Биография
Брижит Анн-Мари Бардо — французская актриса, певица и общественный деятель. Непревзойденная легенда европейского кино, настоящая звезда и секс-символ эпохи. Секретом ее успеха поклонники называют уникальную способность соединять несоединимое — детскость и сексуальность, наглость и застенчивость. Артистка не переносила пафосные наряды от кутюрье, при этом сама стала законодательницей моды. Слава не помешала ей однажды оставить кинокарьеру и заняться любимым делом — защитой животных.
Детство и юность
Брижит родилась в Париже 28 сентября 1934 года. Ее отец Луи Бардо работал в семейной фирме «Шарль Бардо и К°», а мать, Анна-Мари Мюсель, была домохозяйкой и воспитывала двух дочерей (с будущей актрисой подрастала младшая сестра Мари-Жанна).
Примечательно, что в детстве девочку называли «гадким утенком», да и сама она не считала себя красавицей. В юном возрасте уроженка столицы Франции носила очки от близорукости, а также металлические скобы для исправления прикуса.
Вместе с сестрой Бардо посещала с семи лет танцкласс Марселя Бурга, бывшего артиста театра Гранд-опера. В 1947-м она отправилась на учебу в Высшую национальную консерваторию музыки и танца, пройдя серьезный отбор. Ей посчастливилось тренироваться у Жанны Шварц, а позже — у хореографа российского происхождения Бориса Князева.
По воспоминаниям именитой сокурсницы, номинантки на премию «Оскар» Лесли Карон, Брижит была грациозной и пластичной, но при этом медленной и недостаточно трудолюбивой. Карон считала, что ее коллега могла стать прекрасной балериной, если бы усерднее занималась. Князев, в свою очередь, являлся профессиональным наставником и в то же время тираном — он избивал воспитанниц хлыстом, и Брижит, как правило, доставалось больше остальных.
Однако, как утверждал Джеффри Робинсон в своей книге «Брижит Бардо. Две жизни», девушка преобразилась благодаря суровой требовательности преподавателя. В юности от образа гадкого утенка не осталось и следа. Девушка расцвела, такую красавицу сложно было не заметить.
Впоследствии ей стали предлагать съемки в модных журналах. Уже в 1949-м девушка снялась для Jardin des Modes, а в следующем году ее фото украсило обложку Elle. В молодости обворожительную Брижит заметил режиссер Роже Вадим и уговорил коллегу Марка Аллегре пригласить ее на кинопробы для фильма «Лавры сорваны».
Родители оказались против участия дочери в кастинге. По заявлениям того же Робинсона, тогда дедушка Брижит Бардо убедил их дать ей шанс. В итоге она получила роль, но производство ленты, согласно автобиографической книге актрисы «Инициалы Б. Б.», закрыли. Несмотря на неудачу, талантливая девушка всерьез задумалась о кинокарьере.
Фильмы с Брижит Бардо
Дебют парижанки на экранах состоялся в 1952-м — начинающая исполнительница поучаствовала в создании комедии «Нормандская дыра». Съемки, продлившиеся три месяца, исполнительница в мемуарах называла адом. Не имея практических навыков, она чувствовала неловкость и беспомощность рядом с опытными коллегами, а «брань грубых ассистентов, негодяи-продюсеры и отвратительные гримеры» вызвали в ней подавленность.
После такого неутешительного начала Бардо вернулась домой и решила больше никогда не возвращаться на площадку, однако гонорар за участие в мелодраме «Манина, девушка без покрывала» заставил ее пересмотреть решение. На протяжении большей части хронометража актриса фигурировала в откровенном наряде, из-за чего представители церкви назвали ленту «угрозой общественным и семейным устоям».
В 1955-м Брижит Бардо засветилась в драмеди «Большие маневры» вместе с Жераром Филипом и Мишель Морган. Детище режиссера Рене Клера удостоилось наград Французского синдиката кинокритиков в категории «Лучший фильм» и Сообщества кинокритиков Нью-Йорка в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
В следующем году актрису прославила роль Жюльетт в картине «И Бог создал женщину». Она считается первой успешной работой в кинематографической биографии Брижит. Ленту осудило Общество добродетельных католиков за чрезмерную откровенность. Несмотря на это, сцена с обнаженной блондинкой, танцующей на столе, сделала из исполнительницы звезду мирового масштаба.
