Захват школы в Беслане. 10 лет со дня трагедии
Сегодня, 1 сентября 2014 года, Россия отмечает День знаний и вспоминает жертв страшнейшей и бесчеловечной трагедии, произошедшей в небольшом североосетинском городе Беслан.
Утром 1 сентября в СОШ №1 города Беслан, как и во многих городах России, проходила торжественная линейка. В ней участвовали школьники всех возрастов, их родители, родственники учителя и дети дошкольного возраста, которые пришли проводить в классы своих старших братьев и сестер.
Неожиданно торжество прервала автоматная очередь. К школе подъехала группа террористов из 32 человек. Воспользовавшись наведенной паникой, боевики загнали в школу более 1100 человек. Несколько из террористов обошли здание школы, чтобы перерезать пути отступления всем, кто пытался сбежать. К счастью, избежать плена удалось, по разным данным, от 50 до 150 человек. В основном это были старшеклассники, которые в суматохе успели убежать со школьного двора.
Во время захвата заложников в Беслане были убиты два человека, кому-то из местных жителей удалось застрелить одного террориста и ранить еще двоих. Труп убитого боевика три дня пролежал во дворе школы и за это время разложился и почернел, что породило слухи о наличии среди террористов африканцев.
Захваченные заложники были загнаны в четыре основные помещения школы Беслана: спортзал, столовую, тренажерный зал и душевую. Судя по всему, террористы досконально изучили план школы, поскольку, несмотря на сложную структуру здания, они хорошо в нем ориентировались.
Первым делом, захватив заложников в Беслане, террористы отобрали у испуганных людей мобильные телефоны, а так же всю фото- и видеоаппаратуру. После чего они, выбрав около 20 мужчин и старшеклассников, забаррикадировали здание школы стульями и партами. При этом все окна, кроме спортзала, были предусмотрительно выбиты, чтобы силовики не смогли применить газ. Следующим этапом стало минирование школы при помощи взрывчатки, подвешенной на баскетбольных кольцах спортзала и разложенной на стульях.
После всех приготовлений начались самые страшные для заложников часы плена. Страх, чувство безысходности и бессилие охватили всех и каждого. Террористы приказали заложникам говорить только на русском языке. Малейшее нарушение установленных ими правил и требований жестоко каралось. Отец двух школьников, Руслан Бетрозов, попытавшийся успокоить своих детей и других заложников на осетинском языке, был тут же публично расстрелян. Другой заложник, Вадим Боллоев, отказавшийся встать на колени, был ранен в ногу и впоследствии скончался. При малейшем шуме и плаче террористы стреляли в потолок из автоматов и вытаскивали из толпы одного из заложников, угрожая его убить. Все эти часы люди подвергались унижениям, издевательствам и оскорблениям, причем террористы применяли насилие в отношении как взрослых, так и детей.
Как рассказала одна из заложниц, школьный повар Сима Албегова, еще в первый день теракта в Беслане террористы отобрали десять самых крепких мужчин, которые могли бы оказать им сопротивление, и расстреляли их на втором этаже школы.
Мать 12-летней заложницы Дерасе Дзетскеловрой, Индира, рассказала журналистам, что террористы не давали детям ни воды, ни еды. В итоге школьники вынуждены были есть лепестки цветов, которые принесли своим учителям. Кроме того, она рассказала, что некоторые из боевиков насиловали старшеклассниц.
Первый взрыв прогремел в школе 1 сентября примерно в 16 часов дня. Рядом с заложниками, которые баррикадировали здание, взорвалась одна из смертниц. В результате инцидента погибли несколько заложников, других выживших террористы расстреляли, опасаясь сопротивления с их стороны. Всего был убит 21 человек. Двух заложников заставили выбросить их тела из окна второго этажа. Один из них, 33-летний Аслан Кудзаев, улучив момент, прыгнул в окно и сумел сбежать. Кроме того, спастись удалось еще одному человеку – Юрию Айларову, который сначала притворился мертвым, а затем так же выпрыгнул в окно. Всего в течение первого дня спаслись около 20 человек.
Днем 2 сентября в школу Беслана вошел бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. Он стал единственным человеком, которому удалось вести переговоры с террористами лицом к лицу. Аушев попытался добиться того, чтобы заложников накормили и напоили, но получил отказ. К счастью, ему удалось добиться освобождения 24 человек – матерей с грудными детьми. Кроме того, через него террористы передали требование признать независимость Чеченской республики Ичкерия, а в обмен пообещали прекратить все вооруженные действия против России на 10-15 лет.
После переговоров с Аушевым террористы перестали выпускать заложников в туалет и приносить им ведра с водой, заставив людей пить собственную мочу. Из-за жары и царящего в помещениях с заложниками смрада многие просто теряли сознание. Выйти в туалет удавалось единицам. Счастливчики, если их можно так назвать, смачивали водой свою одежду, чтобы напоить ею своих близких.
К утру 3 сентября заложники школы в Беслане обессилили настолько, что уже перестали реагировать на угрозы террористов. Многие теряли сознание и страдали от галлюцинаций.
В результате переговоров силовики добились разрешения об эвакуации трупов заложников, убитых в первый день. К зданию школы подъехал автомобиль с четырьмя спасателями МЧС, которые начали погружать тела в автомобиль. Неожиданно в спортзале, где находилась большая часть заложников, прогремели два мощных взрыва. Террористы открыли огонь по спасателям, убив на месте Дмитрия Кормилина и тяжело ранив Валерия Замараева, который впоследствии скончался от потери крови.
Здание спортзала частично обрушилось. В панике некоторые из заложников начали убегать. Террористы открыли по ним огонь, убив еще 29 взрослых и детей. Тех, кто остался в спортзале, начали выводить в другие помещения школы, а заложников, неспособных двигаться, неважно дети это были или взрослые, боевики просто убивали на месте.
Взрывы в школе и последующие убийства заложников стали последней каплей терпения. Силовики получили приказ о начале штурма. Террористы оказывали отчаянное сопротивление, используя заложников в качестве «живого щита». Многие бойцы спецназа жертвовали собой, чтобы спасти женщин и детей. Так, майор Роман Катасонов, ворвавшись в школу, обнаружил двух детей, которые прижались к полу. Спасая их от пулеметных выстрелов, он прикрыл их своим телом и погиб.
Другим погибшим силовиком оказался майор «Вымпела» 39-летний Михаил Кузнецов. Находясь под шквальным огнем террористом, он помог эвакуировать более 20 человек, выбежавших из спортзала. Затем, прикрывая группу захвата, он вступил в неравный бой с двумя террористами. Кузнецов уничтожил обоих, но сам получил смертельное ранение. Через три года после его смерти, 3 сентября 2007 года, майору Кузнецову был открыт памятник, а уже на следующий день неизвестные зарезали его дочь, 18-летнюю Оксану.
Во время штурма вооруженные гражданские, прозванные в СМИ «ополченцами», создали большие трудности для силовиков. Они вели беспорядочную стрельбу по школе, даже по местам, где находились спецназовцы. Кроме того, они избили одного заложника, которого ошибочно приняли за боевика.
Во время Теракта в школе Беслана погибли 334 человека: 186 детей в возрасте от 1 до 17 лет, 118 родственников учащихся и просто гостей, 17 учителей и сотрудников школы, 10 сотрудников ФСБ, 2 сотрудника МЧС и один сотрудник МВД.
Воспоминания о событиях тех дней до сих пор болью и тоской отражаются в сердцах людей, даже тех, кого трагедия не затронула лично. Ведь террористы, захватившие школу в Беслане, посягнули на самое святое, что есть в этом мире, – жизнь детей.