшись однажды балалайкой, он быстро освоил этот инструмент для исполнения музыкальных композиций на одном из торжеств.
В 1929 году Свиридов поступил в курскую музыкальную школу в класс к Вере Уфимцевой. На вступительном экзамене необходимо было сыграть музыкальное произведение, но так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей.
Вторым учителем будущего композитора стал Мирон Крутянский. Он посоветовал Георгию продолжить обучение музыке в ленинградском Центральном музыкальном техникуме. И в 1932 году его взял в свой класс пианист Исайя Браудо. Параллельно с учебой юноша подрабатывал тапером в кинотеатре.
Обучаться композиции он начал у Михаила Юдина, а в 1936 году стал студентом Ленинградской консерватории, где занимался в классе Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича. Уже через год после поступления Георгия приняли в Союз композиторов. Выпускными работами музыканта стали его концерт для фортепиано, первая симфония и симфония для камерного оркестра.
Музыка
Военные годы Свиридов провел в эвакуации в Новосибирске вместе с составом Ленинградской филармонии, в которую он устроился работать сразу же после завершения образования. В это время набивший руку на инструментальной музыке композитор впервые приступил к созданию вокальных произведений. К такому жанру он будет возвращаться не раз.
На творчество его вдохновляла поэзия Уильяма Шекспира, Аветика Исаакяна в переводе Александра Блока, Роберта Бёрнса в переводе Самуила Маршака и даже стихи китайских поэтов Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана.
С середины 50-х Свиридов приступил к созданию произведений на слова Сергея Есенина, написав многочастную поэму «Памяти Сергея Есенина» и Владимира Маяковского, сочинив Патетическую ораторию. Композитор создал кантату на слова Бориса Пастернака. Популярность обрели его вокальные произведения на стихи Николая Некрасова, Михаила Лермонтова.
В 60-е Георгий Васильевич, благодаря собранному фольклорному наследию края, открыл новую страницу в музыкальной академической традиции. Он создал цикл для хора и симфонического оркестра «Курские песни» на народные мотивы. Дмитрий Шостакович так охарактеризовал это произведение и творчество ученика в целом:
«У Свиридова мало нот, но много музыки».
Период 70-х годов считается наиболее плодотворным в творчестве композитора. Он создал знаменитое произведение «Метель» по мотивам одноименной повести Александра Пушкина. Наиболее интересными из «музыкальных иллюстраций» считаются композиции «Вальс», «Тройка», «Зимняя дорога».
Не менее популярным стало произведение «Время, вперед!», известное каждому гражданину страны: отрывок из него каждый день звучал (и по-прежнему звучит) в заставке программы «Время». Эту музыку Свиридов написал для фильма Михаила Швейцера, а потом оформил в сюиту. Несмотря на то что Георгий Васильевич всегда долго выписывал партитуры к своим произведениям, эту композицию он создал за час, и все благодаря тому, что спешил на рыбалку, которая была его самым любимым занятием после музыки.
В это же время была создана поэма на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» — вершина творчества композитора.
Личная жизнь
Личная жизнь композитора складывалась непросто. Он был три раза женат. У Георгия Васильевича было два сына, но по трагическим обстоятельствам он пережил их обоих.
Об уходе из жизни старшего Сергея, который был рожден в браке с первой супругой, композитор никогда не упоминал. Позднее, после смерти Георгия Васильевича, стало известно, что юноша покончил жизнь самоубийством, когда родители были на премьере в театре. Ему было на тот момент 16 лет.
Младший сын Юрий тяжело болел, и ему пришлось покинуть родину для лечения. Прожив в Японии долгое время, он скончался за неделю до смерти своего отца. Об этом событии композитор так и не узнал.
О первых двух браках Свиридов не упоминал в интервью. Известно, что его первая жена была пианисткой, сокурсницей по техникуму. Звали ее Валентина Токарева.
