Биография
Луиса Бунюэля называют основоположником сюрреализма в кинематографе и главным представителем течения. Его экранные шедевры — удивительный микс реальности и сновидений, сочетание несочетаемого и образы, шокирующие неподготовленного зрителя.
Детство и юность
Режиссер и сценарист появился на свет в конце зимы 1900 года в деревне Каланда, что в испанской провинции Арагон.
Луис — первенец бывшего участника испано-американской войны и предпринимателя Леонардо Бунюэля и Марии Портолес, которая младше супруга на 25 лет. После рождения сына в семье появились еще шестеро детей, и все в столице Арагона — Сарагосе, куда Бунюэль-старший с женой перебрались из деревенской глуши после появления первенца.
В городе Луис отправился в иезуитскую школу, где царили строжайшая дисциплина и религиозное образование. Мальчик остро реагировал на тяжелую атмосферу в школе и после ее окончания превратился в ярого противника католической веры.
Окончив школу, Луис продолжил образование в Мадридском университете. Он не сразу нашел себя: сначала изучал агрономию, затем метался между философией, историей и литературой, окончил вуз со степенью в области искусств.
В студенческие годы и началась творческая биография Бунюэля, влившегося в богемное сообщество Студенческой резиденции. Здесь будущий режиссер и сценарист близко сошелся с Федерико Гарсией Лоркой и Сальвадором Дали.
Получив диплом, Бунюэль отправился в Париж. За 2 года до этого, в 1923-м, скончался его отец.
Личная жизнь
Хотя Бунюэль и был ярчайшим представителем сюрреалистов, его личная жизнь отличалась от той, которую проповедовали представители направления. Даже в молодости он отвергал свободные отношения и беспорядочные связи, хотя смуглый, с взрывным темпераментом и выразительными глазами молодой человек среднего роста (1,71 м) пользовался успехом у женщин.
Вступив в брак с француженкой Жанне Рукар, Луис Бунюэль стал примерным семьянином. Жена родила супругу двоих детей — сыновей Хуана Луиса и Рафаэля. Оба стали режиссерами. Фото семьи сложно отыскать в Сети, зато есть снимки, на которых запечатлены Бунюэль с другом Сальвадором Дали.
Фильмы
Перебравшись в середине 1920-х во Францию, Луис Бунюэль заинтересовался кинематографом. Добыв журналистское удостоверение, он по 3 раза в день посещал кинозалы.
Деньги на дебютную ленту «Андалузский пес» Бунюэлю дала семья Дали. В первом кинохите режиссера, вышедшем в 1928-м, зрители впервые встретились с сюрреалистической «эстетикой шока», методом, используемым Бунюэлем во всех следующих работах. Картину не приняли: зрители и кинокритики потребовали запретить показ из-за жестокости и неприличных сцен.
Второй фильм под названием «Золотой век» вышел спустя 2 года и вызвал еще больший скандал. Лента была снята Бунюэлем в тандеме с Дали и пролежала на полке полвека, запрещенная властями.
С 1932-го по 1947-й в творчестве мастера образовалась затяжная пауза. Фильмография не пополнялась из-за разразившейся на его родине гражданской войны, в которой Бунюэль встал на сторону республиканцев. В 1938-м режиссер, преследуемый фашистским режимом, перебрался в Америку. Он подрабатывал в Голливуде дублером, озвучивая испанские фильмы.
В 1943-м Луис переехал в Мексику. К режиссуре вернулся через 3 года, сняв 19 из 33 своих лент. Еще через 3 года испанец по национальности получил гражданство приютившей его страны.
После выхода двух ярких картин — «Большое казино» и «Большой кутила» — Бунюэль снял ленту «Забытые», которую позже критики назвали лучшей в его творчестве. К мастеру, наконец, пришли признание и награды. В 1951-м на Каннском фестивале испано-мексиканскому режиссеру вручили приз.
Через 10 лет Франко позвал Бунюэля вернуться в Испанию, и тот согласился. Дома он снял киношедевр «Виридиана», который запретили на родине, но наградили Гран-при в Каннах. Следующие картины мэтра, среди которых «Дневник горничной», «Дневная красавица» и «Тристана», пополнили золотой фонд мирового кинематографа. В двух последних драмах в главной роли снялась Катрин Денев.
Лента «Скромное обаяние буржуазии» принесла режиссеру «Оскар». Попрощался Бунюэль со зрителями в 1977-м, когда на экраны вышла драма-притча «Этот смутный объект желания».
Смерть
За год до кончины вышла книга мемуаров режиссера, в которой он рассказал о жизни и творчестве. Незадолго до смерти Бунюэль оглох и ослеп. Последние годы мэтр провел в Мексике.
Причиной смерти стали сердечная, печеночная и почечная недостаточности. Последний приют великого мастера — капелла доминиканского монастыря Сан Альберто Маньо в Мехико.
Фильмография
- 1929 — «Андалузский пес»
- 1930 — «Золотой век»
- 1932 — «Земля без хлеба»
- 1947 — «Большое казино»
- 1950 — «Забытые»
- 1951 — «Сусана»
- 1953 — «Он»
- 1954 — «Грозовой перевал»
- 1956 — «Смерть в этом саду»
- 1960 — «Девушка»
- 1961 — «Виридиана»
- 1965 — «Симеон столпник»
- 1964 — «Дневник горничной»
- 1967 — «Дневная красавица»
- 1970 — «Тристана»