Биография
Первая роль в кино театральному артисту Вацлаву Дворжецкому досталась в 58 лет. С тех пор режиссеры приглашали его играть статных и величественных героев: профессоров, священнослужителей, аристократов. Исполнитель имел амплуа благородных персонажей, приверженцев идей, людей чести и достоинства.
Детство и юность
Талантливый актер родился 3 августа 1910 года в Киеве. Его родители Ян и Фаустина — потомственные дворяне, поляки по национальности. Обучение Вацлава началось в кадетском корпусе, куда он поступил в семь лет, но уже через год пошел в гимназию. Позже ученик стал посещать трудовую школу и даже вступил в комсомол.
Правда, польское происхождение стало причиной исключения из РКСМ. Вацлав подал документы в политехнический институт в 1926 году. Параллельно постигал азы актерского мастерства в театральной студии.
Шпионская деятельность и арест
Первым местом работы Дворжецкого стал кузнечный цех на заводе «Коммунар». Тогда, в молодости, он стал организатором и участником молодежного кружка под названием «ГОЛ» («Группа освобождения личности»). В 1929 году будущий артист уехал в Польшу, где его завербовали спецслужбы.
Вацлаву было дано задание вернуться в Киев и заниматься шпионской деятельностью в интересах Польши. Разумеется, советская власть не оставила происходящее без внимания. Летом 1930-го Дворжецкий был арестован как руководитель шпионской группы и приговорен к десяти годам лишения свободы. Он отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения, где основным направлением исправительных работ стало строительство железных дорог.
Почти сразу Дворжецкого освободили от тяжелых работ — его способности и умения направили в культурное русло. Будучи командированным на остров Вайгач, он стал заведующим недавно построенного Дома культуры с библиотекой и зрительным залом, в котором могли смотреть представления 200 человек. Такое положение дел радовало Вацлава Яновича, позволяя даже в заключении, в суровой северном климате, развиваться и оставаться близким театру.
Этот не самый радостный отрезок биографии в молодости актера дал ему возможность многое понять и узнать. А выступая перед лагерной публикой, он увидел самых благодарных зрителей, которые до этого ни разу не ходили на спектакли. Работа вдохновляла артиста. Позднее Вацлав Янович написал в воспоминаниях, что она помогала ему и другим заключенным «сохранить или обрести достоинство, не отупеть окончательно, не превратиться в скотину».
В 1937-м Дворжецкий вышел на волю, но почувствовать вкус свободы пришлось недолго. Осенью 1941 года его повторно арестовали — за контрреволюционную пропаганду и агитацию. Вновь попав в лагерь, артист продолжил творить и организовал группу из других талантливых заключенных. Они представляли скорее не спектакли, а эстрадные номера. Сам Вацлав Янович выходил на сцену в образе дяди Клима и зачитывал стихи о тюремной жизни, сочиненные им же.
Второй срок артиста, несмотря на возможность заниматься творческой деятельностью, стал для него тяжелым испытанием. В воспоминаниях Вацлав Янович рассказывал о том, как наточил металлическую скрепку от ботинок и держал ее при себе. У него всегда был выбор — бороться дальше или бесславно закончить мучения. Заключение длилось до 1946-го.
Театр
Дебютные роли Вацлав Янович сыграл во время первого заключения. Освободившись в 1937-м, он отправился в Киев, но местные театры не желали брать его на работу. Попытки выступать на сцене в других городах также не всегда были успешны. Месяц Дворжецкий играл на подмостках Харьковского драматического театра, а после ему удалось устроиться в Омский ТЮЗ. Здесь он блистал в постановках по пьесам Николая Гоголя, Александра Островского и других классиков. Зрители быстро оценили талант актера и вскоре приходили именно на спектакли с его участием.
До второго ареста Дворжецкий успел также появиться на сцене драматических театров Таганрога и Омска. Отбыв срок, артист вернулся в омский театр, где прослужил до середины 50-х годов. Там он успел примерить на себя множество разных образов — Александра Чацкого, Владимира Дубровского, кавалера Рипафратта и других, демонстрируя разные грани таланта.
Затем в творческой биографии Вацлава Яновича появился Саратовский академический драматический театр, в котором он работал с 1956-го по 1958-й, а после на долгие десятилетия связал судьбу с Горьковским драматическим театром, став одним из ведущих его артистов. За годы жизни Дворжецкий сыграл 122 роли в 111 спектаклях.
Фильмы с Вацлавом Дворжецким
В 1968 году актер дебютировал в кино. Его первая роль состоялась в четырехсерийном фильме Владимира Басова «Щит и меч», повествующем о работе советских разведчиков в Германии во время Великой Отечественной войны. Картина стала новаторской в своем роде, раскрыв детали такой деятельности, а также показав противников объективно, без лишнего пафоса. Главные роли исполнили Станислав Любшин и Олег Янковский. В фильме также оказалось задействовано много актеров из прибалтийских республик, которые подходили по типажу на роли немецких военных.
58-летний Вацлав Янович сыграл Лансдорфа, немецкого офицера и эксперта в области военной разведки, и выглядел на экране весьма убедительно. С тех пор многие советские режиссеры хотели видеть артиста горьковского театра в своих кинолентах.
Особняком в фильмографии Дворжецкого стало участие в киноадаптации романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». Он перевоплотился в рабочего Яшку, выразив своей игрой народное негодование. В остальных случаях Вацлаву Яновичу доставались значимые и даже главные роли аристократов, интеллигентов. В воспоминаниях он шутил, что сбреет бороду, чтобы перестать соответствовать сложившемуся кинообразу.
