Биография
Бернард Шоу считается одним из самых цитируемых авторов мира. Его тонкий и точный юмор, ироничная манера повествования и умение описывать жизнь человека во всех ее проявлениях покорили современников и оказались увлекательными для последующих поколений читателей. Спустя десятилетия после смерти ирландского писателя его произведения продолжают быть актуальными.
Детство и юность
Джордж Бернард Шоу родился в Дублине, столице Ирландии, в 1856 году. Отец Джон Шоу торговал зерном, но вскоре прогорел и постепенно пристрастился к выпивке. Мать Люсинда Шоу была профессиональной певицей. Кроме мальчика, в семье росли еще двое детей, девочки Люсинда Франсес и Элинор Агнес.
В детстве Бернард посещал дублинский колледж Уэсли, а с одиннадцати лет — протестантскую школу, где особое внимание уделялось не точным наукам, а религиозному просвещению детей. При этом пастыри не гнушались физическими наказаниями и лупили воспитанников розгами, что, как тогда считалось, шло им только на пользу.
Юный Шоу терпеть не мог школу и всю систему образования, какой она ему виделась с подростковых лет. Впоследствии он вспоминал, что был одним из худших учеников в классе, если не последним. По мнению Бернарда, в учебных заведениях следовало заниматься не только умственным, но и духовным развитием школьников. При этом процесс обучения не должен быть столь формализированным.
В возрасте пятнадцати лет Бернард устроился клерком в контору, занимавшуюся продажей недвижимости. У родителей не было денег, чтобы оплатить сыну учебу в колледже, но родственные связи помогли юноше занять неплохую по тем временам должность. В его обязанности, помимо прочего, входил сбор денег за жилье с бедняков. Воспоминания об этом нелегком времени нашли отражение в одной из ранних пьес под названием «Дома вдовца».
Также Шоу вел книги учета, делая это аккуратно и старательно. Впоследствии у будущего писателя выработался разборчивый почерк, и наборщики легко расшифровывали его рукописи.
Значимое влияние на юного Бернарда оказал музыкант Джордж Джон Ли, с которым его мать сблизилась еще до появления сына. Писатель даже предполагал, что тот мог быть его биологическим отцом. Их семьи делили дом, где постоянно звучала музыка.
В 1873 году Ли покинул Дублин, чтобы отправиться в Англию, и вскоре за ним уехала мать Бернарда, забрав обеих дочерей. Юный Шоу остался с отцом и попытался компенсировать отсутствие в доме музыки, самостоятельно освоив игру на фортепиано.
Спустя еще три года, в 1876-м, Бернард все-таки уехал к матери в Лондон, где занялся самообразованием и по протекции Ли устроился на работу в одну из газет, где вел музыкальную колонку. Позже он некоторое время подрабатывал приглашенным пианистом.
Начало карьеры
Первое время после приезда в Лондон Бернард посещал библиотеки и музеи, заполняя пробелы в образовании. В тот же период в Британском музее он познакомился с критиком Уильямом Арчером, после общения с которым решил продолжить путь в журналистике. Сначала Шоу работал внештатным корреспондентом, затем шесть лет трудился как музыкальный критик в журнале The World, после чего три года вел колонку, посвященную театру, в The Saturday Review.
Одновременно с журналистикой Шоу начал писать романы, которые на тот момент никто не брался издавать. Его дебютное произведение «Незрелость» появилось еще в 1879 году, но было опубликовано только в следующем веке. Критики называли его слишком мрачным.
Вскоре после этого были написаны «Иррациональный узел» и «Любовь среди художников», которые позже напечатали в журнале «Наш уголок». Впоследствии критики, проанализировав первые литературные опыты Бернарда, пришли к выводу, что в них проявились яркие черты, присущие его дальнейшему творчеству: краткие описания ситуаций и насыщенные парадоксами диалоги.
