Биография
Сценариста и режиссера Александра Миндадзе называют нравственным камертоном позднесоветского и послесоветского кинематографа. В богатой фильмографии Александра Анатольевича практически нет лент, главной темой которых была бы любовь между мужчиной и женщиной.
Детство и юность
Будущий кинодеятель появился на свет в Москве 28 апреля 1949 года. Через семь лет родители подарили жизнь младшей сестре Саши, Лене.
Отец семейства Густав Айзенберг, прославившийся в качестве сценариста под псевдонимом Анатолий Гребнев, хотя родился в Тифлисе, но не был представителем титульной национальности закавказской республики. Фамилия Миндадзе у Александра от мамы Галины Ноевны, прожившей почти 90 лет.
После получения аттестата зрелости первенец Гребнева, выполняя указ партии и правительства об обязательной отработке перед поступлением в вузы, два года выполнял обязанности секретаря в суде. Опыт работы в пристанище Фемиды пригодился Александру при написании сценария к юридической драме «Слово для защиты».
Высшее образование Миндадзе получил на сценарном факультете ВГИКа. Одновременно с кузницей кинематографических кадров он поступил и в Литературный институт, но в итоге предпочел остаться в первом из названных вузов. Наставником начинающего сценариста была актриса, писательница и кинодраматург Екатерина Николаевна Виноградская, в 1940 году за сценарий к фильму «Член правительства» награжденная орденом «Знак Почета». За годы учебы по драматургическим наработкам Миндадзе были сняты короткометражки «Это были мы», «Возвращение катера» и «Тот, кто меня спас».
Фильмы Александра Миндадзе
Первой полнометражной картиной, снятой по сценарию Александра Анатольевича, стала армейская драма «Весенний призыв», вышедшая в прокат в 1977 году. Режиссером фильма, раскрывавшего актуальную и сейчас проблему притирки солдат-срочников, выступил Павел Любимов, а музыку к ленте написал Владимир Шаинский. Афишу картины украшало групповое фото персонажей в военно-полевой форме.
Следующая лента — «Слово для защиты» — стала первым опытом сотрудничества Миндадзе с режиссером Вадимом Абдарашитовым. Творческий тандем, продержавшийся более двадцати лет, подарил зрителям такие шедевры, как «Охота на лис», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра», «Слуга», «Время танцора». Картины Абдарашитова по сценариям Миндадзе становились предметами газетных дискуссий.
В 2000 году Александр Анатольевич приложил руку к сценарию совершенно нехарактерной для себя ленты — новогоднего телемюзикла Евгения Гинзбурга «Игра в любовь». Через три года в прокат вышел криминальный фильм «Трио», снятый Александром Прошкиным по сценарию Миндадзе. В мелодраме «Магнитные бури» ученик Виноградской возобновил сотрудничество с Абдарашитовым, но лента оказалась последней совместной работой тандема.
В 2005-м сценарий Миндадзе впервые воплотил на экране Алексей Учитель, сняв фильм «Космос как предчувствие» (через девять лет Александр Анатольевич и Алексей Ефимович вновь работали вместе — на этот раз над криминальной мелодрамой «Восьмерка»). А в 2007-м сын Анатолия Гребнева дебютировал как режиссер — первой ласточкой 59-летнего постановщика стала картина «Отрыв». Из режиссерских работ Миндадзе наиболее обласканной критиками стала лента «Милый Ханс, дорогой Петр», вышедшая в 2015 году.
Личная жизнь
Счастье в личной жизни Миндадзе обрел, заключив в молодости брак со сверстницей Галиной Орловой. Широкому зрителю актриса известна прежде всего по роли Бетти, возлюбленной Джеки Чеснея, в телевизионной комедии Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!».
Вскоре после завершения съемок в экранизации пьесы Брэндона Томаса «Тетка Чарлея» жена подарила Александру Анатольевичу первенца Катю. Когда Екатерина выросла, то пошла по отцовским стопам. Вторая дочь творческой пары, Нина Миндадзе, стала художником.
