Биография
Хаяо Миядзаки — знаменитый японский аниматор, режиссер, сценарист, продюсер и просто объект поклонения современных любителей классической анимации. Критики не устают рукоплескать таланту творца, журналисты отмечают глубочайший гуманизм лент мэтра, а публика охотно идет в кино на каждую его новинку.
Детство и юность
Детство Хаяо пришлось на трудный для Японии период: мальчик родился в 1941 году, в самый разгар Второй мировой войны. Потрясшие мир перемены оставили неизгладимый отпечаток на судьбе и личности Миядзаки, сделав его противником фашизма и убежденным пацифистом.
Из раннего детства, прошедшего в городе Акэбоно-тё, художник вынес восхищение летательными аппаратами, позднее появившимися в подавляющем большинстве его лент. Отец мальчика, Кацудзи Миядзаки, в военные годы заведовал фабрикой «Миядзаки Эйрплейн», производившей комплектующие для самолетов модели 6M Zero.
Семья будущего режиссера была многодетной, Хаяо стал вторым из четырех сыновей. Вместе с отцом и братьями мальчик объездил почти всю Японию: им часто приходилось переезжать из-за болезни матери, страдавшей от туберкулеза позвоночника. Постоянная смена мест продлилась больше 10 лет, с 1947 по 1955 год. В 1956 году случилось чудо — мать Миядзаки полностью выздоровела после тяжелого течения болезни.
Частые переезды не помешали юноше получить отличное образование. В 1958 году Хаяо окончил старшую школу Тоётама и задумался о поступлении в престижный Токийский университет.
Анимация Хаяо Миядзаки
Хаяо рано определился с выбором профессии. Анимация увлекла его случайно и навсегда. Еще будучи старшеклассником, юноша увидел мультипликационный фильм «Легенда о белой змее». Впечатление от картины было столь сильным, что Миядзаки решил посвятить себя анимации.
Школьник попробовал силы в создании собственной манги (комикса), но быстро столкнулся с трудностями. Во-первых, Хаяо сложно было рисовать людей, так как в молодости его занимали только наброски самолетов. Во-вторых, сравнив рисунки с кадрами вдохновившего его аниме, начинающий художник понял, что детально копирует стиль мультипликатора. Первую работу зрители так и не увидели: Миядзаки в ужасе сжег собственное творение.
В 1963 году молодой человек был зачислен в Университет Гакусюин, где изучал политику и экономику — предметы, далекие от мира анимации. Но и во время студенчества Хаяо сумел получить ценнейший опыт: на протяжении всех лет учебы он входил в состав университетского книжного клуба. Основным объектом внимания книголюбов стала детская литература, тщательно изучались произведения европейских авторов.
По окончании университета в возрасте 22 лет Хаяо поступил на службу в Toei Animation, одну из крупнейших анимационных студий в Японии. Вчерашний выпускник начал с азов и быстро поднялся по карьерной лестнице. В 1963 году Миядзаки работал фазовщиком — рисовал промежуточные стадии движения персонажей аниме «Верные слуги-псы». Уже через 2 года, в 1965-м, талант молодого аниматора заметило руководство студии. Мэтры высоко оценили его вклад в создание черно-белого мультфильма «Космические приключения Гулливера» и даже позволили изменить концовку картины.
С 1969 по 1971 год художник успел поработать над тремя проектами: трилогией «Кот в сапогах», экранизацией манги «Корабль-призрак», популяризовавшей аниме в СССР, и мультипликационным фильмом «Звериный остров сокровищ». В этот раз Миядзаки занимался раскадровками и отрисовкой ключевой анимации. Параллельно с созданием мультфильмов художник рисовал мангу, в тот же период была издана графическая новелла «Народ пустыни». Миядзаки публиковался под вымышленным именем Сабуро Акицу.
Работа в Toie принесла начинающему художнику опыт и полезные знакомства. В студии Миядзаки совершенствовал технику под руководством известного японского аниматора Ясудзи Мори и познакомился с Исао Такахатой, будущим партнером и близким другом.
Несмотря на очевидные успехи в карьере, Хаяо был недоволен крайне тяжелыми условиями труда. Вместе с другими аниматорами и Такахатой он создал профсоюз, защищавший интересы работников мультипликационных студий. За бунтом последовала закономерная расплата: руководство Toei сняло с проката мультфильм «Принц Севера». Раскадровки к нему нарисовал сам Миядзаки, а режиссировал картину Исао Такахата. Переломный момент наступил в 1971 году: друзья решили сменить студию.
