Биография
Эжен Делакруа – французский художник-романтик начала 19 века. Будучи живописцем и монументалистом, он использовал экспрессивную технику кисти, изучал оптические эффекты цвета, оказывая глубокое влияние на творчество импрессионистов, а его страсть к экзотике вдохновляла художников-символистов. Прекрасный литограф, Делакруа иллюстрировал различные произведения Уильяма Шекспира, Вальтера Скотта и Иоганна Вольфганга фон Гете. Основное собрание картин живописца сейчас находится в Лувре.
Детство и юность
Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа – Шарантон-Сен-Морис региона Иль-де-Франс. Его мать Виктория была дочерью краснодеревщика Жана-Франсуа Робина. У него было трое старших братьев и сестер. Карл-Анри Делакруа дослужился до генерала в наполеоновской армии. Генриетта вышла замуж за дипломата Раймонда де Вернинака Сен-Мора. Анри был убит в битве при Фридланде 14 июня 1807-го.
![Портрет Эжена Делакруа Портрет Эжена Делакруа](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/10/10/101_054nGy0.jpg)
Есть основания полагать, что отец Шарль-Франсуа Делакруа не был истинным предком будущего художника. Шарль Талейран, министр иностранных дел Франции при Наполеоне, который был другом семьи и которого взрослый Эжен напоминал по внешнему виду и характеру, считал себя его настоящим родителем. Шарль Делакруа умер в 1805 году, а Виктория - в 1814-м, оставив 16-летнего сына сиротой.
Азы образования мальчик получил в лицее Людовика Великого в Париже, а затем в лицее Пьера Корнеля в Руане, там он проявил склонности к литературе и живописи, получал награды в этих областях.
![Министр Шарль Талейран Министр Шарль Талейран](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/10/10/102_BOiNzS0.jpg)
В 1815 году, после кончины матери, Эжена взяла на воспитание небогатая семья родственников. Делакруа решил посвятить себя живописи и поступил учеником в мастерскую Пьера-Нарцисса Герена, а затем в 1816 году в Школу изящных искусств.
Ученики много писали с натуры, совершенствуя технику рисунка, посещали музеи, чаще всего Лувр. Там юный художник познакомился с Теодором Жерико, талантливым начинающим живописцем, повлиявшим на его творчество. Работы именитых мастеров восхищали Эжена, он был очарован полотнами Гойи, Рубенса и Тициана.
Живопись
Первую крупную картину Делакруа «Ладья Данте», написанную под влиянием «Плота Медузы» Жерико, общество не оценило, но при содействии Талейрана она была куплена государством для люксембургских галерей.
![Картина Эжена Делакруа «Ладья Данте» Картина Эжена Делакруа «Ладья Данте»](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/10/10/103_k9v5dph.jpg)
Успех пришел к художнику после демонстрации в салоне «Резни на Хиосе» в 1824 году. На картине представлена жуткая сцена гибели греческого народа в войне за независимость, поддерживаемой английским, русским и французским правительствами. Делакруа был быстро признан властями ведущим живописцем в новом романтическом стиле, а картину выкупило государство.
Его изображение страданий было спорным. Многие критики выражали сожаление по поводу отчаянного тона картины, художник Антуан-Жан Грос называл ее "резня искусства". Пафос в изображении младенца, сжимающего грудь мертвой матери, имел особенно мощный эффект, хотя критики осудили эту деталь как непригодную для искусства.
![Картина Эжена Делакруа «Резня на Хиосе» Картина Эжена Делакруа «Резня на Хиосе»](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/10/10/104_QjkDBl2.jpg)
Вскоре Делакруа создал вторую картину на тему греко-турецкой войны – захвата города Миссолонги турецкими войсками. «Греция на развалинах Миссолонги» отличалась сдержанностью палитры. Художник изобразил женщину в греческом костюме с обнаженной грудью, руки, наполовину поднятые в умоляющем жесте перед ужасной сценой: самоубийство греков, которые решили погибнуть и уничтожить свой город, но не сдаться туркам.
Картина послужила памятником народу Миссолонги и идее свободы, борьбы против тиранического правления. Художник обратился к этим событиям не только из-за его симпатий к эллинам, но и потому, что в это время в Греции умер поэт Джордж Гордон Байрон, которым Делакруа искренне восхищался.