В 1959-м Бардо доверили центральный образ в драме «Бабетта идет на войну». Действие сюжета разворачивается во Франции, оккупированной фашистами. Позже у женщин необычайной популярностью пользовалась стрижка, которую актриса носила в этом проекте. Прическу так и назвали — бабетта.
Затем исполнительница снялась у кинематографиста Анри-Жоржа Клузо, которого нарекли мастером триллеров и французским Альфредом Хичкоком, в его очередной киноработе «Истина». Брижит вспоминала о Клузо как о неоспоримом мастере кадра, но называла его «человеком со знаком минус». Так, она отмечала, на что пошел режиссер, чтобы достичь максимальной правдивости в сцене самоубийства:
«Я попросила принести мне стакан воды и две таблетки аспирина. Клузо сказал, что у него есть аспирин, и я проглотила две белые таблетки, которые он мне дал. Я почувствовала себя странно: какое-то оцепенение сковало меня, глаза весили по тонне каждый… Дедетта, перепугавшись, сообщила маме, что Клузо дал мне вместо аспирина две таблетки сильнейшего снотворного. Я не могла проснуться 48 часов! Зато сцена была снята с натуры и получилась более чем правдивой».
В 1963-м зрители увидели Бардо в фильме «Презрение», созданном на основе одноименного романа итальянского писателя Альберто Моравиа. Ей довелось взаимодействовать на площадке с Мишель Пикколи и Фрицем Лангом, кинорежиссером и ярчайшим представителем немецкого экспрессионизма.
В 1965-м за мастерское перевоплощение в приключенческом вестерне «Вива, Мария!» Брижит Бардо фигурировала в списке номинанток на британский аналог «Оскара» BAFTA как лучшая иностранная актриса. Награда в этой категории, к слову, досталась Жанне Моро, ее партнерше по съемкам.
Спустя три года артистка поработала на одной площадке с Аленом Делоном в картине «Три шага в бреду». Лента является экранизацией трех рассказов Эдгара Аллана По: «Метценгерштейн», «Вильям Вильсон» и «Никогда не закладывай дьяволу своей головы».
В начале 1970-х Брижит пополнила актерский состав комедии «Послушницы». Ее коллегой стала популярная в то время актриса Анни Жирардо. Идея объединить двух звезд в одном фильме казалась удачной, ведь это сработало в ленте «Вива, Мария!». Однако по неопытности режиссера Ги Казариля на площадке царил хаос. Просмотрев отснятый материал, знаменитости потребовали замены постановщика. Желающих взяться за камеру не было, пока ситуацию в итоге не взял под свой контроль Клод Шаброль.
Работа в фильме «Колино» («История про Колино-юбочника»), который вышел на экраны в 1973-м, оказалась последней в фильмографии артистки. В перерыве между съемками Брижит Бардо купила у местной селянки козу, чтобы спасти от забоя. Когда исполнительница привела животное в отель, это вызвало скандал. В тот момент Брижит окончательно решилась уйти из кино. В автобиографии кинодива писала, что ее занятие всегда казалось ей «ничтожным, ненужным, никчемным, достойным осмеяния».
Музыка
В 60-х Брижит попробовала себя в амплуа певицы. Она презентовала поп-альбом Behind Brigitte Bardot, состоящий из десяти композиций, в том числе Jeff's Blues, Tell Me Something Sweet и Ma Vie Est a Toi. Обозреватель Джейсон Анкени в своей рецензии для популярного интернет-портала All Music отметил восхитительное исполнение произведений.
В дальнейшем вышло еще несколько пластинок исполнительницы, включая Brigitte Bardot Singsruen, В.В. и Special Bardot. Последняя вышла в 1968-м. В 1973-м Брижит порадовала меломанов песней Le Soleil De Ma Vie в дуэте с Сашей Дистелем. Композиция оказалась франкоязычной версией You Are the Sunshine of My Life Стиви Уандера.
Внешность и стиль
Когда Брижит не было и 19 лет, она впервые посетила Каннский кинофестиваль. В апреле 1953-го, появившись на местном пляже в бикини, она затмила присутствующих кинозвезд и привлекла к себе внимание десятков репортеров и фотографов.
Актриса предпочитала носить тельняшки с прямыми брюками или джинсами. Простое сочетание стало популярным во второй половине ХХ века во многом благодаря ей. Сегодня подобный наряд по-прежнему остается в тренде. Также в гардеробе Бардо присутствовали платья-футляры, как правило, черного цвета.
