Биография
Антон Владимирович Долин* (внесен Минюстом России реестр иностранных агентов) — журналист, писатель, теле- и радиоведущий, бывший одним из самых влиятельных кинокритиков в России до своего отъезда. За 20 лет в киноиндустрии он пожал руку десяткам известных режиссеров и актеров. В последние годы его экспертное мнение становилось знаком качества.
Детство и юность
Антон* — коренной москвич. Родился 23 января 1976 года в интеллигентной семье, где царил культ искусства во всех его проявлениях и видах. Мама Вероника Долина — поэтесса, бард. Отец Владимир Воробьев — доктор физико-математических наук. Корреспондента сложно отнести к одной национальности: имея еврейские корни по материнской линии, в интервью Жене Киперману он сказал, что «считает себя русским, советским человеком».
В 1991-м родители развелись. Через некоторое время у мальчика появился отчим — режиссер и сценарист, заслуженный деятель искусства РФ Александр Муратов. У обозревателя есть двое братьев, Олег Долин и Матвей, и сестра Ася.
Антон* утверждал, что наибольшее влияние на него оказала родительница, определив его жизненные интересы и сформировав вкусы. Поскольку в доме постоянно звучала музыка, дети в той или иной степени причастны к этому виду искусства. Как говорил в интервью журналист, в молодости он был клавишником в различных поп- и рок-группах. При этом не только играл, но и нередко становился соавтором песен.
Однако после получения школьного аттестата парень поступил в МГУ имени Михаила Ломоносова, выбрав филологический факультет, русское отделение. После вручения диплома в 1997-м решил не ставить точку в образовании и взялся за написание диссертации. Но перед этим в качестве преддипломной практики Антон Долин* попробовал силы в школе: трудился учителем, преподавая детям язык и литературу.
В 2000-м будущий автор книг о кино окончил аспирантуру ИМЛИ РАН. Молодой человек написал диссертацию по теме «История советской повести-сказки».
Начало карьеры
В годы, когда Долин* учительствовал, впервые попробовал силы в журналистике. В 1997-м устроился на «Эхо Москвы». Работал здесь до 2003-го радиоведущим. Как утверждал Антон*, когда пришел на «Эхо», то не отличал Виктора Черномырдина от Юрия Лужкова. Причем прежние интересы уроженца Москвы были настолько далеки от политики, что он понятия не имел, как эти люди выглядят и чем занимаются.
Начиная с 2001-го Антон Долин* 4 года трудился в издании «Газета». Сначала штатным кинокритиком, а затем и редактором отдела культуры. В 2006-м перешел в «Московские новости».
Кинокритик Антон Долин*
Пробуя силы всюду, выходец из интеллигентной семьи постепенно приходил к пониманию, что его интересует больше. Симпатии оказались на стороне кинематографа. Поэтому в 2010-м начал работать кинообозревателем на радио «Вести FМ». В таком же качестве он трудился на «Маяке».
С 2009 по 2011 годы выходила программа «Великая сотня двадцатого века: 100 лучших фильмов, которые необходимо посмотреть». В рейтинге были собраны картины всех времен, ставшие классикой, например, «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, а также яркие новинки, такие как «Аватар» Джеймса Кэмерона или «Анна Каренина» с Кирой Найтли в главной роли.
Познания Антона* в мире российского и мирового кинематографа ценились все больше. Поэтому к сотрудничеству Долина* пригласил еще ряд авторитетных печатных изданий — «Ведомости», «Искусство кино» и «Эксперт», а также интернет-сайты «Русский журнал» и «Грани.ру».
Расширялся и круг радиостанций, куда звали корреспондента. К «Вестям FМ» и «Маяку» добавились «Русская служба новостей» и «Максимум». В 2013-м Антон Долин* начал сотрудничество с изданием «Афиша», для которого за 4 года написал свыше сотни рецензий. Каждому из описываемых проектов присваивал оценку по 100-бальной системе.
Журналист в интервью утверждал, что он как филолог кинематограф уважает меньше, чем иные виды искусства. Экс-сотрудник «Эха» считает, что кино уступает по своей ценности литературе, живописи, архитектуре, музыке и театру. Но для тех, у кого нет возможности прикоснуться к первоисточникам мировой архитектуры и живописи, посетить Италию, Францию или другие страны, где сосредоточены знаменитые музеи и памятники, критик рекомендует фильмы, которые принесут удовольствие.
С 2017-го рецензии Долина* стали появляться в интернет-издании «Медуза»* (внесена Министерством юстиции Российской Федерации в список СМИ-иностранных агентов). Это ультракороткие, но емкие тексты, которые точно описывают картину. Сотрудничество оказалось плодотворным, только за первый год Антон* разобрал свыше 140 лент. Среди российских премьер 2017-го Антон* отдал предпочтение «Довлатову», «Матильде» и «Аритмии».
