Биография
Татьяна Иваненко не вошла в число советских актрис, популярность которым принес успех в кадре. Фильмография артистки была скудна, а в театре ей практически не давали главных ролей. Известность исполнительнице принес роман с Владимиром Высоцким, определивший ее последующую судьбу. Она безнадежно любила кумира публики и так и не смогла построить личную жизнь после тяжелого расставания.
Детство и юность
Биография Татьяны Иваненко началась в Москве в разгар войны, 31 декабря 1941 года. Отца девочка не знала, он был летчиком-испытателем и трагически погиб, еще когда жена была беременна. Мама, Нина Павловна, оставила дочь своим родителям и отправилась на фронт, где работала стенографисткой у самого маршала Константина Рокоссовского. В этот период она встретила второго мужа, Евгения, он был разведчиком.
Мечта стать актрисой не оставляла Татьяну с детства. Реализовать амбиции будущая артистка решила, поступив в театральное училище имени Бориса Щукина. Спустя год девушка решила сменить учебное заведение и подала документы во ВГИК, где курс набирал Юрий Победоносцев, очарованный ее внешними данными.
Мастер пророчил студентке славу звезды экранов, но не смог довести группу до выпуска. Пока Иваненко училась, на курсе сменилось несколько руководителей, и диплом она получала уже при Борисе Бабочкине. Это случилось в 1966 году.
Театр
Благодаря типажу Татьяна получала настойчивые приглашения о сотрудничестве из Малого театра, но на все отвечала отказом. Студентка следовала мечте играть на сцене Театра драмы и комедии на Таганке и не хотела размениваться. Упорство и целеустремленность помогли Иваненко добиваться желаемого. В 1966 году ее зачислили в труппу любимого театра. Артистке тогда было 25 лет.
Однако яркая внешность и творческий потенциал не принесли Татьяне успеха. В молодости ее задействовали в крупных постановках, но главных ролей не предлагали. Иваненко играла на втором плане в спектаклях по произведениям таких классиков, как Уильям Шекспир, Федор Достоевский, Владимир Маяковский. Звездный час исполнительницы случился, когда ей доверили воплотить образ Жени Комельковой в спектакле «А зори здесь тихие…».
Отсутствие востребованности на сцене поначалу не пугало артистку. Она продолжала искать свое место под солнцем, не обращая внимание на то, что ее ровесники и коллеги в мгновение ока становились популярными и собирали аншлаги. Возможность для реализации в профессии Иваненко видела в кинематографе.
Фильмы
Дебютом на экране для Татьяны стала работа в картине «Время, вперед!». Имя актрисы не упомянули в титрах, поэтому узнать ее могли немногие. Следующее появление в кино случилось в фильме «Служили два товарища». На площадке начинающая исполнительница работала с Владимиром Высоцким. Этой ленте также не суждено было сделать Иваненко узнаваемой, ведь ее фамилию вновь не указали в титрах.
Но вскоре Татьяне повезло попасть в актерский состав приключенческой драмы «Внимание, цунами!» Георгия Юнгвальд-Хилькевича. В интервью «Каравану историй» режиссер рассказывал, что был восхищен красотой артистки, которая прекрасно смотрелась в кадре. Ей выпало играть Ирину.
Но главной работой в фильмографии Иваненко стала лента «Впереди день», где она сыграла Галину. В основе сценария лежала повесть Ирины Велембовской под названием «Дела семейные». Руководил съемками режиссер Павел Любимов.
Постановщик положительно отзывался о работе Татьяны. В интервью Любимов говорил, что во ВГИКе не было мужчины, не мечтавшего об этой девушке, но ее главным преимуществом оставалась внешность, а не драматический талант.
Приглашение на роль в ленте «Впереди день» постановщик объяснил тем, что был очарован обаянием актрисы и дал ей шанс. Образ соблазнительницы, который Иваненко воплотила в кадре, был чрезвычайно актуален в ту пору, ведь повсюду ходили сплетни о ее романе с Высоцким. После выхода картины актриса больше не работала в кадре. Она оставила съемки, исчезла из поля зрения публики.
Личная жизнь
Приход в Театр на Таганке стал значимым событием для Татьяны. Именно здесь она встретилась с мужчиной всей своей жизни — Владимиром Высоцким. На тот момент актер и бард уже два года работал на подмостках театра и быстрыми темпами становился знаменитым. После знакомства он проявил интерес к яркой исполнительнице.
Все осложнялось тем, что на тот момент у Татьяны был муж, артист цирка Виктор. После свадьбы казалось, что личная жизнь актрисы устроена: супруг буквально носил ее на руках и всячески демонстрировал любовь. В доме Иваненко всегда были дефицитные вещи, и она ни в чем не нуждалась. Артистка пользовалась благами, которые обеспечивал избранник, но втайне любила другого.