Бернард Шоу и театр
В бытность театральным критиком Шоу увлекся творчеством норвежского драматурга Генрика Ибсена. В 1891 году он выпустил эссе «Квинтэссенция ибсенизма», в которой вычленил основные характеристики пьес скандинавского литератора.
Во времена молодости Бернарда на театральных подмостках преобладали исключительно пьесы Уильяма Шекспира, а также малозначимые мелодрамы и комедии. Ибсен же, по мнению Шоу, стал новатором в европейской драматургии, подняв ее на новую ступень посредством вскрытия острых конфликтов и дискуссий между персонажами.
Вдохновленный пьесами Ибсена, в 1885 году Шоу написал первую из своих «неприятных пьес» под названием «Дома вдовца». Считается, что с этого произведения началась его биография как писателя-драматурга. Тогда же родилась и новая эра европейской драмы, острой, злободневной, построенной на конфликтах и диалогах, а не на активных действиях героев.
Далее последовали пьесы «Волокита» и «Профессия миссис Уоррен», буквально всколыхнувшие чопорную викторианскую Англию своей неприкрытой злободневностью, едкой сатирой и правдивостью. Во втором произведении ярко проявился реформаторский характер творчества Шоу, поднимающего новые для английской литературы и театра политические и социальные темы.
Жанр реалистической драмы Бернард дополнил тонким юмором и сатирой, благодаря чему его пьесы обрели необыкновенную притягательность и силу изложения. По части юмористической составляющей ирландца неоднократно сравнивали с Оскаром Уайльдом.
Создав небывалый по тем временам прецедент своими «неприятными пьесами», Шоу выпустил серию «приятных пьес». В самой популярной из них под названием «Оружие и человек» он выступил против идеализации войны. Произведение неоднократно экранизировали.
Позже последовали и другие пьесы Бернарда, которые он нередко объединял в серии и циклы. На рубеже веков уже зрелый автор трилогию «Три пьесы для пуритан», куда вошли «Ученик дьявола» и «Цезарь и Клеопатра». Последняя была написана в противовес шекспировскому творению «Антоний и Клеопатра».
Позднее под влиянием творчества прославленного английского драматурга была написана «Смуглая леди сонетов». В ней описаны отношения Уильяма Шекспира с английской королевой Елизаветой I. Произведение Шоу создал в поддержку основания Шекспировского театра, но реализации задумки помешала грянувшая война.
Самым знаменитым произведением Бернарда считается «Пигмалион», сюжет которого основан на мифе о творце, пожелавшем оживить прекрасную статую. В 1938 году пьеса была экранизирована по сценарию самого автора, за что он получил премию «Оскар».
Сюжет пьесы о простой, но искренней цветочнице Элизе, которую взялся исправить циничный аристократ, остается актуальной и спустя более века после написания. По ее мотивам поставлено немало спектаклей и фильмов с романтическим сюжетом. Сам Шоу стремился подчеркнуть, что людей не стоит судить по их происхождению.
Следующим знаковым произведением драматурга стала пьеса «Дом, где разбиваются сердца», написанная после Первой мировой войны. Бернард недвусмысленно обвинял английскую интеллигенцию и сливки общества в том, что они ввергли страну и всю Европу в пучину разрухи и ужаса. В этом произведении отчетливо прослеживается влияние Генрика Ибсена и Антона Чехова на творчество Шоу. Сатирическая драма приобретает черты гротеска, аллегории и символизма.
Незадолго до завершения произведения Бернард взялся за серию «Назад к Мафусаилу», куда вошли пять пьес. Автор считал пенталогию одним из лучших творений, но критики не разделяли его мнения. В итоге она остается малоизвестной.
В 1923 году свет увидела лучшая, по мнению критиков и поклонников творчества Шоу, пьеса «Святая Иоанна», посвященная жизни, подвигам и мученической гибели Жанны д’Арк. Она была основана на судебных документах и изображает французскую героиню без мистического ореола.
