Биография
Кутюрье Ива Анри Дона Матье Сен-Лорана, известного как Ив Сен-Лоран, называют революционером фешен-индустрии, маленьким принцем высокой моды и вечным классиком. Николя Саркози отмечал, что дизайнер первым среди коллег поднял моду до уровня искусства.
Пьер Берже подвел черту под творческой биографией художника, заметив, что на стиль одежды первой половины ХХ века повлияла Коко Шанель, а второй — Сен-Лоран. Он подарил человечеству понятие «унисекс» и одел женщин в мужские смокинги, что до него казалось невообразимым.
Детство и юность
Будущий модельер родился в Оране 1 августа 1936 года. Его отец Шарль трудился страховым агентом, а мама Люсьен стала для мальчика первой музой, вдохновившей на создание эскизов платьев. Ее вечерних выходов в свет сын и две дочери ждали с нетерпением.
Рисовать эскизы одежды Ив Сен-Лоран начал в восьмилетнем возрасте, а в 11 увлекся театральными подмостками. В 14 лет юноша создавал домашние постановки: рисовал и строил декорации, делал маленьких кукол, одевал их в костюмы из старых тряпок.
В доме не было стеснения перед старшими, представления подростка с удовольствием смотрели мама и сестры. Неизгладимое впечатление на уроженца Орана произвел спектакль великого Луи Жуве «Школа жен», декорации и костюмы для которого создал французский художник Кристиан Берар.
Позже Сен-Лоран признался, что, увидев одежду театральных актеров от Берара, понял, что главное в костюме — душа, а в платье — женщина. В Алжире Ив окончил колледж и лицей, делая акцент на любимых предметах — французском и латинском языках. Писателями, повлиявшими на его мировоззрение, он называл Андре Жида и Марселя Пруста, из художников обожал Анри Матисса и Эдуарда Мане.
«Я никогда не учился рисовать и знаю, что рисую неважно, просто я выразителен. Хотя мне хотелось бы быть и художником. Очень люблю Матисса, люблю его яркие тона, четкую линию. Его серия “Марокканки” великолепна. Но люблю я и других художников: огромные, как океан, платья Веласкеса, торжественность белизны у Мане, как белизна платья в его картинах “Балкон” и “Портрет Берты Моризо”», — писал кутюрье.
Дизайн и мода
В 17 лет юноша прибыл в Париж и записался на курсы рисования «от кутюр». Тогда же пришел и первый успех: черное коктейльное платье, эскиз которого создал Ив, заняло первое место на конкурсе, организованном Международным секретариатом по шерсти. В молодости Сен-Лоран стал ассистентом модного дома Christian Dior.
В 1957-м глава компании умер. За два года совместной работы Кристиан Диор разглядел в ассистенте талант. Впоследствии владельцы марки сделали ставку на молодого кутюрье, доверив ему должность арт-директора.
Затем Сен-Лоран представил на суд поклонников дома моды дебютную коллекцию, на которую его вдохновили русские сарафаны. Такого фурора не ожидал никто: от Ива ждали продолжения линии Диора — пышных приталенных силуэтов.
Однако новичок презентовал совершенно новый лук — А-силуэт. Короткие трапециевидные платья, сшитые из струящихся тканей и шелка, освобождали женское тело и не делали привычного акцента на талии. На следующий день после презентации таблоиды Парижа написали, что художник своими сарафанами «спас Францию».
В дальнейшем Ив Сен-Лоран отправился в Москву в компании двенадцати моделей, став первопроходцем французской фешен-индустрии в Советском Союзе. Затем дизайнер был призван на армейскую службу и отправлен в Африку.
Испытание военной муштрой модельер не выдержал: через 20 дней его демобилизовали после нервного срыва и госпитализировали. Молодого человека лечили электрошоком и сильнодействующими медицинскими препаратами, после чего он сильно похудел.
