Биография
Георгий Данелия — советский кинорежиссер грузинского происхождения, который снял фильмы, ставшие классикой советского кино. Почти во всех своих картинах Данелия участвовал как сценарист и актер эпизодических ролей. Несмотря на то что мастер работал преимущественно в жанре комедии, его ленты получались пронизанными лиризмом и даже нотками грусти. В новом тысячелетии режиссер попробовал себя в роли публициста и стал издавать автобиографические книги.
Детство и юность
Георгий Николаевич родился в сердце солнечной Грузии — Тбилиси. Это случилось в августе 1930 года. Папа Николай Данелия работал инженером-путейцем, а мама Мери Анджапаридзе — ассистентом на «Мосфильме». Именно она привила сыну любовь к кинематографу. На выбор будущей профессии мастера повлияли и родные тетя и дядя — Верико Анджапаридзе и Михаил Чиаурели — народные артисты СССР.
Когда сыну исполнился год, родители переехали в Москву. Здесь отца вскоре назначили бригадиром, а потом и главным инженером столичного «Метростроя», а мама поднялась в карьерной иерархии до режиссера-постановщика и получила Сталинскую премию 1-й степени.
Георгий Данелия не сразу определился с будущей профессией. Сначала юноша поступил в архитектурный вуз и после окончания учебы даже устроился на должность архитектора в институт проектирования. Но вскоре Данелия понял, что больше всего его влечет кинематограф. Поэтому в молодости Георгий Николаевич бросил проектирование и поступил на режиссерские курсы при «Мосфильме».
Фильмы
Режиссерские курсы Георгий окончил в 1959 году. Курсовой работой Данелии стала короткометражка «Васисуалий Лоханкин», а дипломной — лента «Тоже люди». Уже по этим двум фильмам стало понятно, что у автора большое будущее. По окончании обучения молодой человек устроился на студию «Мосфильм», где начал работать как режиссер-постановщик.
Уже первые кинопроекты принесли Георгию Николаевичу известность. Картину «Сережа», получившую несколько престижных наград, Данелия снимал совместно с Игорем Таланкиным. В этом проекте чувствовались свежее дыхание и новаторский подход. А в 1963-м на экраны вышла лента «Я шагаю по Москве», после чего режиссер проснулся знаменитым. Это творение эпохи хрущевской оттепели стало культурным событием и открытием года, а также представило публике молодого Никиту Михалкова.
Через 2 года на экраны страны вышел фильм «Тридцать три». Этой работой Данелия сразу же завоевал себе нишу нового мастера советской комедии. Кроме меткой и злободневной сатиры Георгий Николаевич сумел продемонстрировать умение гротескно и в то же время тонко и лирично описать действительность. Особо надо отметить талант режиссера к созданию слаженного ансамбля из отличающихся актеров, принадлежащих к разным школам и поколениям.
Критики говорили, что этот талант Георгия Николаевича — раскрывать популярного актера с неизвестной стороны — особенно ценен. Как и умение режиссера использовать в комедиях элементы мелодрамы или даже драмы. Эта черта прослеживалась в «Мимино», «Афоне» и других лентах.
В 1986 году вышел легендарный фильм Данелии «Кин-дза-дза!». Использование в комедии научной фантастики стало новаторским для советского кинематографа. Актерский состав был подобран гениально. Эта антиутопия сразу же оказалась разобрана на цитаты.
Спустя годы права на экранизацию картины хотели приобрести американцы, но их задумка о том, что землян станут изображать актеры, а инопланетяне появятся на экране с помощью компьютерной графики, ужаснула режиссера. При этом Георгий Николаевич задумался о возможности сделать анимационную версию — и мультфильм «Ку! Кин-дза-дза» вышел на экраны в 2013-м.
В 1990-е Данелия продолжал снимать фирменные грустные комедии. Среди них можно отметить картины «Настя», «Орел и решка», «Паспорт».