![Картина Эжена Делакруа «Греция на развалинах Миссолонги» Картина Эжена Делакруа «Греция на развалинах Миссолонги»](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/10/10/105_oTplGgZ.jpg)
Поездка в Англию в 1825 году, встреча с молодыми художниками Томасом Лоуренсом и Ричардом Бонингтоном, цвет и манера письма английской живописи дали толчок для написания произведений разных жанров в духе романтизма.
Это направление в искусстве, для которого характерны изображение сильных характеров и страстей, одухотворенных личностей и целительной природы, интересовало Эжена более 30 лет. Кроме того, он выпускал литографии, иллюстрирующие Шекспира и Фауста Гете. По возвращении на родину были написаны «Поединок Гяура с Хасаном» и «Женщина с попугаем».
![Картина Эжена Делакруа «Поединок Гяура с Хасаном» Картина Эжена Делакруа «Поединок Гяура с Хасаном»](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/10/10/106_JPZPUXj.jpg)
В 1828 году в Салоне выставили картину Делакруа "Смерть Сарданапала". Художник изобразил осажденного короля, безучастно наблюдающего, как стражи выполняют его приказы убивать слуг, наложниц и животных. Литературным источником работы послужила пьеса Байрона. Критики назвали картину ужасной фантазией о смерти и похоти.
Особенно их поразила борьба обнаженной женщины, чье горло вот-вот будет перерезано, расположенная на переднем плане для максимального воздействия. Чувственная красота и экзотические цвета композиции сделали картину одновременно приятной и шокирующей.
![Картина Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала» Картина Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала»](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/10/10/107_h64GULQ.jpg)
Пожалуй, самое известное произведение Делакруа появилось в 1830 году. «Свобода, ведущая народ» - полотно, ознаменовавшее переход от романтического стиля к неоклассическому.
Художник чувствовал композицию в целом, одновременно думал о каждой фигуре в толпе как о типе. Мертвые воины, лежащие на переднем плане, остро подчеркивали символическую женскую фигуру со знаменем триколора, олицетворяющего свободу, равенство и братство, торжественно освещенную, словно в свете прожекторов.
![Картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» Картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ»](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/10/10/108_aIIYpgL.jpg)
Вместо того чтобы прославлять фактическое событие, революцию 1830 года, Делакруа хотел передать волю и характер народа, вызвать романтический образ духа свободы. Интересен факт, что мальчик, держащий пистолет справа, иногда считается вдохновением для персонажа Гавроша в романе Виктора Гюго "Отверженные".
Хотя французское правительство купило картину, чиновники сочли ее опасной и убрали из поля зрения общественности. Тем не менее, художник по-прежнему получал много государственных заказов на фрески и потолочные росписи. После революции 1848 года, которая привела к концу правления короля Луи Филиппа, "Свобода, ведущая народ", была, наконец, выставлена на обозрение Наполеоном III в Лувре.
![Фрески Эжена Делакруа Фрески Эжена Делакруа](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/10/10/109_HnKP1Vn.jpg)
В 1832 году Делакруа отправился в Марокко в составе дипломатической миссии. Он хотел вырваться из цивилизации Парижа в надежде увидеть более примитивную культуру. Во время поездки живописец создал более 100 картин и рисунков, сцен из жизни народов Северной Африки. Делакруа считал, что жители этого региона в своем одеянии подобны людям классического Рима и Греции:
«Греки и римляне здесь, у моей двери, в арабах, которые укутываются в белое одеяло и выглядят как Катон или Брут».
Художнику удалось тайно нарисовать некоторых восточных женщин ("Алжирские женщины в своих покоях"), но он столкнулся с трудностями в поиске мусульманских натурщиц. Находясь в Танжере, Делакруа сделал много набросков людей и города, животных. На их основе в конце жизни живописец создал картины «Арабские лошади, дерущиеся в конюшне», «Охота на львов в Марокко» (несколько версий, написанных между 1856 и 1861 годами), «Марокканец, седлающий коня».