Вернувшись обратно, Ив придумал новую весенне-летнюю коллекцию Beatnik, которую представил в 1960-м. Укороченные мотоциклетные куртки из крокодиловой кожи и норковые пальто с трикотажными рукавами напугали консервативных инвесторов дома: коллекция показалась слишком авангардной и роскошной.
Узнав, что Марсель Буссак задумал его уволить, уроженец Орана решил покинуть стены Christian Dior. Поддержал дизайнера Пьер Берже. Он помог ему справиться с ударом и выйти победителем: стилист выиграл в суде денежную компенсацию за незаконный разрыв контракта.
Модный дом YSL
Найдя нового инвестора — американского предпринимателя Мака Робинсона, Ив Сен-Лоран и Берже учредили собственный дом моды с логотипом YSL (Yves Saint Laurent). Перед презентацией коллекции в конце января 1962-го парижане перешептывались о грядущем провале, полагая, что у модельера нет денег для воплощения задуманного.
Но недоброжелатели просчитались: новой линии одежды с отвечавшими духу времени силуэтами рукоплескали Франсуаза Саган и баронесса Надин де Ротшильд.
Параллельно девушки-модели уже демонстрировали сочетание босоножек и тонких колготок, которое ценители стиля и модные критики до сих пор считают неоднозначным.
По прошествии времени Ив подарил миру революционную коллекцию «Мондриан», объявив, что ему надоело обшивать жен миллионеров. Наряды Сен-Лорана с геометрическими рисунками удивили публику.
Дизайнер использовал работы модернистов Казимира Малевича и Сержа Полякова. Изображения на платьях не принт, а сшитые цветные куски ткани. Концепцию подхватили коллеги кутюрье, сделав собственные интерпретации.
В 1966-м YSL праздновал открытие первого магазина-бутика с одеждой прет-а-порте, в названии которого фигурировало Rive Gauche (левобережье Сены, где селились вольнодумцы, студенты и революционеры). Название диктовали революционные изменения, которые Ив Сен-Лоран ввел в фешен-индустрию: женщин он одел в мужские костюмы, которые выглядели одновременно привлекательно и элегантно.
Через год состоялся показ коллекции «Смокинг», которой реформатор добил остатки патриархальной моды. В женском гардеробе появились мужские вещи: смокинги, брючные костюмы, жакеты в стиле сафари, комбинезоны и куртки-бушлаты. Но эти модели, заимствовав мужественные силуэты, не лишали женщин сексуальности.
Линия одежды Liberation 1971-го стала самой провокационной, обрушив на голову Сен-Лорана шквал критики. В этот раз модельера вдохновила Палома Пикассо. Обладавшая тонким вкусом и не боявшаяся экспериментов, она купила на блошином рынке костюм 40-х годов, поразивший именитого коллегу. На дефиле вышли манекенщицы в одежде, напоминавшей о Второй мировой войне.
Еще одной музой, вдохновившей художника на коллекцию, была известная провокаторша и попирательница устоев Марлен Дитрих. Модницы постарше возмутились: они вспомнили годы нацистской оккупации.
Черные колготки, туфли на платформе и яркий макияж навеяли модным критикам аналогии с женщинами легкого поведения. Но на смену недовольству неожиданно пришел бум на мужские костюмы для дам от YSL — Ив опять предугадал веяния, оказавшись на шаг впереди.
Редактор модных журналов Диана Вриланд заявила, что у кутюрье «есть специальная волшебная дудочка для женщин» и, что бы он ни сделал, модницы всех возрастов пойдут за ним.
Косметика и парфюм — еще одна глава яркого творчества Сен-Лорана. В 1971-м он представил мужской аромат «Опиум». Реклама оказалась столь же провокационной, как и сам аромат: для презентации духов стилист-революционер обнажился.
Затем художник подарил жаждущей новинок публике коллекцию Opera-Ballets Russes («Русские балеты и оперы»), на которую его вдохновил балет Сергея Дягилева и русские национальные мотивы. На подиуме дефилировали красавицы в пестрых «крестьянских» платьях с вышивкой и золотым шитьем.