Обворожительная блондинка ростом 170 см и весом 62 кг никогда не стремилась изменить внешность, поэтому принадлежит к ряду тех звезд, которые не делали пластические операции. Сохранять идеальные параметры фигуры Брижит долгое время помогала вегетарианская диета.
Единственное, чему актриса уделяла особое внимание, — макияж, о чем сегодня можно судить по фото с фан-аккаунтов в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской).
Личная жизнь Брижит Бардо
Брижит Бардо никогда не испытывала недостатка внимания со стороны мужчин. В личной жизни она пережила множество встреч и разлук.
В 1950-м у актрисы завязался роман с Роже Вадимом. От любви девушка потеряла голову. Родители не одобряли ее выбор, поэтому она не раз пыталась покончить жизнь самоубийством, выражая протест.
Спустя два года пара все-таки прошла гражданскую церемонию бракосочетания, а позднее состоялось венчание в соборе Нотр-Дам-де-Грас. Со временем отношения из разряда супружеских перешили в дружеские. По признанию Бардо, быт разбил любовь.
В 1956-м исполнительница начала встречаться с Жаном-Луи Трентиньяном, ее партнером по съемкам в мелодраме «И Бог создал женщину». Роман продлился всего год: Трентиньяна забрали в армию, а Бардо ненадолго переключилась на женатого на тот момент музыканта Жильбера Беко.
Затем сердце Брижит занял певец и композитор Саша Дистель. С ним она рассталась после сближения с коллегой Жаком Шарье, за которого вышла замуж в июне 1958-го. От него кинодива родила сына Николя-Жака Шарье 11 января 1960 года.
Еще до появления ребенка мужа актрисы забрали в армию. Не желая служить, он начал симулировать психическое расстройство, голодал. Это привело к реальному нервному истощению и попытке суицида. В итоге Шарье комиссовали, но его морально-психологическое состояние оставляло желать лучшего. В семье участились ссоры.
Параллельно Бардо закрутила интрижку с актером Сами Фреем, о чем узнал супруг. Он эмоционально отреагировал на измену и подрался с соперником. В 1962-м последовал скандальный развод. На процессе по расторжению брака актриса отказалась от права воспитывать сына. Николя-Жак Шарье остался с отцом.
По признанию Брижит Бардо, она никогда не хотела быть матерью. Исполнительница считала, что не способна нормально позаботиться даже о самой себе и потому не смогла бы поддерживать ребенка. По утверждению Джеффри Робинсона, в будущем она пожалела о своем решении не участвовать в воспитании сына, поскольку ее отстраненность оставила в душе Николя травму. Исполнительница возобновила общение с наследником, когда тот уже повзрослел.
Стоит отметить, что за два года до официального развода, в свой 26-й день рождения, актриса пыталась покончить с собой, приняв большую дозу лекарств и порезав вены. Спасли кинозвезду соседи, которые отвезли ее в больницу. В своей книге причинами столь радикального решения она называла конфликты с Шарье и разлуку с Фреем, которого тоже призвали на службу.
Затем у Брижит были непродолжительные любовные связи с бразильским музыкантом и танцором Бобом Загури и певцом Сержем Генсбуром. А летом 1966-го третьим законным супругом актрисы стал фотограф-миллионер Гюнтер Сакс. Союз просуществовал три года.
В 1970-х партнерами исполнительницы были бармен Кристиан Кальт и актер Лоран Верга. По информации Робинсона, в 1980-м мировая звезда состояла в близких отношениях со скульптором Мирославом Мирко Брозеком.
В начале 80-х у знаменитости диагностировали рак молочной железы, который спустя время ей удалось победить.
После Брижит снова решила вступить в брак — свадьба с Бернаром д’Ормалем состоялась в середине августа 1992-го. Исполнительница познакомилась с очередным избранником в Норвегии, когда приезжала навестить семью своего единственного сына.
Он окончил экономический факультет Парижского университета, всерьез планировал карьеру музыканта, но в 22-летнем возрасте вышел на подиум. Для показа своей коллекции Николя-Жака пригласил сам Пьер Карден. Работая манекенщиком, сын Брижит Бардо познакомился с моделью Анне-Лин Бьоркан, дочерью норвежского дипломата. В 1984-м он взял ее в жены. Николя-Жак Шарье подарил актрисе двух внучек — Анну-Камиллу и Теа-Жозефину.
