Биография
Фридерик Франсуа Шопен (Фредерик Шопен) — великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За всю жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойденной вершиной мирового пианистического искусства. Спустя два века произведения композитора по-прежнему пользуются популярностью у ценителей классической музыки.
Детство и юность
Родился будущий музыкант 1 марта 1810 года в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянки по происхождению. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, они считались уважаемой интеллигентной семьей.
Родители воспитывали своих детей в любви к музыке и поэзии. Помимо маленького Фридерика, в семье воспитывались еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.
Обладая большой психической чуткостью, он мог часами просиживать у инструмента, подбирая или разучивая понравившиеся произведения. Уже в самом раннем детстве Фридерик поражал окружающих своими творческими способностями и любовью к музыке.
Мальчик почти в пять лет начал выступать с концертами, а в семь уже поступил в класс к знаменитому польскому пианисту того времени Войцеху Живному. Через пять лет будущий композитор превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым.
Параллельно с занятиями по игре на фортепиано юный талант начал брать уроки композиции у известного в Варшаве музыканта Юзефа Эльснера. Помимо образования, юноша много путешествовал по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена и Берлина.
Благодаря протекции князя Антона Радзивилла молодой музыкант стал вхож в высшее общество. Его игра была отмечена императором Александром I. В качестве награды юному исполнителю был подарен бриллиантовый перстень.
Музыка
Набравшись впечатлений и профессионального опыта, в 19 лет Шопен начал карьеру пианиста. Концерты, которые музыкант давал в родной Варшаве и Кракове, приносили ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фридерик предпринял спустя год, обернулось для него расставанием с родиной.
Находясь в Германии с выступлениями, деятель искусств узнал о подавлении польского восстания (Польша в то время была частью Российской империи), одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой исполнитель вынужден был остаться за границей, в Париже. В память об этом событии он написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый Революционный этюд.
Во Франции музыкант в основном выступал в домах своих покровителей и высокопоставленных знакомых. В это время он сочинял свои первые фортепианные концерты, которые с успехом сам исполнял на сценах Вены и Парижа.
Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул:
«Господа, снимите шляпы, это гений!»
Помимо Шумана, поклонником композитора стал его венгерский последователь Ференц Лист. Он восхищался творчеством польского творца и даже написал большой исследовательский труд о его жизни и творчестве.
Расцвет творчества
Тридцатые годы XIX столетия стали периодом расцвета творчества Шопена. Под впечатлением от поэзии Адама Мицкевича композитор создал четыре баллады, посвященные родной Польше и переживаниям о ее судьбе.
Мелодизм этих произведений наполнен элементами польских фольклорных песен, танцев и речитативными репликами. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломленные через призму переживаний автора. Помимо баллад, в это время появились вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.
Если вальс в творчестве музыкального гения являлся наиболее автобиографичным жанром, тесно связанным с событиями его личной жизни, то мазурки и полонезы по праву можно назвать копилкой национальных образов. Мазурки представлены в творчестве Шопена не только знаменитыми лирическими произведениями, но также и аристократичными или, наоборот, народными танцами.
В соответствии с концепцией романтизма, которая апеллировала прежде всего к национальному самосознанию народа, композитор использовал для создания своих произведений характерные для польской народной музыки звучания и интонации. Это и знаменитый бурдон, имитирующий звуки фольклорных инструментов, это и острая синкопа, которая искусно сочеталась с присущим польской музыке пунктирным ритмом.
По-новому открывал Шопен и жанр ноктюрна. До него название прежде всего соответствовало переводу с французского («ночная песнь»), теперь же этот жанр превратился в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы ноктюрнов польского композитора звучали как лирическое описание природы, то последние композиции все больше углублялись в сферу трагических переживаний.
Одной из вершин творчества зрелого мастера считается его цикл, состоящий из 24 прелюдий. Написан он был в переломные для Фридерика годы первой влюбленности и разрыва отношений с возлюбленной. На выбор жанра повлияло увлечение Шопеном в это время работами Иоганна Себастьяна Баха.
Изучая бессмертный цикл прелюдий и фуг немецкого мастера, молодой композитор задумал написать похожее сочинение. Но у него подобные произведения получили личностную окраску звучания. Прелюдии Шопена — это прежде всего небольшие, но глубокие зарисовки внутренних переживаний человека. Написаны они в манере популярного в те годы музыкального дневника.
Шопен-педагог
Известность Шопена обусловлена не только его композиторской и концертной деятельностью. Великий мастер проявил себя еще и в качестве талантливого педагога. Он являлся создателем уникальной методики, которая помогла многим ученикам обрести настоящий профессионализм.
Кроме того, у Шопена обучалось много барышень из аристократических кругов. Но по-настоящему изо всех его подопечных прославился только Адольф Гутманн, который стал впоследствии пианистом и музыкальным редактором.
Портреты
Среди друзей Шопена можно было встретить не только музыкантов. Интересовался Фридерик творчеством литераторов, художников-романтиков, модных в ту пору начинающих фотографов. Благодаря разносторонним связям творца осталось много портретов, написанных разными мастерами, самым знаменитым из которых считается работа Эжена Делакруа.
Написанный в популярной для того времени романтической манере, портрет композитора хранится в музее Лувра. В настоящий момент известны также фото мелодиста. Историки насчитывают как минимум два дагеротипа, на которых запечатлен Фридерик Шопен.