1990-й ознаменовался линией одежды, которую Ив Сен-Лоран, предвидя скорый уход, посвятил любимым людям — актерам, танцорам, художникам. В 1999-м YSL перешел во владение итальянскому модному дом Gucci, доверившему разрабатывать линию одежду Тому Форду.
Кутюрье попрощался с поклонниками в январе 2002-го. Показ последней коллекции прошел в Центре Жоржа Помпиду. Уход маэстро, 40 лет радовавшего публику и диктовавшего моду, стало широко обсуждаемым событием.
Впоследствии из-за мировой популярности бренда развелось немалое количество неофициальных магазинов и частных продавцов, желающих заработать на громком имени с помощью фейковых вещей. Чтобы отличить подделку от оригинала, эксперты советуют проверять серийный номер и обращать внимание на логотип: левая часть буквы Y должна быть толще правой. Этот момент нередко упускают подпольные производители.
Личная жизнь Ива Сен-Лорана
Пьер Берже был другом, соратником и любовником Сен-Лорана. В середине 1970-х роман закончился, но дружба и бизнес-партнерство остались. Незадолго до кончины Ива пара заключила гражданский брак.
Стилист был влюблен в партнера Карла Лагерфельда Жака де Башера. Молодой человек происходил из образованной семьи, отличался привлекательной внешностью и любовью к светским вечеринкам. Жак около 12 лет состоял в отношениях с Лагерфельдом, но затем ушел к Иву. По прошествии времени избранник модельера умер от СПИДа.
Нетрадиционная ориентация Сен-Лорана не стала препятствием для любви к женщинам. Модельер знал их желания и мысли, чувствовал настроение и богатство внутреннего мира, в отличие от многих коллег.
Личную жизнь с представительницами женского пола он не строил, однако поддерживал с ними дружеские отношения. Стилист общался с Катрин Денёв, Паломой Пикассо, Лулу де ла Фалез и другими дамами, о чем свидетельствовали совместные фото.
Рост Сен-Лорана составлял 175 см при весе 65 кг.
Смерть
Последние шесть лет жизни кутюрье провел в особняке в Марракеше. Мэтр отошел от дел из-за проблем со здоровьем: он злоупотреблял алкоголем и наркотиками, неоднократно лечился.
Сен-Лоран умер воскресным вечером 1 июня 2008 года в Париже, видевшем взлеты и падения художника. Причиной смерти оказалась опухоль мозга. Похороны, назначенные на 6 июня, перенесли на день раньше по просьбе президента Франции Николя Саркози. Прощание с великим модельером прошло 5 июня 2008 года в столице, на улице Сент-Оноре, в районе церкви Святого Роха.
Прах покойного развеяли над его любимым садом на вилле «Мажорель» в Марракеше, где он любил сидеть вечерами в компании бульдога по кличке Мужик. Прозвище животному придумала Лиля Брик, с которой модельера связывала теплая дружба.
Память об Иве Сен-Лоране
О творчестве вечного классика моды снят не один документальный и художественный фильм. В 2010-м вышла франко-бельгийская лента «Ив Сен-Лоран: Сумасшедшая любовь». Детище Пьера Торретона сфокусировалось на личной жизни мэтра и взяло приз International Critics' Award (FIPRESCI) на международном кинофестивале в Торонто.
В 2014-м состоялась премьера биографической драмы Жалиля Леспера с Пьером Нине в главной роли, который получил за свою работу премию «Сезар». Картина открыла раздел Panorama Special 64-го Берлинского кинофестиваля.
В том же году Бертран Бонелло презентовал фильм «Сен-Лоран. Стиль — это я». Образ Ива достался Гаспару Ульелю. Примечательно, что дом YSL запретил режиссеру использовать документы и коллекции модельера, поэтому наряды художникам пришлось создавать самостоятельно по фото и хронике.