В тот же год Миядзаки с партнерами основал автономный проект A-Pro, но старт самостоятельной работы пришлось отложить. Промежуточным пунктом выступила студия TMS Entertainment. Там Миядзаки и Такахата совместно трудились над продолжением сериала «Люпен III». В TMS партнеры проработали 2 года.
Следующим этапом стало продолжительное сотрудничество с Nippon Animation, где в 1978 году Миядзаки дебютировал в качестве режиссера. Его первая работа — многосерийное аниме «Конан — мальчик из будущего», снятое по произведению «Невероятный прилив».
Через год аниматоры вновь сменили студию и вернулись в TMS. Уже признанный мультипликатор Миядзаки продолжил заниматься режиссурой. Наконец он создал первый собственный полномасштабный мультфильм «Люпен III: Замок Калиостро». Успех картины был оглушительным, «Люпен III» и сейчас входит в список лучших аниме, когда-либо выпущенных в Японии.
В интервью культовый аниматор часто повторял, что оставил мангу из-за неудовлетворенности конечными результатами. К счастью для поклонников творца, публика имела совсем другое мнение.
В 1982 году журнал Animage начал публиковать мангу за авторством Миядзаки. Героиней иллюстраций стала принцесса, живущая в постапокалиптическом мире и борющаяся за чистоту природы. «Навсикая из Долины ветров» быстро обрела популярность, и руководитель издательства «Токума Сётэн» выступил с предложением об экранизации. Миядзаки согласился, разработку картины начали безотлагательно.
По уже сложившейся традиции режиссер привлек к проекту Такахату: Исао взял на себя продюсирование картины. Благодаря плотному графику работы полнометражный мультфильм появился на большом экране уже в 1984 году. Критики отнеслись к картине благосклонно. На этом этапе к команде Миядзаки присоединился выдающийся композитор Дзё Хисаиси, который впоследствии писал музыку ко всем работам мэтра. Сегодня в том числе по его произведениям легко узнаются громкие работы режиссера.
Успех первой ленты вдохновил 43-летнего Миядзаки. Вместе с Исао Такахатой, Тосио Судзуки и Ясуёси Токумой Миядзаки создал знаменитую студию Ghibli, подарившую миру ярчайшие шедевры японской анимации. Студия «Гибли» официально появилась в 1985-м и уже через год представила зрителям дебютный проект — полнометражный фильм «Небесный замок Лапута».
В 1988 году в прокат поступил «Мой сосед Тоторо». Картина переносит зрителей в японский провинциальный город Токородзава середины XX века, где две сестры переживают приключения и встречаются со странными, но милыми духами леса — Тоторо. Обаятельных духов полюбили в Японии и за границей, персонажей ленты узнавали взрослые и дети.
Городок, в котором происходит действие ленты, когда-то был местом жительства самого режиссера. А одна из самых запоминающихся сцен — ожидание на остановке под дождем — напоминает о случае из жизни Миядзаки. Именно на автобусной остановке он познакомился с Такахатой.
«Тоторо» выявил яркую особенность творчества японского гения: главными героями, а точнее героинями, в его анимационных фильмах часто становятся маленькие девочки. В основе картин мэтра всегда есть высокие нравственные понятия, его работы призывают беречь традиции, природу и душу. По словам Миядзаки, если бы центром его повествований стал взрослый мужчина, то, попав в неприятности, он бы просто использовал противодействие, которое в конечном итоге привело бы к популяризации насилия. А это не согласовывалось с моралью аниматора.
Смелые, отважные и находчивые девчушки появляются в «Ведьминой службе доставки», оскароносном мультфильме «Унесенные призраками» и мистической «Принцессе Мононоке». Считается, что именно «Принцесса Мононоке» принесла Миядзаки и студии «Гибли» широкую мировую известность.
Особенно яркий успех картина имела в США, признание увенчалось контрактом с Walt Disney, подписанным в 1996 году. По признанию американских коллег, Миядзаки при подписании соглашения был непреклонен. Режиссер потребовал от студии воспроизвести мультфильм в точности как он был в оригинале. В качестве аргумента аниматор прислал американцам самурайский меч, испачканный в красной краске, и подписал посылку фразой:
«Не резать».
Завершив «Принцессу Мононоке», режиссер впервые заявил о желании отказаться от студийной работы и уйти в некоммерческую анимацию. Планы нарушило трагическое событие — смерть Ёсифуми Кондо, одного из ключевых аниматоров Studio Ghibli.
