Биография
Если жизнь выдающегося режиссера Вадима Перельмана переложить на пленку, то получится весьма захватывающее кино. Из родной Украины в подростковом возрасте он уехал в эмиграцию в Италию, а сейчас живет в Канаде, США и Европе и снимает фильмы в Голливуде и России. Деятель искусств верит в судьбу, Бога и себя, а мать и вовсе считает его невероятным счастливчиком, с которым вечно случаются совпадения и которому, когда ему нужно, выпадает шанс.
Детство и юность
8 сентября 1963-го в Киеве у супругов Валерия и Жанны Перельман родился сын Вадим. Ребенок, имеющий еврейско-украинские корни, появился на свет в Октябрьской больнице, откуда его принесли в коммуналку бабушки и дедушки на Саксаганского, 2. Позднее их ждал переезд на улицу Горького, а затем вновь возвращение на Саксаганского, где новое жилье располагалось уже ближе к вокзалу.
Мальчик рос не в суперинтеллигентной семье, однако в доме всегда водились книги и даже кино, а у ее главы, отучившегося в институте в Москве, было много знаменитых друзей. Когда будущему деятелю искусств исполнилось всего 9 лет, случилось несчастье: в 32 года не стало отца. Мужчина погиб в автомобильной катастрофе, возвращаясь с Киевской (по другим данным, Каневской) электростанции, где занимал должность главного инженера.
Это, а также потери других близких родственников, привело к тому, что юноша, оставшийся вдвоем с матерью, предложил ей «сбежать от смертей» в другую страну. Путь пары, ехавшей из СССР в непонятное будущее, лежал сначала в Вену, затем в Рим, где пришлось долго ждать визы, но в итоге через два года эту семью выбрала Канада. Эмиграция принесла новые проблемы (ссоры с отчимом, побег из дома, попадание в подростковую банду), но от греха отвела передислокация за океан.
Парень, уже успевший побыть посудомойщиком, продавцом цветов, барменом и поработать на бензоколонке и тренировочном поле в качестве сборщика мячей для гольфа, поступил в Университет Альберты, где, как ему казалось, выбрал легкий курс «История кино».
«На одном из первых классов нам показали, как делался "Скрипач на крыше" Нормана Джуисона. Я увидел, как делают кино, и меня это "захлебнуло", как волна. Примерно через три четверти этого 45-минутного документального фильма я решил, что буду заниматься этим же. Я решил, что хочу быть вот этим человеком, который творит что-то», — вспоминал Перельман в интервью.
Молодой человек имел отношение и к киношколе Университета Райерсона, но ушел оттуда в середине второго курса, так как четырехгодичная программа показалось ему скучной и он решил «вырваться в действие».
Фильмы
Прежде чем уйти с головой в большое кино, вчерашний студент, самостоятельно выучившись клиповому монтажу, устроился на студию, занимавшуюся съемкой музыкальных видео. Это дело парень продолжил и после переезда в Лос-Анджелес. Там на одной из вечеринок кто-то сказал заинтересованным людям, что он режиссер. Те поверили и предложили взяться за рекламу.
И Вадиму повезло — ролик получился успешным:
«После этого я сделал отличную карьеру в качестве режиссера рекламы, и меня стали звать снимать большие коммерческие фильмы. В то время я был в компании "Пропаганда" вместе Майклом Бэем и Дэвидом Финчером. Я отказывался от многих предложений снять полный метр, так как делал действительно большую рекламу».
К первому фильму «Дом из песка и тумана» с Дженнифер Коннелли и Беном Кингсли его подтолкнула одноименная книга, случайно купленная в аэропорту Рима. Перельман заплатил за права, выстроил весь проект с указанием актеров и нужных сумм и продал сценарий в DreamWorks.
Профинансированная Стивеном Спилбергом драма завоевала три номинации на «Оскар» и одну — на «Золотой глобус». Национальный совет кинокритиков США отметил эмигранта из Украины наградой в категории «Лучший режиссерский дебют».
В 2007-м прошла премьера второй полнометражной картины — «Мгновения жизни» («Вся жизнь перед глазами») с Умой Турман. В отличие от предыдущей ленты, здесь киевлянин снимал не «про себя», а поднимал волнующие вопросы совести, лояльности к друзьям, кармы, судьбы и способов человека повлиять на нее.