Спортивную драму «Тренер», созданную Данилой Козловским, работы «Большой» режиссера Валерия Тодоровского и «Купи меня» Вадима Перельмана Антон Долин* оценил всего на 50 баллов из 100, а «Легенде о Коловрате» присвоил оценку 20. Из иностранных проектов хорошие отзывы заслужили «Бегущий по лезвию 2049», «Оно», «Форсаж 8», а отрицательные — «Конг: Остров черепа» и «Лига справедливости».
Особого разбора от публициста ждали «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдонаха. Обозреватель поставил ирландского постановщика и драматурга в один ряд с братьями Коэнами и Квентином Тарантино.
В эфире «Маяка» Антон* обсудил «Движение вверх», назвав студию «Три Т», на которой создавалась лента, «российским Голливудом», а саму киноработу — «нашим блокбастером о баскетболе». Также на радиостанции Долин* дал оценку церемонии вручения премий «Оскар» и «Золотой глобус».
Антон Долин*, выступая в роли эксперта, к мнению которого прислушиваются читатели, ежегодно составлял топ новинок, достойных внимания. В 2017-м в список 10 лучших фильмов вошли «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Форма воды» Гильермо дель Торо, «Дюнкерк» Кристофера Нолана. Для просмотра на больших экранах рекомендовались премьеры «Гоголь. Начало», «Про любовь. Только для взрослых» и «Беспечный ездок».
В 2018-м с участием рецензента в качестве телеведущего на канале «ТВ-3» началась трансляция аналитической программы «Искусство кино». На шоу давались оценки разным лентам, а также обсуждались попутные темы. В дебютном выпуске, посвященный технологиям создания современного кино, гостями были режиссер Федор Бондарчук, сценарист Ольга Харина, директор по развитию видеосервисов «Яндекса» Ольга Филипук.
Долин* стал главным редактором интернет-журнала «Искусство кино». Здесь можно ознакомиться с рецензиями на российские проекты и картины с международных фестивалей. Среди них — «Дылда», «Дорогие товарищи», «Ход королевы», «Нефть». Много хвалебных отзывов получила «Боль и слава» Педро Альмодовара. Антон* отнес ее к лучшем фильму, который снял режиссер за последние 15 лет. А «Завод» Юрия Быкова назвал самой серьезной и амбициозной работой постановщика.
В том же году на «Медузе»* Антон Долин* опубликовал статью, почему нужно смотреть труды Ингмара Бергмана. К основным причинам он отнес то, что его произведения помогают понять историю кинематографа, современное кино и сериалы. Позднее обозреватель составил список творений японского автора Акиры Куросавы для домашнего просмотра. В него вошли «Расемон», «Семь самураев», «Трон в крови».
В январе 2020-го публицист отобрал 30 фильмов десятилетия. Среди них оказались «Джокер» с Хоакином Фениксом, «Однажды в… Голливуде», «На границе миров», «Рома» и другие.
В марте Антон Долин* облегчил жизни всем, кто из-за коронавируса оказался запертым в четырех стенах, и рассказал, что посмотреть на карантине. В рекомендации попали такие работы, как «Маска красной смерти», «Перевал Кассандры», «Эпидемия», «Лихорадка», «Слепота» и «Заражение».
В ноябре Долин* высказался о претендующем на «Оскар» «Дорогих товарищах» Антона Кончаловского. По его словам, драма очень удачно совпала с происходящими в мире событиями. Рецензент добавил, что качество сценария и актерского мастерства на высоком уровне.
В апреле 2021-го на «Ютьюбе» появилось новое шоу «Радио Долин». Эфиры посвящались самым разным рубрикам, из постоянного оставалась одна — о кино. В гостях у ведущего оказывались известные критики, которые делились секретами профессиональной кухни. В сентябре был анонсирован 2-й сезон, в котором Антон* не мог обойти новость о съемках отечественного фильма «Вызов» в космосе.
Восторженной рецензии удостоилась экранизация Дени Вильнева «Дюна». Журналист после просмотра блокбастера пожалел только об одном — что еще неизвестны сроки выхода сиквела.
В 2022-м на канале Антона* вышло видео, посвященное творчеству Ридли Скотта, в том числе «Дому Gucci». В конце ролика Долин* сделал вставку из своего диалога по скайпу с голливудским режиссером, в котором Ридли позволил себе негативные высказывания в сторону интервьюера с использованием ненормативной лексики. Такая реакция постановщика последовала из-за того, что собеседник назвал новый проект автора более реалистичным, чем его предыдущие работы «Робин Гуд» и «Царство небесное».