Впрочем, иногда актера задействовали и в фантастических кинолентах. В фильме «Через тернии к звездам» он сыграл Сергея Лебедева, специалиста по контактам с инопланетным разумом. Многие картины с участием Дворжецкого вошли в золотой фонд советского кино, среди них «Забытая мелодия для флейты», «Где-то плачет иволга», «Красное и черное». Последней для артиста стала роль Трепова в картине 1993 года «Раскол», повествующей о становлении Российской социал-демократической рабочей партии.
Личная жизнь Вацлава Дворжецкого
В личной жизни Вацлава Яновича нашлось место и счастливым моментам, и драматическим переживания. В непростой для него 1937-й, когда после освобождения сложно было найти работу, актер, переехав в Омск, познакомился с балериной Таисией Владимировной Рэй. Пара поженилась, а весной 1939-го избранница подарила супругу сына Владислава. Впрочем, воспитанием ребенка артисту не довелось заняться полноценно.
Когда Дворжецкого арестовали повторно, Таисия Владимировна убеждала сына, что отец ушел на фронт, защищал родину. Однако позднее Владислав узнал от «доброжелателей», что на самом деле родитель отбывает заключение как шпион.
Сам Вацлав Янович, находясь в лагере, познакомился с вольнонаемной служащей. От этих отношений на свет появилась девочка, названная Татьяной. Об этом стало известно Таисии Владимировне, и, когда мужа освободили, она не пожелала дальше жить с изменником и подала на развод.
После этого артист с головой ушел в работу, но недолго оставался один. Будучи актером драматического театра в Омске, он познакомился с Ривой Левите, только недавно выпустившейся с режиссерского факультета ГИТИСа. У пары оказалось много общего, несмотря на разницу в возрасте в 12 лет. В начале 50-х состоялась свадьба, а затем супруги вместе решили перебраться в Саратов. Оба работали, поддерживали друг друга и стремились к созданию большой семьи. В 1958 году уехали в Горький, где спустя два года у них появился долгожданный сын, Евгений Дворжецкий.
Интересны взаимоотношения Вацлава Яновича со старшим сыном. Искренней близости между ними не было. После развода с первой женой актер продолжил видеться с Владиславом, живя при этом отдельно. Но общение не укрепило родственных связей. Возможно, на это повлиял ряд факторов: понимание Владиславом того, что его обманывали, говоря о фронтовой жизни родителя, измена и последовавшее расставание родителей.
Тем не менее отец и сын общались все годы, Владислав даже пошел по стопам родителя, а Риву Левите называл «родной мачехой». Известность старшему сыну Дворжецкого принесла роль генерала Романа Валерьяновича Хлудова в фильме «Бег», экранизации пьесы Михаила Булгакова.
Младший сын Евгений долгие годы не проявлял интереса к киноискусству, поэтому, когда сказал родителям, что собирается поступать в Щукинское училище, они не воспринял это всерьез. Впрочем, в 1993 году вместе с отцом Евгений Вацлавович участвовал в съемках фильма «Мечты идиота».
Семья Дворжецкого — сплошь творческие и талантливые люди, но судьба была к ним неблагосклонна. Сыновья артиста умерли в одном и том же возрасте, в 39 лет: старший — от острой сердечной недостаточности, младший трагически погиб в аварии. Многие СМИ называют одну причину смерти братьев — ДТП. В случае с Владиславом столкновение действительно было за пару дней до кончины, и, возможно, пережитый стресс как раз и вызвал проблемы с сердцем.
О личной жизни актера, отбывшего 14 лет в лагерях, и его детях Яков Гройсман и Рива Левите опубликовали книгу «Династия». Фото на обложке, на котором изображены Дворжецкий и его дети, демонстрирует трех таких близких, но настолько непохожих друг на друга людей.
Смерть
До последних дней жизни Вацлав Янович продолжал заниматься любимым делом. Но уже в конце 80-х работа в театре давалась ему с трудом: из-за внезапно ухудшившегося зрения артист учил слова на слух.
Умер он 11 апреля 1993 года, через девять дней после плановой операции. Могила старшего в династии актеров находится на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде. Там же похоронена и Рива Яковлевна.
Фильмография
- 1968 — «Щит и меч»
- 1971 — «Конец Любавиных»
- 1971 — «Человек в проходном дворе»
- 1973 — «Зарубки на память»
- 1976 — «Красное и чёрное»
- 1978 — «Емельян Пугачёв»
- 1982 — «Вы чьё, старичьё?»
- 1982 — «Где-то плачет Иволга…»
- 1982 — «Надежда и опора»
- 1984 — «ТАСС уполномочен заявить…»
- 1984 — «Успех»
- 1987 — «Забытая мелодия для флейты»
- 1987 — «Мораль Леонардо»
- 1988 — «Будни и праздники Серафимы Глюкиной»
- 1991 — «Житие Александра Невского»
- 1992 — «Белые одежды»
- 1992 — «Гроза над Русью»
- 1993 — «Раскол»
Интересные факты
- Вспоминая о жизни в первом лагере, Дворжецкий отмечал, что условия, в которые он попал, оказались намного лучше, чем в других местах заключения: начальство не издевалось, а обстановка была примерно такой же, как, например, у исследователей в экспедиции.
- Реабилитация бывшего политзаключенного по делу 1929 года случилась только в 1992-м.
- Звание «Народный артист РСФСР» Вацлав Янович получил за два года до смерти.
- В народе актера именовали Василием Ивановичем, а коллеги называли его Дворжеком.
- Зрители отмечали внешнее сходство Вацлава Яновича с латвийским и советским актером Альфредом Видениексом.