Евгения Симонова

Evgenia Simonova
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
67 лет
Место рождения
Рост
160
Семейное положение
замужем за Андрей Эшпай
Соцсети
    4,5 / 5 (71 голос)

    Биография

    «Принцесса» советского кинематографа, героиня классических постановок Евгения Симонова до сих пор нередко играет персонажей на 20 лет моложе. Возраст, считает актриса, это не катастрофа, просто с годами требуется больше времени и денег на поддержание себя.

    Детство и юность

    Симонова родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде в семье ученого-психолога и педагога. Евгения с родителями, братом и двумя бабушками жила на Васильевском острове. Впоследствии исполнительница назвала дочерей в честь пожилых родственниц Марии Карловны и Зои Дмитриевны.

    Интересна ранняя биография отца артистки Павла Симонова. Дедушку девочки Станислава Венедиктовича Станкевича в 1937 году арестовали, а жену и детей отправили в ссылку. Вскоре кормильца расстреляли. После войны мальчика приютил скульптор Василий Львович Симонов, давший позднее ребенку отчество и фамилию, чтобы Павла не считали сыном «врага народа». Поэтому, если говорить о национальности актрисы, стоит упомянуть и польские корни.

    Вскоре после рождения будущей звезды семья перебралась в Москву, где отец получил работу в только что созданном Институте высшей нервной деятельности. Преданность делу стояла для ученого на первом месте, и Павел Васильевич не раздумывая принял приглашение поехать в столицу, чтобы развивать новое учреждение. Впоследствии отец Евгении возглавлял институт на протяжении 20 лет. Мать Ольга Сергеевна Вяземская устроилась преподавать английский язык.

    В детстве Евгения, по собственным воспоминаниям, не строила четких планов. Школьнице нравилось изучение иностранных языков, и будущая актриса серьезно готовилась к поступлению на филологический факультет, чтобы впоследствии учить людей английскому, как и мама. Параллельно Симонова занималась музыкой и хореографией. Но в 10-м классе все изменилось.

    Научные изыскания отца Евгении лежали в междисциплинарной области, и в то время Симонов занимался изучением психологии творчества. Школа-студия МХАТ пригласила академика прочесть цикл лекций для студентов, посвященный этой проблеме.

    Евгения Симонова вспоминала, что отец, будучи талантливым ученым, проявлял интерес и к искусству. Лекции Павла Васильевича превращались в небольшие спектакли, увлекавшие слушателей. Тогда перед артисткой открылся новый неизведанный мир мастерства перевоплощения.

    Евгения решила попробовать попасть в театральный институт. На этот шаг подтолкнуло и то, что тогда творческие вузы набирали абитуриентов в начале июня, а остальные «серьезные» университеты проводили экзамены в конце августа, что оставляло Симоновой время поступить на изначально запланированный филологический факультет, если не получится с актерским.

    Для поступления девушка выбрала программу, состоящую из литературных произведений авторов Серебряного века — стихов Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус и прозы Дмитрия Мережковского. Женя подавала документы в несколько театральных вузов, однако все, кроме Щукинского училища, ответили отказом.

    В годы учебы наставником Евгении выступил Юрий Катин-Ярцев. Первые курсы тяжело давались начинающей актрисе. Возможно, другой педагог, менее внимательный к ученикам, попросту отчислил бы застенчивую студентку, которая боялась выйти на сцену и исполнить небольшой этюд, но Юрий Васильевич уже в те годы сумел разглядеть способности в хрупкой Симоновой.

    Знаменитость вспоминала, что долгое время терзалась сомнениями относительно правильности выбора жизненного пути. Осознание того, что не ошиблась, пришло к Симоновой позднее. Но еще в «Щуке» Евгении удалось побороть стеснение. После получения диплома выпускница получила приглашение в труппу Московского академического театра имени В. Маяковского.

    Театр

    Помощь в адаптации Симоновой оказали коллеги. Евгения Павловна рассказывала, что старалась сдружиться со Светланой Немоляевой, в которой видела пример и старшего наставника. Другие актеры тоже тепло относились к молодой артистке. Близким приятелем стал Игорь Костолевский.

    Евгения Павловна стала одной из тех исполнительниц, на которых опирался репертуар театра Маяковского. За 4 десятка лет звезда отыграла множество спектаклей. Помимо родного храма Мельпомены актриса неоднократно выступала и на других подмостках. Плодотворным получился союз с руководителем «Современника» Галиной Волчек. Симонова сыграла в постановках «Пять вечеров», «Враги. История любви» и других. Кроме того, артистка выступала в «Сфере», в ЦДА имени А. А. Яблочкиной, Театре на Малой Бронной. Выходила Евгения и на сцену Школы драматического искусства в образе жены писателя Генриха Ибсена, после смерти мужа ставшей затворницей.