По информации IMDb, лента претендовала на 30 престижных наград. В итоге создатели стали лауреатами девяти из них, в том числе International Cinephile Society Cannes Awards и International Online Cinema Awards.
Параллельно Пьер Берже организовал два мероприятия на пятилетнюю годовщину со дня смерти Ива Сен-Лорана. Сначала тогдашний мэр Парижа Бертран Деланоэ представил мемориальную доску, установленную на бывшем доме дизайнера по адресу: Rue de Babylone, 55. Здесь мэтр прожил 38 лет.
Затем соратник и партнер стилиста собрал именитых французских исполнителей и музыкантов, включая скрипача Рено Капюсона. Деятели искусств отдали дань памяти покойному художнику посредством концерта.
Постановщик Оливье Мейру представил на суд зрителей документальную работу «Величайший кутюрье», посвященную последним годам жизни Ива. Премьера фильма о Сен-Лоране состоялась на Beat Film Festival. Картину запрещали показывать на больших экранах на протяжении семи лет из-за разногласий с Пьером Берже: предприниматель пришлась не по душе открытость и бескомпромиссность подачи материала.
В июне 2024-го на стриминговом сервисе Disney+ вышла многосерийная лента «Стать Карлом Лагерфельдом», рассказавшая историю знаменитого кутюрье сквозь призму гламурного мира 1970-х. Одним из центральных героев картины стал Ив Сен-Лоран, в роли которого выступил французский актер Арно Валуа. Воплотить Лагерфельда доверили Даниэлю Брюлю, знакомому мировому зрителю по «Бесславным ублюдкам» Квентина Тарантино.
Примечательно, что музыку к картине написал Евгений Гальперин, французский композитор с русско-украинскими корнями, родившийся в Челябинске и перебравшийся в Париж в 1990-х.
Состояние модного дома сегодня
С 2011 по 2013 год исполнительным директором модного дома Сен-Лорана трудился бельгиец Пол Денёв. В период его руководства зимой 2012-го креативным директором был назначен Эди Слиман. Летом того же года Слиман переименовал линию в Saint Laurent Paris.
Параллельно парфюмеры YSL создали аромат для смелой и раскрепощенной женщины «Манифест» (Manifesto). Ценители назвали духи «манифестом женственности»: они открываются нотами зелени, в их сердце таится цветочная симфония, которая завершается древесными аккордами.
В дальнейшем Эди Слимана сменил дизайнер Энтони Ваккарелло. В 2017-м итальянец слил воедино показы женской и мужской коллекций осенне-зимнего сезона. Дизайнер представил провокационные короткие юбки, брюки из винила, корсеты и когда-то позаимствованные Сен-Лораном сапоги с высоким голенищем.
В июне 2020-го модный дом представил Розанну Пак — участницу популярной корейской группы Blackpink, известную под псевдонимом Розэ, — в качестве первого глобального амбассадора бренда. В сентябре 2021-го компания объявила, что приняла ращение отказаться от использования натурального меха в коллекциях с 2022 года.
Весной 2024-го Ваккарелло выпустил новую коллекцию, перекликающуюся с идеями Сен-Лорана 1968 года, когда кутюрье представил публике первый женский сафари-костюм. По словам Энтони, он устал от пестрой и сложной современной моды, поэтому новые модели его одежды получились нарочито упрощенными.
Интересные факты
- Именно Сен-Лоран стал первым приглашать на свои показы чернокожих моделей. Он, в частности, помог развитию карьеры Наоми Кэмпбелл.
- В 1966-м мэтр получил так называемый модный «Оскар» от фешен-издания Harper’s Bazaar.
- Ив Сен-Лоран стал первым живым модельером, которого удостоили персональной выставки в Метрополитен-музее.
- Отдавая должное таланту Сен-Лорана, язвительный Карл Лагерфельд тем не менее регулярно отпускал шпильки в его адрес, в частности, однажды назвал конкурента среднестатистическим французом-провинциалом.