![Картина Эжена Делакруа «Охота на львов в Марокко» Картина Эжена Делакруа «Охота на львов в Марокко»](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/10/10/110_omhpYqN.jpg)
Делакруа черпал вдохновение из многих источников: литературные произведения Уильяма Шекспира и лорда Байрона, мастерство Рубенса и Микеланджело. Но от начала и до конца своей жизни он нуждался в музыке. От печальных зарисовок Шопена или "пасторальных" пьес Бетховена художник получал больше всего эмоций. В какой-то момент своей жизни Делакруа подружился с Шопеном и написал портреты композитора и его избранницы, писательницы Жорж Санд.
В течение жизни живописец создал несколько картин на библейские сюжеты: «Распятие», «Кающаяся грешница», «Христос на Генисаретском озере», «Иисус на кресте».
![Картина Эжена Делакруа «Кающаяся грешница в пустыне» Картина Эжена Делакруа «Кающаяся грешница в пустыне»](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/10/10/111_t7P8ejf.jpg)
С 1833 года художник получил заказы на оформление общественных зданий в Париже. В течение 10 лет он писал картины в библиотеке во Дворце Бурбонов и Люксембургском дворце. В 1843-м Делакруа украсил церковь Святого Причастия большой Пьетой, а с 1848 по 1850 годы расписывал потолок в галерее Аполлона в Лувре. С 1857-го по 1861-й он работал над фресками часовни ангелов в церкви Сен-Сюльпис в Париже.
Личная жизнь
По официальной информации, Делакруа не был женат. Однако он был страстно влюблен в Жюльетту де Лавалетт, жену Тони де Форже, родственницу императрицы Жозефины.
![Жюльетта де Лавалетт Жюльетта де Лавалетт](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/10/10/112.jpg)
Когда началась эта связь, неизвестно, сохранилось письмо Эжена к возлюбленной, датированное 23 ноября 1833 года. В это время Жюльетта рассталась с супругом и жила с матерью в Париже. Их роман вскоре перерос в нежные дружеские отношения, длившиеся до смерти художника.
Во время работы во дворце Бурбонов Делакруа начал длительную дружбу с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже, подробности их отношений – белое пятно в биографии обоих.
![Мари-Элизабет Блаво-Буланже Мари-Элизабет Блаво-Буланже](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/10/10/113.jpg)
Одной из причин безбрачия живописца исследователи считают тот факт, что он не любил детей. Для него ребенок был воплощением грязных рук, портящих холсты, шума, отвлекающего от работы.
Делакруа жил в Париже, а с 1844 года приобрел небольшой коттедж на севере Франции, где любил отдыхать в сельской местности. С 1834 года до самой смерти о нем добросовестно заботилась его домработница Жанна-Мари Ле Гийю, которая ревностно охраняла его личную жизнь.
Смерть
Утомительная работа над фресками подорвала здоровье Делакруа. Зимой 1862-1863 годов он страдал от тяжелой инфекции горла, ставшей причиной смерти.
1 июня 1863 года он обратился к своему врачу в Париже. Через 2 недели ему стало лучше, и он вернулся в свой дом за городом. Но к 15 июля состояние ухудшилось, а приглашенный доктор сказал, что больше ничего не может для него сделать. К тому времени единственной пищей, которую ел художник, были фрукты.
![Могила Эжена Делакруа Могила Эжена Делакруа](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/10/10/114.jpg)
Делакруа понял серьезность своего состояния и написал завещание, каждому из друзей предназначался подарок. Доверенной домработнице, Дженни Ле Гийю, он оставил достаточно денег, чтобы жить. Затем приказал продать все в своей студии. Последней волей Эжена был запрет на любое его изображение,
«будь то посмертная маска, рисунок или фотография».
13 августа 1863 года художник скончался в Париже, в доме, где в настоящее время находится его музей. Могила Делакруа расположена на кладбище Пер-Лашез.
Картины
- 1822 - «Ладья Данте»
- 1824 – «Резня на Хиосе»
- 1826 – «Греция на развалинах Миссолонги»
- 1827 – «Смерть Сарданапала»
- 1830 – «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»)
- 1832 – «Автопртрет»
- 1834 – «Алжирские женщины в своих покоях»
- 1835 – «Поединок Гяура с Хасаном»
- 1838 – «Портрет Фридерика Шопена»
- 1847 – «Похищение Ребекки»
- 1853 – «Христос на кресте»
- 1860 – «Драка арабских лошадей в конюшне»