Биография
Петр Фоменко появился на свет в Москве 13 июля 1932 года. Он рос разносторонним ребенком. Так, на протяжении всего своего детства юный Петя увлекался различными видами спорта: то теннисом, то футболом, то традиционным хоккеем на льду, то хоккеем с мячом. Кроме того, Петр Наумович с ранних лет играл на скрипке и успешно прошел обучение в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Как отмечается в различных источниках, за привитие ребенку любви к искусству в семье Фоменко отвечала мать: она же познакомила сына с театром.
Петр горячо полюбил театральные подмостки и вознамерился стать актером. Впрочем, после окончания школы он продолжил идти по пути получения музыкального образования, закончив Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова по классу скрипки. Но продолжать в том же духе будущий прославленный режиссер не хотел: его, все сильнее с каждым годом, манил театр.
Фоменко даже поступил на актерское отделение Школы-студии МХАТ, где приобрел славу «одаренного изгоя». Его прогрессивный взгляд на театральное искусство был чужд консервативным преподавателям, что нередко становилось причиной конфликтов и споров. И на третьем курсе Петра Наумовича все-таки отчислили с формулировкой «за хулиганство».
Не отчаявшись из-за неудачи во МХАТе, Фоменко поступил в ГИТИС, на режиссерский факультет. Параллельно с этим он учился на заочном отделении филологического факультета МГПИ им. Ленина. Примечательно, что именно в МГПИ Петр Наумович познакомился с такими выдающимися артистами, как Юрий Визбор, Юрий Коваль, Юлий Клим. Впоследствии именно с ними Фоменко организовывал свои первые «капустные» постановки.
Неудачное начало карьеры
Окончив ГИТИС, режиссер получил работу в театре Маяковского. Впрочем, и тут его не поджидал оглушительный успех: спектакли Фоменко также шли вразрез с общепринятым взглядом на то, как стоит организовывать театральные постановки в Советском Союзе. Спектакль режиссера под названием «Смерть Тарелкина» подвергся запрету после того, как был показан всего пятьдесят раз. А постановка «Новая Мистерия-Буфф» и вовсе не была допущена к показу советским зрителям.
Постепенно Петр Наумович получил нелестное прозвище «осквернителя русской классики» и на несколько лет остался без серьезной работы. Иногда он выступал в роли помощника режиссера на телевидении, иногда ставил небольшие спектакли в провинциальных театрах. На протяжении небольшого промежутка времени Фоменко даже работал по своей второй специальности – филологом.
Дальнейшая карьера
Отчаявшись найти работу в родных краях, режиссер решил попытать счастье в Грузии. Там ему действительно нашлось, чем заняться: около двух лет Фоменко проработал в Тбилисском театре Грибоедова. В начале 70-х Петр Наумович вернулся в РСФСР и устроился в Ленинградский Театр Комедии. Под его режиссурой были поставлены такие спектакли, как «Родственники», «Измена», «Мизантроп» и другие. Именно ему известная актриса Ольга Антонова отчасти обязана своим умением воплощать очень разных, не похожих друг на друга персонажей.
Но и из этого театра Фоменко, по сути, выгнали, сославшись на идеологические причины. Спустя некоторое время режиссер вернулся в Москву и снова устроился на работу в Московский академический театр им. Маяковского, а затем – в Государственный академический театр им. Вахтангова. «Без вины виноватые», «Пиковая дама» и другие спектакли стали основой его новой работы.
Не меньшее значение имела преподавательская работа, которой Петр Наумович занялся в ГИТИСе. Сначала он имел статус одного из педагогов, трудящихся в студии Оскара Ремеза, однако вскоре был удостоен звания профессора и смог набрать свой собственный курс подопечных. В общей сложности режиссер преподавал порядка двух десятков лет. Из-под его крыла вышли такие артисты, как Марина Глуховская, Сергей Пускепалис, Галина Тюнина, Полина Агуреева, Илья Любимов, Андрей Казаков, Евгений Цыганов и многие другие.
Постепенно «накопилось» настолько много «фоменок», что с помощью этих артистов можно было ставить полноценные спектакли. В 1993 году в столице был основан Московский театр «Мастерская Петра Фоменко», основу труппы которого и составили выпускники ГИТИС, обучавшиеся у Петра Наумовича.
На сегодняшний день в работе театра задействовано уже несколько поколений «фоменок», а цитаты уроков одаренного педагога для артистов превратились в заповеди. «Волки и овцы», «Три сестры», «Семейное счастие», «Таня-Таня», «Сказка Арденнского леса» - вот лишь несколько из поставленных театром спектаклей.
В 2000 году режиссер даже поработал в качестве преподавателя в Парижской консерватории. За огромный вклад в развитие театра Петр Фоменко был награжден большим количеством отечественных и зарубежных наград: французским орденом искусств и литературы, премиями «Чайка» и «Триумф», наградами «Хрустальный Турандот» и «Золотая Маска», званиями Заслуженного деятеля культуры Польши и Народного артиста России. А в 2015 году был снят десятисерийный документальный фильм «Легкое дыхание», посвященный творческому пути режиссера.
Работа в кино
Хотя главным делом всей жизни Петра Фоменко был театр, он оставил свой след и в истории кинематографа. Так, вместе с Борисом Вахтином он написал сценарий для фильма «На всю оставшуюся жизнь», который сам же и срежиссировал, а также исполнил для него песню (компанию Фоменко составила Таисия Калинченко).
Также он выступил режиссером на съемках фильмов «Поездки на старом автомобиле», «Почти смешная история». Кроме того, Петр Наумович сам сыграл небольшие роли в фильмах «Джентльмены из Конгресса», «Черный монах», «Поездки на старом автомобиле».
Личная жизнь
Петр Фоменко был человеком творческим и темпераментным, и его женщины лучшее тому доказательство. Их, горячо любимых, в жизни режиссера было три: первая жена Лали Бадридзе, вторая супруга Майя Тупикова и любовница Аудроне Гирдзияускайте. К слову, именно последняя подарила Петру Наумовичу то, без чего немыслима семья: сына Андрюса.
Хотя родители и не были официально женаты, Фоменко признал своего сына и старался помогать ему и его матери. Другие дети режиссеру судьбой уготованы не были.
Петр Наумович умер в августе 2012 года в Москве, причина смерти – сердечный приступ. Режиссера, чьи фото навек вошли в анналы театральной истории, похоронили на московском Ваганьковском кладбище.