Биография
Михаил Чехов — русский актер, постановщик и театральный педагог. Творческий деятель, работал по системе Станиславского и проектировал авторский метод. В память о себе артист и режиссер оставил многочисленные образы в спектаклях и кинокартинах, книги и статьи о специфике актерской работы. Чехов — сподвижник основателей МХАТа, которому удалось добиться популярности в Европе и США. Он ставил спектакли на зарубежных сценических площадках, читал лекции и вел семинары для будущих артистов.
Детство и юность
Михаил Александрович Чехов — племянник знаменитого драматурга Антона Чехова. Отец мальчика, как и его родственник, пробовал себя в литературе. В 1888 году Александр Чехов стал вдовцом и уже в следующем году женился на гувернантке, работавшей с его детьми. Она и подарила ему сына Михаила.
Мальчик родился 17 (29) августа 1891-го в Петербурге и с детства демонстрировал творческие наклонности. Родители видели это, и отец верил, что его наследник вырастет талантливым исполнителем. Особую тягу Миша питал к драматическому искусству. В 1907-м он стал учеником театральной школы при Литературно-художественном обществе. Сценический дебют состоялся в рамках любительских постановок.
Педагоги отмечали, что Миша весьма успешен в комических образах и способен воплощать характерных персонажей. Завершив обучение, юноша стал участником труппы Суворинского театра, в котором трудился полгода. Сведя в 1912-м знакомство с Константином Станиславским, Михаил получил приглашение к сотрудничеству с МХТ.
Театр и фильмы
Первым героем в Московском художественном театре для Чехова стал Васька из «Нахлебника» Ивана Тургенева. Начинающий артист был счастлив появившимся перспективам. Тогда же стало известно об открытии студии при МХТ. С этого момента Михаил был задействован на основной сцене в массовке, а затем и в главных ролях, и в студии под предводительством Евгения Вахтангова и Леопольда Сулержицкого.
В 1913 году артист впервые оказался перед объективом кинокамеры, выступив в образе Михаила Романова в киноленте «Трехсотлетие царствования дома Романовых». Следом за этим фильмом снялся в 5 немых картинах. Параллельно он выходил на сцену студии при Художественном театре в образе Фрибэ из пьесы «Праздник мира», играл Епиходова в постановке «Вишневый сад» на основной сцене театра. В последующие 2 года актер часто был задействован в спектаклях, организуемых Станиславским.
1915-й принес актеру роли в фильмах «Хирургия» и «Сверчок». Он также воплотил на сцене Фрезера из пьесы «Потоп», шедшей в студии. Станиславский предложил Чехову сыграть Треплева в знаменитой «Чайке» в 1916-м, но исполнителя подводило здоровье, дополнением чему служила депрессия. Сложное психологическое состояние творческого человека было непросто объяснить. К тому же в этот период скончался двоюродный брат, чью смерть Михаил переживал и решил отказаться от роли.
Чехов прорабатывал систему актерского существования, которую проповедовал в собственной студии, основанной в 1918 году в его квартире. Сам Станиславский поощрял эти занятия. Актер издал несколько статей, в которых вел разбор знаменитого метода. У создателя МХАТа он репетировал Мальволио в постановке «Двенадцатая ночь» и сыграл главного героя в «Эрике XIV». Параллельно Михаил преподавал актерское мастерство.
Чехов был задействован в постановке Станиславского «Ревизор». Его Хлестаков имел восторженные отзывы критиков. Актера воспевали творческие деятели России и Европы, после того как он посетил с гастролями Литву, Эстонию, Словению и Чехию.
В 1922 году он встал у руля первой студии МХАТ, которой на следующий год исполнялось 10 лет. Артист репетировал Гамлета. Премьера получила неоднозначную оценку, но к тому моменту заслуги Чехова были очевидны. Он стал заслуженным артистом академических театров. В этот же период первую студию переименовали во вторую.
В 1926 году в студии наметился раскол. Чехов отказывался пропускать на сцену «Волки и Овцы» Александра Островского в постановке Алексея Дикого. В дело вмешался Анатолий Луначарский. Труппа не хотела работать с Диким, и контракт с ним не предполагал продления. Сложное положение стало препятствием для гастролей студии в США, которые организовал Станиславский. В результате разбирательств Михаил Чехов стал единоличным управленцем студии по предложению Наркомпроса.
Став руководителем, он не отказался от артистической деятельности и продолжал сниматься. В 1927-м состоялась премьера кинокартины «Человек из ресторана», которая считается наиболее серьезной в кинематографической биографии мужчины.
