Биография
«Если бы зрители приходили в театр, только чтобы развлечься, он давно бы умер, уступив кинематографу, однако в театральном зале иногда ощущается присутствие невидимого. Задача постановщика — создание техники вызывания этого чуда», — утверждал Питер Брук.
Биография режиссера — пример телесного и творческого долголетия.
Детство и юность
Будущий теоретик и практик театральной режиссуры появился на свет в пригороде Лондона Бедфорд-Парке 21 марта 1925 года. Родители Питера и его старшего брата Алексиса, связавшего биографию с психологией и психиатрией, — евреи, родившиеся в городе Двинске Витебской губернии. Сейчас это латвийский горд Даугавпилс. Отец братьев Саймон Брук был инженером, но Питер рано проявил тягу к театру, еще в детстве удивив Алексиса и родителей кукольной постановкой «Гамлета».
Брук-младший учился в Вестминстерском колледжа, но из-за болезни два года провел на лечении в Швейцарии. В годы Второй мировой войны следы детского недуга позволили парню избежать мобилизации. В юношестве Питер изучал лингвистику (в том числе русский язык) в колледже Магдалины Оксфордского университета и впоследствии утверждал, что язык Антона Чехова и Ивана Бунина кажется ему понятным и почти родным.
Творчество
Первый спектакль — «Трагическая история доктора Фауста» — потомок российских эмигрантов поставил в любительском театре в 18 лет. После постановки «Адской машины Жана Кокто» на Брука обратил внимание Барри Джексон, позвавший юношу работать в Бирмингемском репертуарном театре. Дебютной режиссерской работой Питера во втором по населению городе Великобритании стал спектакль по пьесе Бернарда Шоу «Человек и сверхчеловек».
Театральной сенсацией стала бруковская постановка «Ромео и Джульетты» 1947 года, в которой юный режиссер впервые реализовал идею пустого пространства, убрав за полчаса до премьеры почти все декорации. Теоретическое основание такого подхода Брук сформулировал в книге «Пустое пространство», увидевшей свет в 1968 году и выдержавшей много переизданий.
В бродвейской постановке «Марат/Сад», удостоившейся премии «Тони» за режиссуру, Питер впервые в мире показал на сцене обнаженного человека. Как режиссер Брук испытал огромное влияние идей Бертольта Брехта, Всеволода Мейерхольда, Константина Станиславского и Ежи Гротовского. Любимым автором уроженца Бедфорд-Парка был Уильям Шекспир. Кроме драматических спектаклей, Брук неоднократно ставил оперы, прежде всего Вольфганга Амадея Моцарта.
В 1968 году Питер основал в Париже Международный центр театральных исследований, а с 1974-го переехал в столицу Франции на ПМЖ. В 90-е годы XX века Брук начал ставить спектакли, в которых играли не знаменитости, а люди разного происхождения, цвета кожи и профессиональной оснащенности. В поздних спектаклях режиссер использовал минимум и почти отказался от сценографии в традиционном понимании.
Из кинематографического наследия Брука наибольшую зрительскую любовь получила экранизация романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Питер отснял более 60 часов материала, из которых в финальную версию ленты вошли лишь 90 минут. Организация BBFC дала фильму-антиутопии рейтинг X, поэтому никто из снявшихся детей не присутствовал на премьере картины.
Всемирно известной стала постановка Брука по индийскому эпосу «Махабхарата» в обработке французского сценариста Жан-Клода Карьерра. Четыре года пьеса, сценическое действие в которой длилось девять часов, гастролировала по миру, а в 1989 году сокращенная до шести часов версия была адаптирована для телевидения.
Личная жизнь
Питер продемонстрировал удивительную для театрального мира стабильность в личной жизни. В молодости режиссер женился на дальней родственнице Александра Пушкина — актрисе Наташе Пэрри, в которую влюбился, когда девушке было 15 лет, и не разлучался с супругой до ее смерти в 2015 году. В 1953-м Брук снял для американского телевидения фильм «Король Лир», в котором его молодая жена создала образ Корделии, а заглавную роль исполнил Орсон Уэллс.
В семье Питера и Наташи родилось двое детей — Саймон и Ирина, которые пошли по родительским стопам и стали режиссерами. Творчеству отца сын посвятил фильм «Питер Брук. Натянутый канат», снятый в 2012 году.
До 90 лет режиссер сохранял физическую и умственную бодрость благодаря диетам и физическим упражнениям, почерпнутым в восточных культурах. На фото, сделанных в пожилом возрасте, Питер представал элегантным и ироничным мужчиной.
Смерть
Патриарх европейского театра скончался 2 июля 2022 года в Париже. Причины смерти Питера озвучены не были.
Фильмография
- 1953 — «Опера нищих»
- 1960 — «7 дней, 7 ночей»
- 1963 — «Повелитель мух»
- 1967 — «Полёт Валькирии»
- 1971 — «Король Лир»
- 1979 — «Встречи с замечательными людьми»
- 1979 — «Мера за меру»
- 1982 — «Вишнёвый сад»
- 1983 — «Трагедия о Кармен»
- 1989 — «Махабхарата»
- 2002 — «Трагедия о Гамлете»
Интересные факты
- Режиссер Валентин Плучек, руководивший Московским театром сатиры на протяжении 43 лет, приходился Питеру Бруку двоюродным братом. Настоящим именем советского и российского театрального деятеля было Исаак Гинцбург.
- «Гамлет» Брука был первой западной постановкой, шедшей в послесталинской Москве и ставшей одним из знаков наступающей «оттепели».
- В июле 2017-го в России на фестивале, посвященном Антону Чехову, был показан спектакль Питера «Поле битвы» — новая версия «Махабхараты», уложенная всего в 70 минут.
- Однофамилец и тезка режиссера — актер Питер Брук — снялся в таких знаковых лентах, как «Темный рыцарь» и «Лига справедливости Зака Снайдера».