Перед кинематографистом не стоит цель пополнять фильмографию каждый год, ведь ему, несмотря на острое желание быть занятым, важно, чтобы соблюдались основные факторы. Во-первых, это качество материала, во-вторых, проект должен зацепить эмоционально, в-третьих, «все должно совпасть» (свободное время, зарплата).
В 2013-м, наскучившись сидеть без работы, действительный член Американской академии кинематографических искусств и наук согласился на предложение из России и снял сериал «Пепел». Об итоговом продукте Перельман предпочитает не вспоминать, но трепетно относится к актерам, с которыми ему повезло творить (Евгений Миронов, Владимир Машков, Сергей Гармаш, Чулпан Хаматова, Елена Лядова), называя их бесподобными, гибкими и глубокими.
Сотрудничество с супругой Владимира Вдовиченкова продолжилось в «Изменах», имевших изначально более привлекательный для Вадима Валерьевича трагический конец. Но Дарья Грацевич (с ней уроженец Киева трудился бок о бок и над следующим проектом — «Купи меня») отстояла оптимистичный финал.
Пронзительные «Уроки фарси» о том, как выдуманный язык превратил эсэсовца в другого человека, были включены в борьбу за «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке», а потом дисквалифицированы с формулировкой «Не на языке страны». Кроме того, большая часть участников творческой группы не принадлежала Беларуси, выдвинувшей драму о холокосте.
Личная жизнь
Личная жизнь режиссера, как ни странно, тоже оказалась тесно связана с кино. Со второй женой Перельмана, например, развел сам Аль Пачино. Тогда мужчина думал, что делать дальше, а после бутылки коньяка, выпитой с американским актером, внял его совету и решил развестись.
В творческой биографии отца троих детей — Джейкоба, Валерия и Ривы — нашлось место и пятым «Елкам», вызывающим у него чувства стыда и благодарности. Он «заплатил» этой комедией за то, что получил сценарий «Уроков фарси» и завоевал любимую девушку, теперь уже супругу — кастинг-директора и актерского коуча Антонину Бояркину.
В персональном инстаграм-аккаунте избранницы режиссера фотографии мужа перемежаются снимками домашнего питомца — собаки Були Вадимовны, подобранной на помойке в белорусском Пинске.
Вадим Перельман сейчас
Незадолго до 2022-го обладатель ТЭФИ познакомил зрителей с «Пропавшей», где главные роли разделили между собой Елизавета Янковская, Владимир Мишуков и Мария Куликова. Свою работу режиссер назвал сериалом о том, что не всегда хорошо, когда возвращается то, что человек потерял.
Первый месяц нового года запомнился кинематографисту церемонией вручения премии «Золотой орел», где его «Уроки фарси», в сценарий которого он влюбился мгновенно, были представлены в двух номинациях.
Фильмография
- 2003 — «Дом из песка и тумана»
- 2007 — «Вся жизнь перед глазами»
- 2013 — «Пепел»
- 2015 — «Измены»
- 2016 — «Ёлки 5»
- 2017 — «Купи меня»
- 2020 — «Уроки фарси»
- 2021 — «Пропавшая»
Интересные факты
- Режиссер признавался, что мечтает снять фильм про Бабий Яр: «Моя бабушка Рива Рубинштейн на девятом месяце беременности села на поезд, идущий куда-то за Урал, и уехала из Киева за две недели до того, как вошли немцы. Мой дедушка был на фронте, а она была с маленьким сыном и родила маму прямо на полу того товарного вагона. И поэтому она жива, и я живу. Дядя, мамин брат, тоже выжил. А все мамины родственники, которые остались, все в Бабий Яр пошли».
- В «Доме из песка и тумана» Вадим Валерьевич отразил личный эмигрантский опыт. В полковнике видел своего отчима, в его жене — мать, себя — в 13-летнем мальчике и в полицейском, а героиня Дженнифер Коннелли и вовсе «была первой супругой во всех аспектах».
- Фильмом, который стоит посмотреть всем, Перельман назвал «Похитителя велосипедов», а книгами, которые нужно прочитать всем, — «Уловку-22», «Мастера и Маргариту», произведения Владимира Войновича, Ильи Ильфа и Евгения Петрова и стихи Владимира Высоцкого.