Исследуя метод Станиславского, в 1928 году Чехов выпустил книгу «Путь актера». В тот же период, не вытерпев накала страстей, царивших в театре, он принял решение уйти из него, но собрание отказало. Актер взял небольшой перерыв, чтобы поправить здоровье, а сам дал согласие на съемки в ленте «Тройка» немецкого режиссера Макса Рейнхардта.
Он также сыграл в постановке «Артисты». Затем последовали работы в фильмах «Глупец из-за любви», «Призрак счастья», «Певец своей печали». В качестве режиссера он поставил «Двенадцатую ночь» и «Габиму», обретя признание за границей как театральный организатор.
Артист работал за границей, планировал открытие актерской школы во Франции и создал в Париже Общество друзей Театра Чехова, арендовав помещение для спектаклей. Нашлись меценаты, поддерживающие его проект материально, но первые постановки казались творческому деятелю неудовлетворительными. Он стал договариваться о сотрудничестве с рижским Театром русской драмы, где поставил впоследствии несколько пьес.
Михаил Чехов много работал в ближнем зарубежье — Латвии, Эстонии, Литве и устраивал семинары, объясняя актерам метод Станиславского. Он также рассказывал о собственном видении творческого существования на сцене. В 1935-м Театр Чехова под его руководством дал гастроли в США.
Театральный деятель получил приглашение к сотрудничеству от английской студии Дартингтон-холл и работал там с 1936 по 1938 годы. Нестабильное положение в Европе в предвкушении войны заставило актера в компании единомышленников из его студии переехать в США. Там, неподалеку от Нью-Йорка, он вновь занялся режиссурой, ставя пьесы Уильяма Шекспира.
В военное время Чехов приостановил театральную деятельность и обратился к кинематографу, снявшись в лентах «Песнь о России» и «В наше время». В 1945-м состоялась премьера картины «Зачарованный», за которую артист получил номинацию на «Оскар». За ней последовали ленты «Призрак розы», «Клянусь!» и другие.
В этот период Чехов большое внимание уделял педагогике. Он выпустил книгу «О технике актера», в которой описал собственное видение существования на сцене. Ею интересовались актеры, среди них и Мэрилин Монро. Режиссер был автором постановок в Лабораторном театре в Голливуде.
Проблемы со здоровьем заставили постановщика отказаться от режиссуры и сконцентрироваться на педагогике. Говоря о собственной школе, построенной на методике Станиславского, Чехов снискал популярность у зарубежных актеров. Интересный факт: студии постановщика серьезно повлияли на актерские системы Европы.
Он акцентировал внимание на формировании репертуара, психотехнике актера и его существовании. Творчество Чехова получало высокую оценку в Голливуде, а гонорары были очень внушительными. Причина этого крылась и в том, что он был в числе последователей Станиславского, которым удалось поработать с мэтром.
Личная жизнь
Михаил Чехов впервые женился в 1914 году. Его избранницей стала Ольга Чехова, известная в театральных кругах под первой фамилией Книппер. К ней после бракосочетания она добавила вторую. Девушка приходилась племянницей жене Антона Чехова.
Кроме дочери Ольги, детей у супругов не было. Как и родители, девушка предпочла творческую деятельность, став актрисой. Личная жизнь с Ольгой не сложилась, и Михаил покинул жену в 1917 году.
Второй раз мужчина сочетался браком с Ксенией Циллер, немкой по происхождению.
Смерть
Театральный деятель скончался в 1955-м. Причиной смерти стал инфаркт миокарда. В это время Михаил Чехов жил в США, поэтому отпевание и захоронение урны с прахом прошло в Лос-Анджелесе. Его могила расположена на кладбище Форест-Лон Мемориел.
Творческие заслуги и достижения Михаила Чехова были в незаслуженном забытьи на родине. К его имени обратились в 1980-е годы. Система Чехова стала известной, и театроведы обсуждали ее наравне с методом Станиславского. Фото Чехова, как и фильмы с его участием, можно найти на просторах Интернета.
Фильмография
- 1913 — «Трехсотлетие царствования дома Романовых»
- 1914 — «Когда звучат струны сердца»
- 1915 — «Сверчок на печи»
- 1915 — «Шкаф с сюрпризом»
- 1916 — «Любви сюрпризы тщетные»
- 1927 — «Человек из ресторана»
- 1929 — «Призраки счастья»
- 1929 — «Шут своей любви»
- 1930 — «Тройка»
- 1944 — «Песнь о России»
- 1944 — «В наше время»
- 1945 — «Заворожённый»
- 1946 — «Ирландская роза Эбби»
- 1948 — «Техас, Бруклин и небеса»
- 1954 — «Рапсодия»