Миядзаки продолжил работу. Очередным проектом стала лента «Унесенные призраками», увидевшая свет в 2001 году. О ее успехе красноречиво говорит вереница наград: приз Японской киноакадемии, «Золотой медведь», взятый на Берлинском фестивале 2002 года, и, наконец, «Оскар», полученный на год позже.
Главной героиней картины стала маленькая девочка Тихиро, родители которой, попав в волшебную страну, превратились в свиней. Однако самым запоминающимся персонажем проекта и еще одним символом творчества Миядзаки стал ёкай Каонаси (Безликий). Режиссер часто отражал в аниме старинную религию Японии — синтоизм, но Безликий, как и Тоторо ранее, лишь основывались на верованиях, а в конечном счете были полностью придуманы Миядзаки.
Помимо фильмов создателей студии на ней выпускались ленты и других режиссеров. Первым таким аниме стало «Здесь слышен шум океана», за ним последовал «Шепот сердца», который все равно ассоциируется у поклонников с работой Миядзаки, хотя он выступал сценаристом, а не режиссером. А в 2002 году вышел сюжетно связанный фильм «Возвращение кота», где имя мэтра уже не фигурировало.
В 2004 году список триумфов пополнила картина «Ходячий замок», в основе сюжета которой лежит одноименный сказочный роман о колдуне и его волшебном доме британского автора Дианы Уинн Джонс. История создания картины достаточно необычна: Миядзаки присоединился к проекту, когда из-за разногласий из него выбыл другой режиссер — Мамору Хосода.
Увы, за взлетами неминуемо следуют падения. В 2006 году студия завершила работу над «Сказаниями Земноморья», полнометражным аниме, экранизирующим цикл книг Урсулы Ле Гуин. Миядзаки годами добивался согласия на экранизацию, однако работать над фильмом начал его сын Горо. В процессе съемок отношения молодого и опытного режиссеров стали крайне натянутыми, а сама Урсула была разочарована дебютной работой Горо.
Спорные оценки «Сказаний» не заставили режиссера иначе взглянуть на анимацию, и в 2008 году в кинотеатрах появился полнометражный фильм «Рыбка Поньо на утесе». Миядзаки доказал случайность неудачи: новый проект удостоился двух премий в Японии и двух наград Венецианского кинофестиваля 2009 года.
Художник подарил миру не только удивительные мультфильмы, одним из проектов стал музей анимации. Идея создания музея «Гибли» впервые была озвучена в 1998 году, но из-за большой занятости автора начало работы неоднократно переносили.
Строительство началось только в 2000 году. Над эскизами работал сам режиссер. Он хотел, чтобы архитектура главного здания стала самоценной частью экспозиции. Официальное открытие состоялось 1 октября 2001 года. Музей аниме-студии выполнен в форме лабиринта, гуляя по которому посетители встречают персонажей любимых фильмов.
После выхода «Рыбки Поньо» в 2008 году режиссер взял перерыв, продлившийся 6 лет. В этот период Миядзаки участвовал в написании сценариев двух новых лент «Гибли» («Ариэтти из страны лилипутов» и «Со склонов Кокурико») и только в 2014 году вновь занялся режиссурой.
Обожающий самолеты художник не смог отказаться от создания мультфильма «Ветер крепчает», в основу сюжета которого легла история жизни Дзиро Хирокоси, знаменитого японского авиаконструктора, работавшего над воздушными машинами A6M Zero.
Представив работу на Венецианском кинофестивале 2013 года, Миядзаки официально сообщил прессе о завершении творческой биографии. Спустя год его имя было включено в «Зал славы научной фантастики». А в ноябре 2016 года появилась новость, с восторгом воспринятая многочисленными фанатами: готовится пополнение фильмографии мэтра.
Режиссер трудился над короткометражкой «Гусеница Боро». В новой работе мэтр решил поэкспериментировать с 3D-технологиями. Премьера состоялась в марте 2018 года в музее Гибли, где и демонстрируется до сих пор.
Надежду любителям жанра аниме на появление шедевров в будущем оставляли работы учеников Миядзаки. Весной 2018 года была представлена картина «Мэри и ведьмин цветок» Хиромасы Ёнэбаяси, режиссера, который многому научился у мэтра, работая под его руководством над созданием сцен из фильмов «Унесенные призраками» и «Ходячий замок». Лента Ёнэбаяси была выпущена на студии «Понок» (Studio Ponoc), но, по его словам, группа художников сохранила подход к созданию анимации, который характерен для студии «Гибли».
Также продолжателем традиций Хаяо называют и мультипликатора Макото Синкая, хотя сам аниматор скромно заявляет, что его возможности переоценивают.