    Стоит упомянуть, что исполнительница — обладательница престижных театральных премий. За роль Софьи Андреевны Толстой в 2017 году артистке вручили «Золотую маску». К числу запоминающихся представлений с участием Симоновой относится и спектакль «Август: графство Осейдж», где декорации создавались благодаря проектору, транслирующему на сцену преображения интерьера.

    В конце 2021 года поклонники получили возможность наслаждаться игрой артистки на сценах Театра имени В. Маяковского, «Сферы» и «Современника». В последнем Евгения Павловна участсовала в постановке «Враги. История любви» — гордости репертуара «Современника».

    Фильмы

    Несмотря на застенчивость, еще до окончания «Щуки» Симоновой удалось пробиться в кино. Первой серьезной работой актрисы оказалось участие в картине Леонида Быкова «В бой идут одни старики», вышедшей на экраны в 1973 году. Драма шла с успехом, фразы персонажей разлетелись на цитаты и ушли в народ.

    Евгения Симонова
    Евгения Симонова в молодости / кадр из фильма «В бой идут одни старики»

    Не осталось незамеченным появление артистки в фильме «Афоня» режиссера Георгия Данелии, где Симонова исполнила роль медсестры Кати Снегиревой, а главного героя сыграл Леонид Куравлев. Лента выбилась в лидеры проката 1975 года, собрав в кинотеатрах 62,2 млн зрителей.

    В том же году состоялась премьера музыкальной картины «Под крышами Монмартра». Здесь актрисе достался центральный образ цветочницы Виолетты Шевалье. Над декорациями комедии работали известные художники Александр Бойм и Сергей Воронков.

    В киноиндустрии того времени за Евгенией Павловной прочно закрепилось амплуа лирической героини. Артистка познала вкус славы: знаменитость начали узнавать на улицах, почтовый ящик переполнялся письмами поклонников. Наивные девичьи персонажи в исполнении Симоновой без труда находили в зрителях живой отклик.

    Однако эта популярность обернулась жесткими рамками для юной Евгении. Актриса, конечно, испытывала чувство признательности Данелии и Быкову за раскрытие таланта, но тем не менее была твердо убеждена, что обязательно преодолеет узость амплуа.

    Евгения Павловна вспоминала, как еще в молодости отчаянно боролась со сложившимся стереотипом. Однажды, когда студентам дали задание поставить отрывок произведения по собственному выбору, взяла фрагмент довольно мрачного рассказа Всеволода Гаршина, где сыграла проститутку. На сцене Симонова так старалась передать жесты и манеры, присущие падшей женщине, что директор училища Борис Евгеньевич Захава не выдержал и скомандовал дать занавес.

    Впрочем, звезда нашла свою нишу. Лирические персонажи Симоновой запомнились зрителю и вошли в золотой фонд российского кинематографа. Очередной яркой ролью для артистки оказалась принцесса в фильме-сказке «Обыкновенное чудо». Сложнее других Евгении Павловне далась сцена со стрельбой, поскольку исполнительница терпеть не может оружие и громких хлопков.

    Драма «Школьный вальс», в которой Евгения Симонова сыграла вместе с Еленой Цыплаковой, могла попасть на полку: слишком смелую тему поднял режиссер проекта Павел Любимов. В картине речь шла о юношеской любви, предательстве, малодушии. Несмотря на критику в адрес сюжета, комсомольская организация настояла на прокате киноленты.

    Изображать преподавателя английского языка Симоновой выпало в комедии «Баламут». Львиная доля фильма отснята в отдаленном районе Выхино. В кадре присутствует и платформа станции метро (в ту пору Ждановская), и интерьеры Московского института управления (ныне ГУУ).

    В 1980 году на экраны вышла драма «Рафферти», где актриса сыграла певицу Джил Харт. Критик Александр Федоров подметил, что картина хорошо вписалась в стандарты модного «политического» кино. Кроме того, киновед хвалил работу Олега Борисова, воплотившего ключевой образ.

    В то же время состоялись премьеры 2 проектов, которые Симонова относила к числу любимых. Это лента Витаутаса Жалакявичюса «Рассказ неизвестного человека», которая не получила широкого признания, но побывала на фестивале в Венеции. Отмечала Евгения Павловна и роль Анны Сниткиной, второй жены Федора Достоевского, в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». С этой картиной артистка ездила на конкурсы по всему миру.

    В 1989 году знаменитость снялась в дебютной работе Олега Сафаралиева «Прямая трансляция». Драма получилась не только злободневной, но и по-настоящему злой. Директор творческого объединения «Слово» Валентина Черных заявила, что организация намеренно отдала проект выпускнику ВГИКа, который смог бы показать всю неприязнь молодого поколения к «застою» и желание изменить окружающую действительность.