Вторая жена Георгия Васильевича, артистка Аглая Корниенко, была младше его на 12 лет. Ради нее он оставил первую семью и маленького четырехлетнего Сережу. В браке с Аглаюшкой, как ласково ее называл музыкант, у него родился второй сын, Юрий.
Поклонникам известна третья жена композитора — Эльза Густавовна Свиридова (Клазер), которая была моложе его на 10 лет. Познакомились они на музыкальном вечере в филармонии, на котором исполнялись произведения Георгия Васильевича. Эльзе Густавовне захотелось лично выразить свою благодарность Свиридову, и после встречи они уже не расставались — так велика была сила чувства, вспыхнувшего в сердцах обоих.
В близких отношениях композитор состоял со своим племянником Александром Белоненко. Родственник музыканта сам отличился на ниве служения родине — музыковед, заслуженный деятель искусств России, он впоследствии возглавил Свиридовский институт в Санкт-Петербурге. С детства проводил время с Георгием Васильевичем и стал свидетелем написания многих музыкальных произведений своим дядей. По рассказам Белоненко известно, что Георгий Васильевич обладал уникальной памятью, многие стихотворения для своих произведений помнил с детства.
Последние годы и смерть
Эльза Густавовна была тонким знатоком искусства и ценителем творчества супруга. Во многом она направляла его советами и взглядом со стороны. Она пережила мужа только на четыре месяца, некоторое время успев побывать единственным директором фонда имени Г. Свиридова. После смерти вдовы это место оставили навсегда за ней.
Последние годы жизни тяжелобольной композитор много времени проводил на даче, занимаясь написанием музыки и любимой рыбалкой. На фото этого периода Георгий Васильевич запечатлен серьезным философом, поглощенным думами об отчизне. Умер композитор в канун Рождества 1998 года. Причиной смерти был указан обширный инфаркт.
Память
Помимо музея в Фатеже, родном городе композитора, и монумента в Курске, память о Свиридове была увековечена в названии астероида. Свою лепту внес племянник классика. Он занимался переизданием дневников Георгия Васильевича. Благодаря стараниям Белоненко в 2002 году была выпущена книга «Музыка как судьба».
Память о гениальном композиторе не угасает и в наши дни. В 2022 году состоялась ретроспектива документального фильма о жизни и творчестве Свиридова. Картина была создана еще в 1988-м режиссером Юрием Белянкиным.
Произведения
- 1934-1935 — 7 маленьких пьес для фортепиано
- 1935 — 6 романсов на слова А. С. Пушкина
- 1937 — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
- 1938 — 7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова
- 1940 — Камерная симфония для струнного оркестра
- 1942 — Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
- 1956 — Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина»
- 1959 — «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского
- 1964 — «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные
- 1964 — Музыка к фильму «Метель»
- 1965 — Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака
- 1965 — Сюита «Время, вперёд!»
- 1973 — Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова»
- 1978 — Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»
- 1977 — «Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова С. А. Есенина
- 1979 — «Пушкинский венок» для хора
- 1980 — «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева
- 1980-1981 — «Песни», концерт для хора на слова А. А. Блока
- 1994 — «Песнопения и молитвы»
Интересные факты
- Свиридов ценил поэзию Сергея Есенина, считая его настоящим выразителем идей русского народа. Как признавался композитор, музыка для поэмы имени поэта зазвучала в его голове одномоментно, когда он однажды шел по полю.
- Георгий Васильевич считал, что жанр оратории больше соответствует духу времени, тогда как в опере много воды. Тем не менее перед смертью он жалел о том, что не создал ни одной оперы.
- Во время исполнения Патетической оратории в Ковент-Гардене на концерте программы «Дни советской музыки» весь зал встал на словах «Светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!». В английских газетах писали о том, что по масштабу музыка Свиридова соответствует произведениям Георга Фридриха Генделя.
- Композитор был настоящим бессеребренником — жил на государственной даче, рояль арендовал у Союза композиторов.