Неудачное выступление циркового артиста привело к трагедии: падение при выполнении трюка спровоцировало ухудшение зрения. Вскоре Татьяна оставила мужа, заявив, что у нее есть другой мужчина. Детей у пары не было, поэтому расставание прошло быстро. Исполнительница сошлась с Высоцким.
Георгий Юнгвальд-Хилькевич рассказывал, что актриса положительно влияла на уже известного музыканта и автора. Она терпеливо принимала его в своей квартире, помогала прийти в чувство после загулов, была опорой в трудных ситуациях. Даже Людмила Абрамова, вторая жена Владимира Семеновича, родившая ему двоих сыновей, как отмечали, была благосклонна к Татьяне.
Счастье артистки разрушил случай: Высоцкий познакомился с Мариной Влади. Это произошло на глазах у Иваненко. Взаимная симпатия между музыкантом и заграничной актрисой не осталась незамеченной. Вечер закончился скандалом между Владимиром и Татьяной.
Высоцкий предпочел Влади. 1 декабря 1970 года они сочетались узами брака. Но Иваненко не ушла из жизни артиста. Они продолжали общаться, ездили на гастроли, посещали публичные мероприятия. Как утверждали люди, знавшие обоих артистов, в результате тайного романа Татьяна забеременела. Певец настаивал на аборте, но актриса решила сохранить жизнь ребенку и навсегда расстаться с Владимиром.
Валерий Янклович, сотрудник Театра на Таганке, утверждал, что Высоцкий так и не признал в родившейся девочке свою дочь и не участвовал в ее жизни, поэтому и не дал ей свою фамилию. Но некоторые друзья артиста рассказывали, что он опасался гнева советских властей, которые не приветствовали наличие внебрачных детей, поэтому официально не объявлял Анастасию наследницей. Но отчество она все же получила его — Владимировна.
По словам Марии Кохановской, родство девочки с артистом признала и его бывшая жена Людмила Абрамова. Якобы на похоронах Высоцкого она познакомила Анастасию со своими сыновьями от исполнителя, которым представила ее как сестру. А Артур Макаров, занимавшийся делами барда после его смерти, заявлял, что с Татьяной и ее дочерью встречалась Марина Влади, тем самым косвенно признав отцовство Владимира Семеновича.
После кончины бывшего возлюбленного артистка не пыталась поймать волну славы, спекулируя на фото и слезливых историях, как это делали многие. Она не давала интервью и не рассказывала прессе об отношениях с главным актером Театра на Таганке. Пострадав от происков журналистов, рассказавших в газете о тайне рождения Насти якобы из первых уст, Иваненко подала на издание в суд, и ее иск был удовлетворен.
Замуж Татьяна Васильевна больше не вышла, посвятила себя воспитанию дочери. Жизнь Анастасии складывалась благополучно. Благодаря матери она получила хорошее образование, окончила МГУ по специальности «журналистика» и устроилась на работу на телеканал «Культура». Впоследствии она вступила в брак с мужчиной по имени Алексей, но союз вскоре распался. У супругов родилась девочка Арина, внучка Татьяны Васильевны.
Смерть
Находясь в преклонном возрасте, бывшая артистка оставалась в тени. В 2018 году с ней пробовали связаться журналисты программы «Звезды сошлись», но она отказалась от комментариев. Актриса жила в собственной квартире на юго-западе Москвы и поддерживала контакт исключительно с близкими людьми.
5 февраля 2021-го стало известно, что Татьяна Васильевна умерла. Точная причина смерти не была названа, однако известно, что у женщины было слабое здоровье, а последние два года она не могла ходить. По некоторым данным, ее жизнь унесло онкологическое заболевание.
Тело знаменитости было решено кремировать. Прах захоронили в могиле на Хованском кладбище. Церемония прощания с исполнительницей была закрытой, на ней присутствовали родные и близкая подруга Лариса Лужина.
Фильмография
- 1965 — «Время, вперёд!»
- 1968 — «Служили два товарища»
- 1969 — «Внимание, цунами!»
- 1970 — «Впереди день»
Интересные факты
- После прощания с кино исполнительница некоторое время занималась озвучиванием, подарила голос персонажам мультфильмов «Лебединое перышко» и «Прекрасная Маргарет и Черри Флей».
- Режиссер Павел Любимов был в числе тех, кто сравнивал актрису с Брижит Бардо, отмечая ее взрывную сексуальность и притягательность.
- Игорь Кохановский утверждал, что Высоцкий посвятил Иваненко «Песню о двух красивых автомобилях».