    Действительность изменилась, и в новую реальность героини Симоновой не вписались. Впрочем, в интервью звезда подчеркивала, что не очень-то и стремилась шагать в ногу с тем временем. В 1990-е фильмография актрисы почти не пополнялась. После спада популярности артистка ушла с больших экранов, сосредоточившись на театральной карьере.

    Евгения Симонова, Юрий Вяземский
    Евгения Симонова и ее брат Юрий Вяземский / кадр из фильма «Баламут»

    Возвращение Евгении Павловны состоялось в начале 2000-х, когда она появилась в сериале «Дети Арбата», который снимал супруг Симоновой Андрей Эшпай. Стоит отметить, что и этот образ исполнительница называет любимым.

    Затем вышел следующий проект мужа — фильм «Многоточие», сюжет которого посвящен теме сталинских репрессий. За участие в картине Евгения Павловна удостоилась «Ники» и «Белого слона» за лучшую женскую роль.

    В 2009 году на канале «Россия» стартовал показ сериала «Иван Грозный», где Симоновой достался реальный персонаж — княгиня Ефросинья Старицкая. Немало внимания в проекте уделялось костюмам и декорациям, однако лента столкнулась с потоком критики. Ругали сюжет и за отсутствие связи с историческими событиями.

    Картина Сергея Ашкенази «Дело гастронома № 1» основана на истории расследования уголовного дела о коррупции в элитном московском магазине «Елисеевский». Евгения Симонова исполнила роль первой жены директора гастронома Георгия Беркутова, которого обвинили во взяточничестве и приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. Создатели фильма не претендовали на точность в изложении фактов, поскольку на момент начала съемок с дела еще не сняли гриф секретности.

    Затем Евгения Павловна появилась в рейтинговой многосерийной ленте Первого канала «Куприн». Зрителям понравился проект по мотивам рассказов русского писателя, но профессиональные критики не особо расхваливали картину.

    К 60-летию знаменитости на экраны вышел сериал супруга «Взрослые дочери». В фильме сыграли сразу 3 представителя семейства Симоновых-Кайдановских. Евгении Павловне и Зое Кайдановской достались небольшие роли, а внук актрисы Алексей изображал единственного сына главных героев телеистории.

    Картина «Метод» подарила Симоновой неожиданный и сложный образ учительницы-маньячки, к которому потом Евгения Павловна вернулась в 2-м сезоне.

    Сериал «Тайны госпожи Кирсановой» погружает зрителя в обстановку России XIX века. Детективный фильм повествует о том, как учительница математики взялась за расследование преступлений. Здесь Симонова перевоплотилась в тетушку центральной героини. Мнения о ленте разделились. Одни критики отмечали литературные аллюзии и историческую атмосферу, в которую создателям удалось погрузить смотрящего. Других возмутили такие моменты, как нехватка бутафории и наглаженные костюмы.

    Затем Евгения Павловна снялась в короткометражке «Плачу с вами», которая вошла в альманах «Русское краткое». В 2019 году проект был представлен на «Кинотавре», где получил главную премию.

    В то же время на кинофестивале Series Mania во Франции состоялся премьерный показ триллера «Идентификация» режиссера Владлены Санду, в котором одну из ролей исполнила Симонова. Организатор мероприятия Лорен Херцберг хвалил российскую ленту, обозначив как положительный пример.

    В 2021 году с участием знаменитости на экраны вышли сериалы «Медиатор» и «Медиум».

    Личная жизнь

    У Евгении Павловны дружная семья. С теплотой актриса вспоминала родителей. Отец пережил маму на 11 лет и помог дочери перенести потерю близкого человека, с которой оказалось трудно смириться. Радоваться сегодняшнему дню помогают наследники — у Симоновой двое детей от двух мужей, имеются внуки. Фото любимицы публики регулярно выкладываются в фан-сообщетсвах.

    Насыщенная личная жизнь артистки редко обсуждалась на страницах средств массовой информации. Известно, что писатель и телеведущий Юрий ВяземскийУмники и умницы») приходится Евгении Павловне родным братом. Разные фамилии объясняются тем, что родственник решил взять фамилию матери как творческий псевдоним.

    Брак с Александром Кайдановским

    По словам старшего брата, в молодости во время учебы в «Щуке» сестра приводила домой однокурсников, а это небезызвестные Леонид Ярмольник, Альгис Арлаускис, Юрий Васильев. Последний оказался первым серьезным увлечением Симоновой. Дело даже шло к свадьбе, если бы не знакомство с Александром Кайдановским, в которого, говорят, нельзя было не влюбиться.

    Познакомилась Евгения с первым мужем во время работы над лентой «Пропавшая экспедиция». Кайдановский сыграл в этой картине офицера Кирилла Зимина. В браке с Александром у Евгении Павловны родилась дочь Зоя Кайдановская, впоследствии тоже ставшая узнаваемой киноактрисой.