Личная жизнь
Личная жизнь творческого деятеля сложилась трагично. Несмотря на свою чуткость и нежность, Шопен по-настоящему не испытал чувства полноценного счастья от семейной жизни. Первой избранницей композитора стала его соотечественница, юная Мария Водзиньская.
После помолвки молодых людей родители невесты выдвинули требование провести свадьбу не раньше чем через год. За это время они надеялись получше узнать избранника дочери и убедиться в его финансовой состоятельности. Но потенциальный зять не оправдал их надежд, и помолвка была расторгнута.
Момент расставания с любимой музыкант переживал очень остро. Это отразилось на музыке, написанной им в то время. В частности, из-под его пера появилась знаменитая Соната № 2, медленная часть которой была названа Траурным маршем.
Жорж Санд
Вскоре после расставания с невестой Шопен увлекся эмансипированной особой, которую знал весь Париж. Баронессу звали Аврора Дюдеван. Она была поклонницей зарождавшегося тогда феминизма. Аврора не стесняясь носила мужской костюм, не состояла в браке, а увлекалась свободными отношениями. Обладая утонченным умом, молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд.
История любви композитора и писательницы развивалась стремительно, но свои отношения пара долго не афишировала. Ни на одном из своих портретов Шопен не был запечатлен с его женщинами. Единственная картина, на которой он изображен вместе с Жорж Санд, после его смерти была обнаружена разорванной надвое.
Много времени влюбленные проводили в частном владении Авроры на Майорке, где у сочинителя и началась болезнь, которая в дальнейшем привела к скоропостижной смерти. Влажный островной климат, напряженные взаимоотношения с любимой и их частые ссоры спровоцировали у Шопена туберкулез.
Многие знакомые, наблюдавшие за необычной парой, отмечали, что волевая писательница обладала особым влиянием над слабохарактерным композитором. Тем не менее это не мешало тому создавать свои бессмертные фортепианные произведения.
Смерть
Здоровье Шопена, ухудшавшееся с каждым годом, окончательно было подорвано разрывом с Жорж Санд в 1847 году. После этого события композитор, сломленный морально и физически, начал свое последнее турне по Великобритании. В путешествие он отправился вместе со своей ученицей Джейн Стирлинг. Вернувшись в Париж, он еще какое-то время давал концерты, но вскоре слег и уже больше не вставал.
Близкими людьми, которые были рядом с мелодистом все последние дни, стали его любимая младшая сестра Людвика и французские друзья. Музыкальный гений умер 17 октября 1849 года. Причиной смерти стал осложненный туберкулез легких.
По завещанию Шопена его сердце было вынуто из груди и отвезено на родину, а тело захоронено в могиле на французском кладбище Пер-Лашез. Кубок с сердцем композитора и сегодня замурован в колонне одного из католических храмов польской столицы.
Память
Поляки гордятся своим великим соотечественником и по праву считают его творчество национальным достоянием. В честь Шопена открыты музеи, во многих городах установлены памятники великому композитору. Посмертную маску и слепок с его рук можно увидеть в музее в Желязовой Воле.
В память о мелодисте названо много музыкальных учебных заведений, в том числе и Варшавская консерватория. Имя Шопена с 2001 года носит аэропорт, который находится на территории польской столицы. Интересно, что один из терминалов называется «Этюды» в память о его бессмертном творении.
Имя композитора настолько популярно среди знатоков музыки и простых слушателей, что некоторые современные группы пользуются этим и создают лирические композиции, стилистически напоминающие произведения Шопена, и приписывают им его авторство. Так, в свободном доступе можно найти музыкальные композиции под названием «Осенний вальс», «Вальс дождя», «Сад Эдема», настоящими авторами которых являются группа Secret Garden, а также Поль де Сенневиль и Оливер Туссен.
В Москве колледж музыкального исполнительства носит гордое имя польского композитора. Декоративный сорт лиан клематис назван в честь автора (Fryderyk Chopin). Также существует роза Шопен — длинное растение (150-200 см) с крупными цветками от светло-кремового до бледно-желтого цвета.
В 2002 году состоялась премьера кинофильма «Шопен. Желание любви» режиссера Ежи Антчака. Главные роли в нем исполнили Петр Адамчик и Данута Стенка. На кинофестивале в Хьюстоне Worldfest картина взяла две награды. Она была показана более чем в 40 странах и вошла в список самых дорогостоящих проектов Польши.
Произведения
- 1829-1830 — «Концерты для фортепиано с оркестром»
- 1830-1849 — «Мазурки»
- 1829-1846 — «Полонезы»
- 1829-1846 — «Ноктюрны»
- 1831-1847 — «Вальсы»
- 1828-1844 — «Сонаты»
- 1836-1841 — «Прелюдии»
- 1828-1839 — «Этюды»
- 1831-1842 — «Скерцо»
- 1831-1842 — «Баллады»
Интересные факты
- В детстве Шопен утверждал, что видел призраков усопших родственников. Биографы считают, что таким образом у ребенка проявлялась эпилепсия.
- Согласно завещанию, на похоронах композитора исполняли Реквием Вольфганга Амадея Моцарта. Шопен считал австрийца гениальным мастером.