Летом Антон Долин* провел разбор популярного шоу «Очень странные дела», в котором рассказал о создателях, актерах, сюжете и его влиянии на поп-культуру. Отмечалось, что сериал, несмотря на свой американский контекст, стал универсальным явлением, привлекающим аудиторию по всему миру. Анализировалась жанровая природа телевизионного хита, сочетающая мистику, приключения и хоррор. Особое внимание уделялось атмосфере 80-х, которая создает при просмотре ламповый и ностальгический фон.
Осенью критик порадовал подписчиков 40-минутным роликом о культовом многосерийном детище Ларса фон Триера «Королевство». Видео было посвящено возвращению фэнтезийной драмы после 25-летнего перерыва и тому, как новый сезон продолжает и развивает сюжетную линию предыдущих частей. Кроме того, ведущий не обошел тему влияния провокационного датского гения на кинематограф, который не боится экспериментировать и нарушать границы дозволенного.
В начале следующего года Долин* провел исследование творчества Джеймса Кэмерона, подробно рассказав как о ранних проектах режиссера, таких как «Терминатор» и «Чужие», так и о новых — «Аватар: Путь воды». Антон* рассуждал, как Кэмерон сумел совместить коммерческий успех с художественной ценностью, создавая фильмы, которые не только развлекают массового зрителя, но и заставляют задуматься о важных социальных и экологических проблемах.
В декабре 2023-го Антон Долин* опубликовал очередной ролик, посвященный культовому японскому аниматору Хаяо Миядзаки. Обозреватель проанализировал уникальный стиль рисовки автора и способность создавать волшебные и фантастические миры, населенные необычными персонажами. Кроме того, в видео рассмотрено влияние Миядзаки на мировую культуру и его вклад в развитие анимационной индустрии в целом.
Книги
Творческая биография публициста — это не только журналистская работа. Полученное в МГУ филологическое образование пригодилось в написании ряда книг. Все они, как несложно догадаться, имеют тесную привязку к миру кинематографа.
Первое произведение Антона* под названием «Ларс фон Триер: контрольные работы. Анализ, интервью» вышла в 2004-м. Спустя 2 года Долин* подарил почитателям своего таланта новое творение — «Такеси Китано. Детские годы». А в 2011-м вышел труд «Герман. Интервью. Эссе. Сценарий».
За дебютную работу о гениальном фон Триере писателю вручили премию «Слон» от Гильдии киноведов и кинокритиков. А в 2011-м Антон Долин* получил еще одного «Слона» за третью книгу о творчестве советского постановщика Алексея Германа.
Зимой 2020-го в тираж попал «Твин Пикс. Дневник наблюдениий», посвященный культовому сериалу Дэвида Линча. Он представляет собой не просто анализ шоу, а некий ежедневник, в котором автор делится личными мыслями, эмоциями и открытиями, возникшими в процессе многократного пересмотра мистического проекта.
«Вечерний Ургант»
В 2012-м поклонники популярной передачи «Вечерний Ургант», которая транслировалась Первым каналом, увидели в эфире Долина*. Причем Антон* был приглашен Иваном Ургантом как авторитетный критик, который за пару минут может дать рекомендации, каким новинкам стоит уделить внимание.
Как признался в одном из интервью Антон Долин*, поначалу он скептически воспринял поставленную задачу, ведь уложиться в несколько минут, чтобы дать серьезную «рекомендацию» интересной картине сложно. Но со временем нашел нужную форму и стал справляться с заданием. В шутливых фразах рецензент подсказывал зрителю, какой фильм лучше посмотреть человеку, который понимает вкус настоящего кинематографа.
В сентябре 2020-го журналист объявил об уходе из «Вечернего Урганта». На страничке в «Фейсбуке» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) он написал:
«Решение об этом принято не мной и не создателями программы, об остальном спрашивайте не меня».
В декабре Долин* стал гостем нового выпуска шоу на ютьюб-канале Юрия Дудя* (по решению Минюста РФ внесен в реестр СМИ — иностранных агентов). Интервью затронуло как профессиональные, так и личные темы. Дудь* не мог опустить вопрос, касающийся ухода Долина* из телепередачи. Собеседник рассказал, что никогда не вписывался в рамки Первого канала и самой программы, поэтому чаша терпения руководства переполнилась и его уволили.
При этом официальную причину Антону Долину* так и не объяснили. По слухам, которые донесли литератору коллеги, увольнение повлекла за собой рецензия на историческую драму «Союз спасения», которую Долин* написал для «Медузы»*. Картина крайне не понравилась критику, и он не постеснялся опубликовать разгромный отзыв.
Личная жизнь
Личная жизнь киноведа — это любимая жена Наталия Хлюстова, с которой он познакомился в 67-й столичной школе. Женщина работает в компании Sony Pictures Production and Releasing, где занимает должность руководителя отдела продаж. Пара воспитывает двоих сыновей — Марка и Аркадия.