Земная биография Галины Петровны завершилась в декабре 2015 года. Актрису похоронили на Троекуровском кладбище Москвы. Там же в 2018-м нашли последний покой сестра Александра Анатольевича Елена Гремина и зять Михаил Угаров.
Александр Миндадзе сейчас
Весной 2024 года сын Анатолия Гребнева отпраздновал 75-летие. Накануне юбилея на канале «Культура» вышла программа «Линия жизни» с Александром Анатольевичем, а сразу после нее состоялся показ фильма «Линия защиты». 11 мая на Первом канале в рамках «Закрытого показа» прошла телепремьера артхаусной драмы «Паркет», снятой юбиляром в 2021 году совместно с кинематографистами Великобритании и Польши.
Фильмография
- 1976 — «Весенний призыв»
- 1977 — «Слово для защиты»
- 1979 — «Поворот»
- 1980 — «Охота на лис»
- 1982 — «Остановился поезд»
- 1982 — «Предел желаний»
- 1984 — «Парад планет»
- 1986 — «Тихое следствие»
- 1986 — «Слуга»
- 1987 — «Плюмбум, или Опасная игра»
- 1991 — «Армавир»
- 1995 — «Пьеса для пассажира»
- 1997 — «Время танцора»
- 2001 — «Мамука»
- 2003 — «Трио»
- 2003 — «Магнитные бури»
- 2005 — «Космос как предчувствие»
- 2007 — «Отрыв»
- 2009 — «Миннесота»
- 2011 — «В субботу»
- 2013 — «Восьмёрка»
- 2015 — «Милый Ханс, дорогой Пётр»
- 2021 — «Паркет»
Награды
- 1989 — Премия «Ника» (фильм «Слуга»)
- 1991 — Государственная премия СССР (фильм «Слуга»)
- 1995 — Приз «Серебряный медведь» (фильм «Пьеса для пассажира»)
- 1997 — Премия «Золотой овен» (фильм «Время танцора»)
- 1997 — Премия «Ника» (фильм «Время танцора»)
- 2003 — Премия «Золотой овен» (фильм «Магнитные бури»)
- 2003 — Премия «Ника» (фильм «Магнитные бури»)
- 2005 — Премия «Золотой овен» (фильм «Космос как предчувствие»)
- 2005 — Премия «Золотой орёл» (фильм «Космос как предчувствие»)
- 2011 — Премия «Золотой орёл» (фильм «В субботу»)
- 2013 — Премия «Ника» («За выдающийся вклад в отечественный кинематограф»)
- 2016 — Премия «Золотой орёл» (фильм «Милый Ханс, дорогой Пётр»)
- 2016 — Премия «Белый слон» (фильм «Милый Ханс, дорогой Пётр»)
- 2016 — Премия «Ника» «Милый Ханс, дорогой Пётр»)
- 2021 — Специальный приз кинофестиваля «Окно в Европу» (фильм «Паркет»)
Интересные факты
- В интервью 2015 года Миндадзе сообщил, что идея фильма «Парад планет» возникла у него после рассказа тещи о том, что ее сын каждый раз после очередных военных сборов пропадает куда-то на пару дней.
- К сериалу «Мамука» Александр написал сценарий вместе со своим отцом Анатолием Гребневым.
- Тема многих лент в фильмографии Миндадзе — вмешательство катастрофы в биографии персонажей. Так, в фильме «В субботу» это авария на атомной станции, аналогичная той, что произошла в Чернобыле, в картине «Остановился поезд» — железнодорожная катастрофа, в «Отрыве» — авиакатастрофа, а в «Армавире» — гибель пассажирского судна. Отец Александра Анатольевича скончался в 78 лет от травм, полученных в результате наезда автомобиля. За 24 года до кончины Анатолия Борисовича в картине по сценарию его сына «Поворот» персонаж Олега Янковского своими «Жигулями» смертельно травмировал старушку.