Последнее произведение ирландского драматурга вышло в год его смерти. Оно называлось «Почему она не пожелала». Всего за свою творческую биографию Бернард написал 62 пьесы.
Общественная позиция
В 1884 году Шоу вступил в Фабианское общество, названное так в честь римского полководца Фабия. Основная идея фабианцев заключалась в том, что социализм — единственно возможный тип дальнейшего развития Великобритании, однако прийти к нему страна должна была постепенно, без катаклизмов и революций.
Первая мировая война еще больше утвердила Бернарда в его приверженности идеям социализма. Он до конца своих дней продолжал верить в то, что социалистическая Россия является примером для всего цивилизованного мира, а общественно-политический строй СССР — единственно верный и правильный. Под конец жизни Шоу стал идейным приверженцем сталинского режима и даже посетил Советский Союз в 1931 году, чтобы встретиться с Иосифом Сталиным.
В течение непродолжительного времени драматург склонялся к мысли, что порядок в обществе и стране может навести только диктатор, но после прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера отказался от такой идеи.
Личная жизнь
Личная жизнь драматурга сложилась удачно. В 1898 году Шоу женился на Шарлотте Пейн-Таунзенд, с которой познакомился в Фабианском обществе. Невеста была богатой наследницей, но Бернарда не интересовали ее миллионы. Он даже отказался от получения Нобелевской премии, и деньги пришлось забрать английскому послу Артуру Даффу. Впоследствии эти средства потратили на создание фонда для переводчиков.
Бернард и его супруга прожили душа в душу сорок пять лет, до самой кончины Шарлотты. Детей у них не было. При этом поговаривали, что писатель был влюблен в знаменитую актрису Стеллу Патрик Кэмпбелл, для которой и написал «Пигмалион», придумав прелестную Элизу Дулиттл.
Смерть
Вторую половину жизни драматург провел в Хартфордшире, где у них с Шарлоттой был уютный двухэтажный дом, утопавший в зелени. Писатель жил и творил там с 1906 по 1950 годы, до самой смерти.
Последние месяцы жизни Бернард был прикован к постели. Он мужественно встретил кончину, оставаясь в сознании. Драматурга не стало 2 ноября 1950 года. Причиной смерти стала почечная недостаточность, вызванная травмой при падении с дерева. По завещанию Шоу его тело было кремировано, а прах развеяли вместе с прахом его любимой жены.
Библиография
- 1888 — «Воскресный день среди холмов Суррея»
- 1904 — «Другой остров Джона Булля»
- 1908 — «Вступление в брак»
- 1912-1913 — «Пигмалион»
- 1913-1919 — «Дом, где разбиваются сердца»
- 1923 — «Святая Иоанна»
- 1933 — «На мели»
- 1935 — «Миллионерша»
- 1938 — «Женева»
- 1949 — «Шекс против Шо»
- 1950 — «Почему она не пожелала»
Интересные факты
- Бернард был спортивным человеком. Не только в молодости, но и в старости он играл в теннис, боксировал, занимался серфингом, подтверждением чему служат сохранившиеся фото. Также драматург придерживался принципов вегетарианства.
- В числе знаменитых однофамильцев ирландца — американский писатель Ирвин Шоу.
- Однажды на вопрос о том, какие пять книг он взял бы на необитаемый остров, драматург заявил, что это были бы книги с чистыми страницами. В 1974 году эту задумку реализовало издательство Harmony Books, выпустив «Книгу Ничто», где все страницы были пустыми. Она продавалась огромными тиражами.
- В одном из своих ироничных высказываний Бернард заявил, что он атеист и благодарит Бога за это. Это указывает на то, что на самом деле, вопреки заблуждению, писатель не придерживался атеистических взглядов. Но Шоу не верил в церковь и существование одной правильной религии. Он считал, что каждый сам волен выбирать, во что ему верить, а традиция с детства приучать детей к какой-либо вере неправильная.
- На родине Бернарда, в Дублине, ему установлен памятник.