В середине ноября 2020-го супруги отметили 30 лет отношений. Секрет семейного счастья, как говорил Антон Долин*, заключается в настоящей любви, которая с годами только становится сильнее.
В марте 2022-го умер папа Антона*, Владимир Сергеевич Воробьев. Трагедия произошла вскоре после того, как Долин* вместе с избранницей и детьми покинули Россию и стали жить в Риге. Из-за политической ситуации, возникшей после начала специальной военной операции РФ в Украине, писатель не смог вернуться и проститься с отцом.
Антон Долин* в статусе иноагента
Уезжая из родной страны, журналист оставил пост главреда издания «Искусство кино», а на его место в качестве исполняющего обязанности назначили Станислава Дединского.
Впрочем, даже находясь за границей, бывший сотрудник «Эха Москвы» давал экспертные оценки, касающиеся отечественного кино. Также высказался он и об уходе мировых киностудий из российского проката, спрогнозировав стремительное падение индустрии в России. Не только эта тема, но и ситуация в Украине в целом была затронута в интервью с Андреем Звягинцевым, вышедшем на ютьюб-канале.
В октябре 2022-го Антона* признали иностранным агентом. К слову, сообщение о своем новом статусе Долин* получил, когда представлял французской публике драму «Левиафан».
Антон Долин* сейчас
Сейчас публицист не думает снижать творческую активность. В марте 2024-го бывший главред издания «Искусство кино» посетил спецпоказ ленты «Опавшие листья», прошедший в Израиле. После просмотра критик вместе с собравшейся аудиторией обсудил картину, удостоившуюся в Каннах призом жюри.
Осенью писатель посетил запланированное мероприятие в Белграде, посвященное его новому литературному труду «Плохие русские. Кино от «Брата» до «Слова пацана». Автор заявил, что центральной темой исследования стало то, «как блокбастеры влюбили россиян в мечту об империи, пестовали ностальгию по СССР».
В середине ноября 2024-го Антон Долин* презентовал очередное видеоэссе, посвященное на этот раз одной из самых уникальных и талантливых актрис современности — Тильде Суинтон. Ролик представляет собой анализ карьеры загадочной и одновременно притягательной исполнительницы и обсуждение ее знаковых ролей.
В том же месяце поэтессу Веронику Аркадьевну, мать Антона*, задержали в московском аэропорту из-за «сильнодействующих препаратов с наркотиками в составе», которые обнаружили в ее вещах. По информации интернет-портала msk1.ru, певица прилетела в Россию, чтобы проститься с исполнителем Дмитрием Сухаревым. Телеграм-канал Shot отметил, что правоохранительные органы решали вопрос о возбуждении уголовного дела. Позднее Долина вышла на связь, немного успокоив поклонников:
«Я дома, все относительно благополучно. Это были мои лекарства от головных болей, они у меня всегда в сумке».
Проекты
- 2007 — дневное шоу на радио «Маяк»
- 2010–2012 — рубрика «Киноновинки с Антоном Долиным» в дневном шоу Антона Комолова и Ольги Шелест
- 2010 — кинообозреватель радиостанции «Вести ФМ»
- 2013 — радиопередача «Собрание слов» и кинообозреватель шоу «Полкино»
- 2012-2020 — рубрика «Пойдем в кино, Оксана» в программе «Вечерний Ургант»
- 2018 — ток-шоу «Искусство кино»
- 2021 — «Радио Долин»
Библиография
- 2010 — «Уловка XXI: Очерки кино нового века»
- 2015 — «Ларс фон Триер: Контрольные работы»
- 2015 — «Рой Андерссон. Похвала банальности»
- 2017 — «Оттенки русского: очерки отечественного кино»
- 2020 — «Как смотреть кино»
- 2020 — «Миражи советского: очерки современного кино»
- 2023 — «Сказки. Фантастика и вымысел в мировом кинематографе»
Интересные факты
- Антон* не любит свою внешность: «До сих пор смотреть на себя на фото или на экране мне на 90% случаев неприятно».
- Однажды Долин* пришел к Тому Форду в рубашке за $5, которую купил на барахолке в Израиле. Известный дизайнер и кинорежиссер долго восхищался ее ярко-лиловым цветом.
- Киновед старается не давать денег в долг. И дело здесь не в жадности, а в том, что из-за денег у него разрушилось несколько дружеских отношений.
- В 2022-м поклонники не могли не обратить внимание на изрядно похудевшего Антона Долина* и гадали, что стало причиной столь резкого преображения. Оказалось, что после переезда в Латвию у рецензента диагностировали сахарный диабет второго типа, из-за чего пришлось ограничить рацион питания и соблюдать диету.
*Признан иноагентом на территории РФ по решению Минюста