    Евгения Симонова, Александр Кайдановский
    Евгения Симонова и Александр Кайдановский / кадр из фильма «Пропавшая экспедиция»

    Сейчас Зоя выступает на одной сцене с матерью в Театре имени В. Маяковского. Кроме того, она знакома зрителям по фильмам «С чего начинается Родина» и «Склифосовский». Зоя — мама 3 детей: сына Алексея и дочерей Варвары и Софьи. По паспорту Зоя — Симонова, отцовскую фамилию взяла как псевдоним, чтобы коллеги их с мамой не называли Симоновой-старшей и младшей.

    Второй муж Дмитрий Полонский

    После развода с первым супругом избранником Симоновой стал другой актер — Дмитрий Полонский. Этот брак продлился чуть больше года. Сегодня артист известен как голос Вуди Харрельсона: Полонский успешно занимается дубляжом иностранного кино.

    Третий брак и приемная дочь

    Третий муж Евгении Симоновой — режиссер Андрей Эшпай, сын известного композитора и автора песни «Москвичи». В 1985 году у пары родилась дочь, пианистка Мария Эшпай. Наследница живет в Дании, гастролирует по миру. В 2019 году Мария дебютировала как автор музыки к фильму «Скажи правду», который транслировался на канале «Россия-1».

    В начале 90-х Евгения Павловна выступила опекуном 13-летней Дарьи Коршаковой. Родная мама Даши — актриса Людмила Коршакова, коллега Симоновой по театру. Женщина скоропостижно скончалась в 42 года.

    Даша переехала жить к бабушке с дедушкой. Но когда встал вопрос об оформлении недвижимости на ребенка, Симонова решила оказать помощь и взять на себя юридическую сторону дела. Приемную дочь артистка скрывала от поклонников. Однако в эфире программы Андрея Малахова «Привет, Андрей!», вышедшей на экраны в феврале 2020 года, девушка рассказала зрителям о благородном поступке Евгении Павловны.

    Болезнь

    В 2013 году Симоновой поставили страшный диагноз — рак легких. Болезнь послужила осложнением после очередного воспаления легких, к которым актриса относилась легкомысленно. На осмотре врачи обнаружили подозрительное затемнение, которое спустя 5 лет начало разрастаться.

    Онкология подтвердилась во время операции, которая проходила в Германии. Чтобы спасти артистке жизнь, хирургу пришлось удалить нижнюю долю правого легкого. Хотя в СМИ то и дело просачивались слухи, звезда игнорировала сообщения и продолжала работать. О болезни Симонова рассказала лишь в конце 2021-го. Исполнительница призналась, что не боялась смерти и смирилась с диагнозом. Сейчас состояние здоровья Евгении Павловны остается стабильным.

    Евгения Симонова сейчас

    Поклонники обращают внимание, что сегодня Симонова выглядит не хуже, чем в молодости. При росте 160 см вес актрисы держится в пределах 55 кг. Актриса и сейчас активно снимается в кино. На 2022-й была анонсирована премьера мелодрамы «Стюардесса». Съемки проходили в аэропорту «Шереметьево» под крылом компании «Аэрофлот».

    Довольно редко, но можно увидеть и интервью знаменитости. Так, о малоизвестных деталях своей биографии Евгения Павловна поведала в шоу Татьяны Устиновой «Мой герой». Как оказалась, в юности артистка задумывалась о балетной карьере. В разговоре Симонова призналась, что театр ей был всегда намного ближе, чем кино.

    В театре Маяковского, где служит Евгения Павловна, весной 2022 года произошли перемены — место худрука занял Егор Перегудов. Звезда выступила от имени артистического состава, поприветствовав нового руководителя и отметив заслуги ранее уволившегося с этого поста Миндаугаса Карбаускиса.

    Фильмография

    Интересные факты

    1. Примером для подражания звезда считала Наталью Гундареву, с которой выступала на одних подмостках. В интервью Симонова назвала Гундареву «великой актрисой», а масштаб личности напарницы — «космическим». Евгения Павловна счастлива, что довелось трудиться вместе с кумиром.
    2. В Театре имени В. Маяковского Симонова дебютировала в спектакле «Чайка» в роли Нины Заречной. Аркадину в постановке играла великая Татьяна Доронина. Молодой исполнительнице Доронина посоветовала плакать на сцене, а не за кулисами. Эту фразу Евгения Павловна запомнила на всю жизнь.
    3. Несмотря на поставленный диагноз, артистка, известная пристрастием к табаку, продолжила курить.
    4. В интервью Симонова делилась, что, если бы довелось писать сценарий, в центре сюжета разместила бы коллизии, которыми богата повседневность.