Так как не во всех странах аниме Миядзаки транслировали в кинотеатрах во время премьеры, а их популярность с годами не спадала, некоторые фильмы на большом экране иностранные зрители увидели только спустя годы. А потом их неоднократно повторяли. Так было и в российском прокате. А в 2021 году в московском киноцентре «Октябрь» критик Антон Долин (внесен Минюстом России в список СМИ — иностранных агентов) встретился со зрителями, чтобы поговорить об оскароносном аниме «Унесенные призраками».
Личная жизнь
Мультипликатор охотно делится с прессой планами относительно новых проектов и открыто выражает гражданскую позицию, но о личной жизни и семье Миядзаки известно немного.
Женой режиссера стала Акэми Ота, сотрудница студии анимации. Свадьба состоялась, когда мультипликатору было 24 года. В браке появилось двое сыновей — Горо и Кэйсукэ. Старший сын продолжил дело отца, а Кэйсукэ профессионально занялся резьбой по дереву. А вот разработчик компьютерных игр Хидэтака Миядзаки родственником режиссеру не приходится, они остаются лишь носителями одной распространенной в Японии фамилии.
Творчество Хаяо Миядзаки благодаря множеству поклонников по всему миру превратилось в настоящую субкультуру. Его анимационные ленты, полные мудрых изречений, разбираются на цитаты. Страницы студии Ghibli в соцсетях собирают невероятное количество подписчиков, публикуемые фото и новости из мира анимации поддерживают интерес во время перерывов в выпуске фильмов.
Поклонники считают Миядзаки добрым сказочником, тем более что невысокая фигура (рост Хаяо — 164 см), доброжелательная улыбка и мягкий характер мастера этому способствуют. Однако сам режиссер не раз признавался в том, что смотрит на мир с изрядной долей пессимизма.
Хаяо Миядзаки сейчас
К радости поклонников, Хаяо Миядзаки не отказался от полноценного участия в жизни студии «Гибли» и в течение нескольких лет занимался подготовкой, как считается, своей последней полнометражной картины «Мальчик и птица». В основу сценария лег сюжет книги Ёсино Гэндзабуро 1937 года о мальчике Дзюнъити Хонде, которого прозвали Копелом в честь ученого Николая Коперника. Однако за несколько лет производства ленты Хаяо сильно поработал над сюжетом, буквально переписав его на свой лад.
Критики сошлись во мнении, что это аниме стало, пожалуй, самым печальным произведением режиссера, собравшего в одном сюжете самые пессимистичные взгляды на будущее планеты. В центре повествования — герой Махито, детство которого имеет отсылки к ранней биографии самого автора. Главным посылом ленты стала идея, что глобальных ошибок человечеству избежать не удастся, но нужно двигаться дальше.
Премьера фильма прошла в Японии в июле 2023 года. Студия отказалась от продвижения картины при помощи промоматериалов, выпустив лишь единственный постер. В других странах показ стартовал в декабре. За первый уикенд в США произведение Миядзаки побило рекорд по кассовым сборам, возглавив прокат. Критики отмечали, что определенная заслуга в таком успехе могла заключаться в отсутствии других больших предложений на экранах.
В марте 2024-го Хаяо получил за «Мальчика и птицу» третий «Оскар». Картина стала лучшей в категории «Лучший анимационный фильм».
Фильмография
- 1984 — «Навсикая из долины ветров»
- 1986 — «Небесный замок Лапута»
- 1988 — «Мой сосед Тоторо»
- 1989 — «Ведьмина служба доставки»
- 1992 — «Порко Россо»
- 1997 — «Принцесса Мононоке»
- 2001 — «Унесенные призраками»
- 2004 — «Ходячий замок»
- 2008 — «Рыбка Поньо на утесе»
- 2013 — «Ветер крепчает»
- 2018 — «Гусеница Боро»
- 2023 — «Мальчик и птица»
Цитаты
«Ты не можешь изменить судьбу, но ты можешь встать и встретить ее»
«Когда кто-то делает что-то, вкладывая свое сердце, его творение обретает душу»
«Просто следуй за своим сердцем и улыбайся»
«Сердце – это тяжелая ноша»
«Вдохновение открывает нам будущее»
Интересные факты
- Герой Тоторо стал символом студии «Гибли», он также появлялся в мультфильме «История игрушек. Большой побег».
- «Унесенные призраками» — первая мультипликационная лента режиссера, прибыль от которой достигла планки $ 200 млн еще до проката в США.
- «Мой сосед Тоторо» стал частью программы эстетического воспитания в японских школах.