Биография
Михаил Угаров – режиссер, драматург, художественный руководитель Tеатра.doc и Школы документального театра и кино, которой дал имя Марины Разбежкиной и свое собственное. За таким сухим определением скрывается человек, учивший студентов неведомому искусству настраивать взгляд, выдавать наружу самое постыдное и плохое и бесстрашно разрушающий классические представления.
Детство и юность
Большей частью биографии людей, родившихся в артистических семьях, предполагают, что их жизнь будет как-то связана с миром кино и театра. Не стал исключением и Михаил, сын актера и директора Архангельского театра драмы, заслуженного деятеля культуры России Юрия Угарова.
Один из крупнейших первооткрывателей новейшей пьесы родился в Архангельске в январе 1956 года. Учился в Литературном институте, но диплома об окончании так и не получил. Старший брат Алексей работал режиссером на областном телевидении.
Сразу после школы Михаил Угаров поступил актером в Кировский театр юного зрителя, которому отдал 16 лет жизни. При этом обманул главного режиссера и директора, скрыв, что нет специального образования. Однако руководство рискнуло взять в штат увлеченного парня.
Как и предупреждали родители, уже через восемь лет Михаил начал тяготиться актерской профессией и занялся писательством. Кроме того, что играл на сцене, стал заведовать литературной частью.
Карьера
В начале 90-х Михаил Угаров переехал в Москву и, как писала пресса, встал во главе движения современной пьесы. Впервые дебютировал как театральный режиссер в «Центре драматургии и режиссуры», созданном Алексеем Казанцевым и Михаилом Рощиным.
В 2002 году вместе с женой Еленой Греминой основал любимое детище Tеатр.doc, на сцене которого ставились документальные спектакли, откровенно остросоциальные и политические. Труппа ютилась по подвалам, расчищала их, а потом оставляла, вспоминал Михаил.
Позднее театр получил помещение в Трехпрудном переулке, однако власти Москвы в 2014-м вынудили покинуть его. В Интернете и печатных СМИ тогда поднялась волна возмущения. Мэрию обвинили в преследовании Tеатра.doс за три «НЕ», поскольку театр позиционировался как независимый, негосударственный, некоммерческий.
Поклонники писали, что театр, даже находясь в подвале, куда вмещается только сто человек, может влиять, расшевелить весь театральный процесс в стране. Зрители раскупали билеты на нашумевшие «Час 18», посвященный делу Сергея Магнитского, «Новую Антигону» о матерях, потерявших детей в Беслане.
Постановку «Болотного дела» пытались сорвать: ровно к премьере в Tеатр.doс заявились прокуратура, МЧС, полиция. Позже худрука Михаила Угарова не выпустили из Москвы на гастроли в Берлин. Не меньший ажиотаж вызвала постановка в жанре свидетельского театра о девушках из Pussy Riot, хотя Михаил Юрьевич не собирался ставить его, поскольку
«Сама жизнь была таким спектаклем, что, если это поставить на сцене – получится шарж».
Угаров считал, что нужно показывать правду, которую он собственными глазами видел в суде и в целом давать трибуну свидетелям событий. О себе режиссер говорил как о знатном тролле, задача которого – не то чтобы лишать власть авторитетности, но показывать, какие она творит глупости.
Самостоятельным режиссерским дебютом Угарова на большом экране стал фильм «Братья Ч», экранизация пьесы Елены Греминой. Сюжет картины охватывал всего один день из жизни семьи писателя и основывался на воспоминаниях Антона, Михаила и Александра Чеховых.
Михаил участвовал в организации фестиваля молодой драматургии «Любимовка», целью которого было обновление театра через новых авторов. В середине 90-х Угаров был одним из учредителей театра «Дебют-центр» при Центральном Доме актёра имени Яблочкиной, в котором неизвестные авторы получали шанс поставить спектакли по своим произведениям.
