Биография
Хотя в фильмографии Павла Любимова есть самые разные ленты – от психоделической экранизации повести Александра Грина «Бегущая по волнам» до картины о мирных буднях советской армии «Весенний призыв», знаменитым режиссера сделали фильмы о нелегкой женской доле. Это неудивительно, если учесть, что будущий постановщик рос в окружении трех женщин.
Детство и юность
Павел Григорьевич Любимов родился в Москве за 3 года до начала Великой Отечественной войны. О раннем детстве будущего режиссера, названного в честь дедушки, известно мало. Мальчика, с малолетства сочинявшего стихи и рассказы, обожали бабушка, мама Лера – будущий редактор киностудии юношеских фильмов и тетя Люда, профессиональный кинокритик.
Планы Павла на поступление в Институт иностранных языков сменились желанием стать кинорежиссером после трагического происшествия – на глазах юноши от огнестрельного ранения погиб его товарищ. Кинодебют молодого постановщика – фильм «Тетка с фиалками» – удостоился премии на Краковском фестивале.
Фильмы
На рассказ «Женщины», опубликованный в журнале «Знамя», внимание начинающего режиссера обратила тетя Люда. Автор произведения – дальняя родственница Владимира Ильича Ленина – Ирина Велембовская работала школьным дворником и не могла поверить, что незамысловатая история трех работниц мебельной фабрики будет экранизирована, даже не тратила полученный гонорар. Картина Павла Любимова открыла писательнице дорогу в кинематограф, в последующие годы были экранизированы повести Велембовской «Сладкая женщина» и «Молодая жена».
Фильм «Женщины», снятый в Ярославле и его окрестностях, подарил зрителям 2 музыкальных шлягера авторства Яна Френкеля – «Вальс расставания» («Нам расставаться настала пора») и «Любовь-кольцо», а также знакомство с молодой артисткой Галиной Яцкиной, снявшейся до этого только в одной ленте. Две другие женские роли исполнили звезда советского кино Инна Макарова и опытная актриса Нина Сазонова, ранее блиставшая преимущественно в эпизодах. Основной слоган картины:
«Без нас – женщин – никуда, а с нами – хоть куда!»
Через 11 лет после «Женщин» героиней картины Любимова снова стала юная мать-одиночка. Лента «Школьный вальс», в которой главную отрицательную роль исполнила «принцесса» из «Обыкновенного чуда» – молодая актриса Евгения Симонова, произвела фурор. Впервые в советском кинематографе результатом школьного романа стала беременность.
Артистка Елена Цыплакова, сыгравшая волевую, не побоявшуюся оставить ребенка Зосю, до участия в «Вальсе» уже перевоплощалась в школьниц в фильмах Динары Асановой. Роль отца Зоси исполнил Юрий Соломин, с братом которого – Виталием Соломиным, проснувшимся знаменитым после премьеры «Женщин», в 80-х годах у Цыплаковой случился любовный роман. К сожалению, из-за болезни артистка, в отличие от своей героини, не смогла познать радость материнства.
Артист Сергей Бачурский, сыгравший в «Школьном вальсе» рабочего парня Сашу, обиделся на Павла Любимова: густая шевелюра 20-летнего актера по решению режиссера смазывалась вазелином и в кадре выглядела неопрятно. Роль юного соблазнителя Гоши Кораблева стала единственной звездной работой кинодебютанта Сергея Насибова. В 2014 году артист говорил о намерении снять продолжение ленты.
В картине Павла Любимова «Второй раз в Крыму» актер Георгий Юматов исполнил роль, очень похожую на сыгранную в культовом фильме «Офицеры». Юматовский персонаж – вновь генерал, потерявший во время войны сына. Вместе со звездой снялась его супруга Муза Крепкогорская. Любимовский фильм «Следопыт» по мотивам произведения Фенимора Купера стал последним в кинокарьере Андрея Миронова. Не успев озвучить роль Санглие, артист скончался на гастролях в Риге.
Павел Любимов срежиссировал 2 десятка сюжетов для юмористического киножурнала «Ералаш», а также снялся в музыкально-телевизионном представлении Юлия Гусмана «Что такое Ералаш?», посвященном 10-летию киноальманаха для детей.
Личная жизнь
Режиссер старался не афишировать личную жизнь. Известно, что объектом желания студента Павла Любимова была однокурсница, будущая возлюбленная Владимира Высоцкого – Татьяна Иваненко, в 1970-м исполнившая роль в картине «Впереди день».
Постановщик и его жена Наталья Любимова дружили домами с семьями актера Александра Фатюшина (хоккеист Гурин из фильма «Москва слезам не верит»), снявшегося в картине Павла Григорьевича «Весенний призыв», и композитора Юрия Саульского, автора музыки к четырем последним лентам режиссера.
Супруги вырастили двух сыновей, один из которых – Алеша – сыграл своего тезку в фильме 1982 года «Предел желаний», рассказывающем о воспитательнице детского сада Вере. На момент смерти режиссера внуков у него еще не было.
Последние 15 лет жизни Павел Григорьевич фильмов не снимал, а занимался художественным переводом с английского языка. Благодаря Любимову читатели познакомились с технотриллером Ларри Бонда «Котел», женскими романами Барбары Картленд и Рут Ренделл.
Смерть
Последний год биографии Павла Любимова омрачен судебной тяжбой. Режиссер, возмущенный ситуацией, когда при телевизионной демонстрации лент автору музыки к фильмам отчислялись роялти, а постановщик ничего не получал, в 2010 году подал иск в Конституционный суд.
Торжеству справедливости помешала смерть Павла Григорьевича. Режиссер скончался в июне 2010 года. Причиной смерти стал рак легких. Могила Павла Любимова находится на Ваганьковском кладбище.
Фильмография
- 1963 – «Тетка с фиалками» (в киноальманахе «Юность»)
- 1965 – «Женщины»
- 1967 – «Бегущая по волнам»
- 1968 – «Новенькая»
- 1970 – «Впереди день»
- 1973 – «Свой парень»
- 1976 – «Весенний призыв»
- 1977 – «Школьный вальс»
- 1980 – «Быстрее собственной тени»
- 1982 – «Предел желаний»
- 1984 – «Второй раз в Крыму»
- 1986 – «Что такое Ералаш»
- 1987 – «Следопыт»
- 1990 – «Гол в Спасские ворота»
- 1994 – «Призрак дома моего»