Театр
С 2003 года режиссер стал председателем Фонда Георгия Данелии, на официальном сайте которого обозначились такие цели, как поддержание кинематографических традиций и помощь в развитии кино. Вскоре руководство компании перешло к жене режиссера Галине Ивановне.
В 2015 году на базе фонда открылся театр, получивший имя режиссера. Площадку для проекта предоставил Дворец культуры железнодорожников в Санкт-Петербурге.
Первой постановкой нового театра стала «Ханума» по кинокартине, которая, в свою очередь, была снята по пьесе грузинского драматурга Авксентия Цагарели. Представление планировалось как подарок к 85-летию Данелии. Занятые в спектакле друзья режиссера решили, что произведение по духу подходит юбиляру. При этом пресса заверила будущих зрителей, что в постановке не будет четко выраженного национального колорита, действие спектакля развернется в необозначенном южном городе.
Кроме того, в репертуаре театра появился детективный мюзикл для всей семьи «Шер, Лок и Дюймовочка». Спектакли проходили и на сцене Театра сатиры, и в Мастерской Петра Фоменко.
Книги
Помимо режиссерской работы Георгий Николаевич занимался писательством. Особую любовь у поклонников творчества мэтра обрели его автобиографические книги «Безбилетный пассажир» и «Тостуемый пьет до дна». В обоих произведениях Данелия поделился с читателями деталями творческой биографии, рассказал, как снимались его работы — от ленты с юным Михалковым до картины «Афоня». Кроме того, в «Пассажире» сценарист раскрыл отношение к советской власти, подчеркнул, что остался благодарен ей за возможность заниматься любимым делом, так как он снимал не все, что хотел, но «только то, что хотел».
Позднее литературная коллекция пополнилась сочинением-воспоминанием «Кот ушел, а улыбка осталась», ставшим продолжением рассказов о творчестве Георгия Николаевича, но уже о более современных фильмах. В частности, книга включила повествование о том, как Сергей Бондарчук одолжил коллеге дорогие часы с золотым браслетом, чтобы тот солиднее выглядел на переговорах с известным американским продюсером. Позднее постановщик объединил все 3 произведения в книгу «Кошмар на цыпочках».
Личная жизнь
В биографии режиссера было три официальных жены, одна гражданская и двое детей от разных браков. Первый раз Данелия женился в 1951 году. Супругой мэтра стала Ирина Гинзбург, дочь министра строительства. Это был яркий, но короткий роман — вместе пара прожила лишь год. В этом браке родилась дочь Светлана, ставшая юристом. С наследницей Георгий Николаевич поддерживал отношения, созваниваясь каждый вторник.
Любовь Соколова
Личная жизнь Данелии долгое время — с 1957 по 1984 год — была связана со знаменитой актрисой Любовью Соколовой, с которой режиссер встретился на съемках картины «Хождение по мукам». Добиться расположения дамы, оказавшейся немного старше его по возрасту, Георгию оказалось непросто. У Соколовой уже была за плечами трагическая история любви. В блокаду у артистки погибли муж и сын.
Но Данелия сумел увлечь красавицу. Вскоре у них родился сын Николай. Супруги прожили вместе четверть века, но после 25 лет отношений мастер нашел новую любовь. Расставание Соколова пережила очень сложно, а смерть 26-летнего наследника, умершего при невыясненных обстоятельствах, окончательно подорвала здоровье актрисы.
Другие отношения
В некоторых СМИ появлялась информация о том, что еще в браке с Любовью Данелия увлекся молодой писательницей Викторией Токаревой. На долгие годы та действительно стала творческим союзником режиссера — вместе они написали сценарии ко многим фильмам, в том числе к «Джентльменам удачи».
О 15-летнем романе Виктория Самуиловна поведала в автобиографической книге «Дерево на крыше», не скрывая в сюжете интимных подробностей. Эта связь не окончилась браком — Георгий Николаевич предпочел остаться с семьей, а Токарева не нашла в себе силы уйти от мужа и оставить несчастной дочь.