В наследство новым режиссерам Михаил Юрьевич оставил пьесы «Кухня ведьм», «Правописание по Гроту», «Газета „Русский инвалид“ за 18 июля», «Оборванец», «Зеленые щеки апреля» и другие.
Личная жизнь
О семье и детях драматурга известно немного. Первой женой Михаила Юрьевича стала актриса, но имя ее нигде не называется. Пара поженилась в очень молодом возрасте, на волне увлеченности общей профессией. А потом, как говорил Угаров, у него резко поменялось отношение к театру, брак начал распадаться, поскольку изменились уровни.
Сын Иван выбрал драматургию в качестве профессии. Угаров-младший – соавтор сценариев к фильмам «Не родись красивой», «Любовь на районе», «Дочки-матери», «Доктор Рихтер».
Позднее автор «Облом off» на семинаре молодых драматургов познакомился с Еленой Греминой, сестрой режиссера Александра Миндадзе. Михаилу понравилась ее пьеса «Колесо фортуны», а женщину поразили угаровские «Голуби». Завязался роман текстов.
По собственному признанию режиссера, супруги менялись ролями: один выступал в роли писателя, а другой — жены драматурга или мужа драматурга. Поженились, чтобы обсуждать пьесы друг друга, но не вмешивались в творчество. Михаилу всегда было интересно мнение жены, решения принимались совместно.
Хотя в интервью Угаров признавался, что начал писать, так как считал себя глупым человеком, попадая в ту или иную ситуацию, не сразу находил, что ответить. И спустя день-два в голову приходили мысли, формулировки. Возможно, поэтому произведения Михаила Юрьевича отличают сильные монологи героев.
Сын Елены, Александр Родионов, пошел по стопам отчима – закончил в 1999 году Литературный институт и за это время стал крупнейшим современным сценаристом, автором десятков пьес, получивших воплощение на театральной сцене и на киноэкране.
У Михаила Юрьевича остались трое внуков.
Угаров не любил, когда его величали по отчеству. На странице в «Фейсбуке» недоумевал по этому поводу, ведь он сам везде представлялся просто по имени.
Смерть
Последние месяцы Михаил Угаров работал над пьесой украинского драматурга Натальи Ворожбит «Плохие дороги». Автора на родине уже обвинили в очернении действительности и непатриотизме. В России Наталья доверила ставить свою пьесу только Угарову. Режиссер был озабочен поиском актеров, которые могли бы потянуть такой непростой материал.
День перед уходом навсегда Михаил Юрьевич провел на юбилее «Новой газеты». Общался с массой людей, и ничто не предвещало беды. С издательством у Театра.doc реализовано 4 проекта, и Угаров мечтал еще о шести. Вечером дома худруку стало плохо. Когда приехала скорая, было уже поздно. Причиной смерти назвали внезапный сердечный приступ.
Похороны известного режиссера сопровождал скандал. Погребение Угарова планировали провести на Троекуровском кладбище, однако его руководство посчитало, что Михаил Юрьевич не заслужил таких почестей, и затребовало 740 тыс. рублей.
Мэрия Москвы, как сообщила Газета.ru, вызвавшаяся помочь, обещания не выполнила. По словам режиссера театра Заремы Заудиновой,
«На это должна быть особая воля администрации города. Вряд ли она поступит, если учесть, что нас всегда недолюбливали за остроту, критику и честность. Заслуг перед государством у Михаила Юрьевича нет — и это к счастью, зато есть заслуги перед страной и всем современным театром».
Театр.doc обратился за помощью к неравнодушным людям и за сутки собрал необходимую сумму.
Проекты
- Театр документальной пьесы Театр.doc
- Фестиваль молодых драматургов «Любимовка»
- Фестиваль «Новая драма» (ныне — «Новая пьеса»)
- «Дебют-центр» при Центральном Доме актёра имени Яблочкиной
- Сценарий телесериала «Петербургские тайны» (соавтор)
- Сценарий сериала «Дневник убийцы» (соавтор)
- Ток-шоу «Моя семья»