Биография
Итальянку Джульетту Мазину называли трагической клоунессой и Чарли Чаплином в юбке. Сам великий комик говорил, что нет другой актрисы, которой он восхищался бы так сильно, как исполнительницей главной роли в картине «Ночи Кабирии». В 1998 году журнал New York Times констатировал, что улыбка героини Мазины в последних кадрах этого фильма Федерико Феллини по значению превосходит все «огнедышащие блокбастеры Голливуда».
Детство и юность
Актриса появилась на свет в городке Сан-Джорджо-ди-Пьяно, расположенном в окрестностях Болоньи. День рождения итальянка праздновала 22 февраля, а в качестве года рождения указывала то 1920-й, то 1921-й. Родители — бывший виолончелист, переквалифицировавшийся в счетовода на фабрике, производящей минеральные удобрения, и школьная учительница — назвали новорожденную двойным именем Джулия Анна.
Девочка была первенцем в семье, в которой после нее родились еще трое детей. Поэтому мать с отцом, учитывая музыкальную и артистическую одаренность старшей дочери, легко откликнулись на просьбу бездетной тетушки и отправили маленькую Джулию Анну жить к родственнице в столицу Италии.
Опекунша дала провинциалке блестящее образование. Мазина училась в привилегированной гимназии, основанной монахинями-урсулинками, брала уроки вокала, танцев и игры на фортепиано. Затем девушка получила в Римском университете диплом преподавателя литературы. В студенческие годы Джулия Анна играла в экспериментальной театральной студии, а после вуза присоединилась к труппе театра «Каверино».
Личная жизнь
Полвека Мазина была женой Феллини. Подрабатывая на радио, Джулия Анна озвучивала передачи, поставленные по миниатюрам карикатуриста, подписывающегося Федерико, которые рассказывали о влюбленной парочке Чикко и Паллине. Будущий муж сначала влюбился в голос Мазины и только потом увидел ее.
Перед начинающим сценаристом предстала миниатюрная девушка (рост актрисы составлял 157 см) с глазами «потерявшейся собачки». Федерико оторопел, но пригласил новую знакомую в ресторан. Свадьба Феллини и Мазины состоялась 30 октября 1943 года. По просьбе мужа молодая жена сменила свое имя на шекспировскую Джульетту.
Личную жизнь супругов омрачало отсутствие детей. В молодости любовь Джульетты и Федерико дважды приводила к зачатию. Но первая беременность после падения актрисы со стремянки закончилась выкидышем. Вторая протекала с осложнениями, а появившийся в 1945 году сын в младенчестве умер от энцефалита. Врачи вынесли Мазине приговор: женщина никогда не станет матерью.
Потрясенные супруги поклялись быть вместе в горе, в болезни и в старости. В мемуарах Мазина называла ребенком их брака образ Джельсомины из картины Феллини «Дорога», который он создал из наблюдений за женой и из ее детских фото.
Жизнь творческих супругов не соответствовала обывательским стандартам семейного счастья. Федерико тратил деньги на пошив галстуков и шейных платков у лучших европейских кутюрье, на рестораны и дорогие гостиничные номера. На меха и драгоценности жене, ставшей для режиссера музой и матерью, денег у мужчины не оставалось.
Подобно советскому гению Льву Ландау, Федерико совмещал любовь к супруге с многочисленными изменами и немедленно рассказывал благоверной о своих похождениях. Словно в отместку мужу Джульетта курила одну сигарету за другой в присутствии не выносящего табачного дыма Феллини.
Фильмы
Обычно первой картиной в фильмографии Мазины называют ленту Альберто Латтуады «Без жалости», в которой актриса сыграла простодушную проститутку Марчеллу. Однако на 2 года раньше Джульетта появилась в эпизоде фильма Роберто Росселлини «Пайза» («Земляк»).
В режиссерском дебюте Феллини — драме «Огни варьете» — Мазина перевоплотилась в актрису бродячей труппы Мелину Амур. Главными в творческой биографии Джульетты стали роли в картинах супруга «Дорога» и «Ночи Кабирии», снятых с интервалом в 3 года. Каждая из этих лент удостоилась премии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».
Обе главные героини Мазины, вопреки обстоятельствам, — идеалистки и оптимистки. Простушка Джельсомина из «Дороги», проданная в цирковое рабство, остается доброй и искренней. Проститутка Кабирия, казалось бы, встречает в лице бухгалтера сказочного принца, но, когда женщина отдает любимому все сбережения, тот хочет убить ее. Артистический прием Мазины — подарить зрителям улыбку, когда они рыдают над судьбой ее персонажа.
Среди ролей Джульетты, исполненных не в фильмах супруга, выделяется матушка Метелица в одноименной экранизации сказки братьев Гримм, выполненной словаком Юраем Якубиско. Любопытно, что режиссера называли восточноевропейским Феллини. Последним образом, созданным Мазиной в кино, стала пожилая француженка Бертиль в картине Жана-Луи Бертучелли «Возможно, сегодня» («День, который нужно помнить»).
Смерть
Актриса скончалась весной 1994-го, через полгода после ухода из жизни Федерико. До последнего дня жизни мужа Джульетта ухаживала за любимым. Причиной смерти Мазины стал рак легких.
Выполняя последнюю волю Джульетты, трубач и композитор Мауро Маур на похоронах актрисы сыграл мелодию Нино Роты из фильма «Дорога». На совместном памятнике на могиле Феллини и Мазины в Римини выбита фраза «Теперь, Джульетта, ты можешь плакать».
Фильмография
- 1946 — «Пайза» («Земляк»)
- 1948 — «Без жалости»
- 1950 — «Огни варьете»
- 1952 — «Белый шейх»
- 1952 — «Европа-51»
- 1954 — «Дорога»
- 1955 — «Мошенники»
- 1957 — «Ночи Кабирии»
- 1965 — «Джульетта и духи»
- 1985 — «Матушка Метелица»
- 1986 — «Джинджер и Фред»
- 1991 — «Возможно, сегодня»
Интересные факты
- В том же амплуа травести, что и Мазина, работала похожая на итальянскую коллегу советская актриса Янина Жеймо. Рост исполнительницы главной роли в киносказке по пьесе Евгения Шварца «Золушка» составлял 147 см.
- Титул «русская Джульетта Мазина» в СССР присваивали Надежде Румянцевой, сыгравшей Тосю в фильме Юрия Чулюкина «Девчата», а в постсоветской России — Евдокии Германовой.
- Танцовщица и актриса Джинджер Роджерс собиралась подавать на Феллини в суд за несогласованное использование ее имени в названии картины «Джинджер и Фред», в которой Мазина исполнила главную женскую роль. На Московском кинофестивале 1986 года фильм завоевал Гран-при.
- В Римском университете Джульетта защитила диссертации по психологии и социальному положению актеров.