После развода с Соколовой у Данелии вспыхнул роман с Галиной Юрковой, которая и стала третьей женой режиссера. Первая профессия женщины — журналист, вторая — режиссер-постановщик. Зрителю Юркова известна фильмами «Француз», «Божья тварь», «Шутка?!». В интервью супруга Георгия Николаевича признавалась, что на момент заключения брака тот больше не хотел иметь детей, но полюбил ее сына Кирилла. Пара жила вместе до самой смерти мэтра — сохранились архивные фото, запечатлевшие мастера и его последнюю избранницу.
Смерть
Данелия скончался в 88 лет — 4 апреля 2019 года. Причина смерти режиссера — дыхательная и сердечная недостаточность. В феврале культовый мастер попал в больницу с воспалением легких. Позже для стабилизации дыхания медики ввели Георгия Николаевича в искусственную кому. Состояние пациента улучшалось, что позволило отключить его от аппарата ИВЛ 1 апреля. Близкие надеялись на скорую выписку — тем неожиданней стало известие о кончине кинодеятеля.
Гражданская панихида прошла в Доме кино — там ранее демонстрировались премьеры картин режиссера. А похоронили мастера на Новодевичьем кладбище. Георгий Николаевич покоится рядом с Олегом Табаковым.
Памятник Данелии на могиле поставили в августе 2021 года. Композиция создана в виде двух дверей, которые олицетворяют собой разные миры. На одной из них изображен сам режиссер, на другой художник поместил звездное небо Тентуры — поклонники могли разглядеть в этом изображении часть галактики из фильма «Кин-дза-дза».
Фильмография
- 1960 — «Серёжа»
- 1963 — «Я шагаю по Москве»
- 1965 — «Тридцать три»
- 1971 — «Джентльмены удачи»
- 1975 — «Афоня»
- 1977 — «Мимино»
- 1979 — «Осенний марафон»
- 1982 — «Слёзы капали»
- 1986 — «Кин-дза-дза!»
- 1993 — «Настя»
- 1995 — «Орёл и решка»
- 2000 — «Фортуна»
Библиография
- 1978 — «Мимино»
- 2006 — «Безбилетный пассажир: «Байки» кинорежиссёра»
- 2006 — «Тостуемый пьёт до дна»
- 2007 — «Чито-грито»
- 2008 — «Джентльмены удачи и другие киносценарии»
- 2008 — «Не горюй!: авторский сборник»
- 2014 — «Кот ушёл, а улыбка осталась»
- 2018 — «Кошмар на цыпочках»
Интересные факты
- Комедию «Тридцать три» долгое время запрещали к официальным показам по идеологическим соображениям — критики усмотрели в ленте насмешку над советскими космонавтами. При этом в течение 25 лет фильм все же демонстрировали — в небольших кинотеатрах, воинских частях. Поэтому, когда в конце 90-х Данелия решил похвастать фактом «запрещенной» работы, пролежавшей на полке, попытка не увенчалась успехом — картину успели увидеть многие.
- Самое продолжительное сотрудничество состоялось у режиссера с Евгением Леоновым, которого Данелия называл своим талисманом. С первой совместной работы в комедии «Тридцать три» творческий дуэт не распадался вплоть до смерти Евгения Павловича. Кроме того, через многие картины Георгия Николаевича лейтмотивом прошла песня «На речке, на речке…», которую исполнил герой Леонова в названной выше ленте.
- На главную роль в фильм «Паспорт» Данелия хотел пригласить еще одного из своих любимых артистов, Вахтанга Кикабидзе, но планы нарушились. Потом в качестве претендентов рассматривались Регимантас Адомайтис и даже Николас Кейдж — Георгий Николаевич лично встречался с голливудской звездой в Лос-Анджелесе, и тот, познакомившись со сценарием, согласился на съемки. Однако последнее слово оказалось за французами, спонсирующими комедию. Они настояли на том, чтобы центрального героя играл Жерар Дармон.