Защита животных
После завершения кинокарьеры исполнительница решила посвятить жизнь заботе о животных. Ее любовь к братьям нашим меньшим всегда поражала окружающих, а заявления удивляли мировое сообщество.
Актриса призывала раз и навсегда отказаться от употребления конины, осуждала охоту на оленей, которая проходит в Канаде. В 1999-м она не побоялась написать гневное обращение к тогдашнему лидеру КНР Цзяну Цзэминю, в котором обвинила китайцев в убийстве носорогов и тигров ради извлечения афродизиаков.
На 75-летний юбилей Брижит Бардо попросила итальянскую актрису Софи Лорен сделать ей необычный подарок — отказаться от ношения натуральных мехов. Поклонники до сих пор помнят высказывание кинозвезды о женщинах, которые предпочитают подобные вещи:
«Шуба — это кладбище. Истинная женщина не станет носить на себе кладбище».
В 2017-м, во время президентских выборов во Франции, кинодива призвала соотечественников голосовать против Эммануэля Макрона. По ее словам, «программа Макрона в отношении животных убийственна, скандальна, приводит в отчаяние и не дает никакой надежды на улучшение».
В начале 2020-го Брижит обратилась к главе государства с открытым письмом, в котором обвинила его в отсутствии сострадания и бездействии по вопросу защиты прав животных. Актриса также уточнила, что больше года не может получить ответ от Макрона на предложенные ею меры.
Брижит Бардо сейчас
Сейчас имя актрисы продолжает фигурировать в медиапространстве. В мае 2023-го состоялась премьера биографического сериала «Брижит Бардо: Искусство жить», который снял Кристофер Томпсон. Роль выдающейся актрисы исполнила Джулия де Нуньес. Шестисерийный проект затрагивает жизнь Брижит с 1949 по 1960 год.
В том же месяце Бардо выступила против проведения в Париже летних Олимпийских игр — 2024. Исполнительница выразила обеспокоенность по поводу участия лошадей в соревнованиях. Она отметила, что «верховая езда — это спорт, который игнорирует природу лошади, являющейся не транспортным средством, а чрезвычайно чувствительным животным».
Фильмография
- 1952 — «Нормандская дыра»
- 1954 — «Ночь любви»
- 1956 — «Невеста слишком хороша»
- 1956 — «И Бог создал женщину»
- 1957 — «Парижанка»
- 1959 — «Бабетта идет на войну»
- 1964 — «Очаровательная идиотка»
- 1968 — «Три шага в бреду»
- 1968 — «Шалако»
- 1969 — «Женщины»
- 1969 — «Медведь и кукла»
- 1971 — «Ромовый бульвар»
- 1972 — «Пожизненная рента»
- 1973 — «Дон Жуан 73»
- 1973 — «История про Колино-юбочника»
- 2005-2006 — «Расскажи мне»
Цитаты
«Самый прекрасный день в моей жизни? Это была ночь…»
«Стареть — это печально, но приятно взрослеть»
«Я предпочитаю проводить время с животными, а не с людьми. Животные честны. Если вы им не нравитесь, они просто к вам не подходят»
«Любовь — это единство души, ума и тела. Проследите за очерёдностью…»
«Шуба — это кладбище. Истинная женщина не станет носить на себе кладбище»
«Надо жить сегодняшним днём, не зацикливаться на прошлом, которое часто наводит на нас меланхолию»
«Полезные подарки лучше всего. Скажем, я ему — носовые платки, он мне — норковое манто»
Интересные факты
- Идеалом женской красоты французская актриса считала Мэрилин Монро. С голливудской звездой у Бардо состоялась всего одна встреча, которую она запомнила на всю жизнь.
- От Брижит Бардо жители Франции не раз слышали заявления в националистическом духе. Она часто говорила, что политика правительства ей не по нраву из-за исламизации. По словам знаменитости, на ее родине навязывают культуру и образ жизни мусульман, что постепенно разрушает самобытность французов.
- Актриса рассказывала, что в ее доме в Сен-Тропе живут собаки, кошки, овцы, гуси и другие животные, которых она спасла от бойни или насильственного усыпления.
- Боб Дилан признавался, что свою первую написанную композицию посвятил именно Брижит. Тогда певцу было 15 лет.
- В 2011-м Бардо заняла 75-е место в журнале Men's Health в списке «100 самых горячих женщин всех времен».