Биография
Педро Альмодовара по праву называют классиком, легендой и даже иконой европейского кинематографа. Знаменитый испанец сумел достичь в режиссуре невиданных высот, подарив миру подлинные киношедевры.
Детство и юность
Педро Альмодовар Кабальеро родился 25 сентября 1949 года в провинции Кастилия-Ла-Манча. В городке Кальсада-де-Калатрава Педро прожил с семьей до 8 лет. Потом Альмодовары переехали на юго-запад страны. Здесь мальчик посещал две католические школы: салезианскую, а после – францисканскую.
Вера в семье играла решающую роль, поэтому религиозное образование сына родители поставили во главу воспитания.
Наверное, такой способ жизни не устраивал пытливого и творческого юношу, поскольку после нескольких бунтарских акций он сбежал в Мадрид без копейки денег.
В испанской столице 16-летний Педро Альмодовар брался за любую работу, чтобы выжить. Он трудился сборщиком макулатуры, разносчиком пиццы и официантом. В конце концов молодой человек нашел работу по душе. 12 лет он служил в телекомпании «Телефоника». Здесь Педро Адьмодовар и сделал первые шаги к профессии, изучив новейшую технику и все ее возможности. А еще он серьезно увлекся музыкой и открыл в себе литератора: пел в собственной группе и писал рассказы, которые публиковали в различных альманахах.
Личная жизнь
Мэтр мирового киноискусства не скрывает, что он гей, и совершил каминг-аут еще в 1980-х. Личная жизнь Педро Альмодовара закрыта от чужих глаз. Известно лишь, что его партнером с 2002 года является Фернандо Иглесиас – фотограф и актер. Тот регулярно появляется в кадре в работах мастера: например, принимал участие в «Разомкнутых объятиях», «Джульетте», «Боли и славе». Режиссер сдержан в интервью, а также не является фанатом «Инстаграма» и других соцсетей.
Что касается женской половины человечества, то однажды Педро признался, что единственная женщина, от которой бы ему хотелось иметь детей, – это его любимая актриса Пенелопа Крус. Но романа между ней и Альмодоваром никогда не было. Пенелопа утверждает, что на съемочной площадке все постороннее, кроме работы, уходит далеко на задний план.
Фильмы
Однажды Альмодовар пришел в театр. Этот новый для него вид искусства настолько поразил молодого человека, что ни о чем другом он уже не мог и думать. Вскоре Педро был принят в труппу театра Los Goliardos и дебютировал на сцене в качестве актера.
Опыт в «Телефонике» помог Альмодовару разобраться в технических приспособлениях, и он купил маленькую камеру Super 8. Работа в театре и наличие приспособления для съемки подтолкнули Педро к началу кинематографической биографии. Начинающему режиссеру для его короткометражек не нужно было искать актеров и костюмы: все это было под рукой. Сценарии для своих фильмов писал он сам.
Первой картиной режиссера стала короткометражная комедия «Две шлюхи, или История о любви, которая заканчивается свадьбой». Последующие работы также отличались провокационными названиями и содержанием и поднимали как сексуальные, так и остросоциальные и политические темы.
В 1979 году на экраны вышла дебютная полнометражная картина Альмодовара «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки». Этот фильм также отличался скандальным сюжетом: главная героиня картины – девушка, которая подверглась сексуальному насилию со стороны полицейского. Чтобы отомстить обидчику, пострадавшая решает заставить жену полицейского бросить его.
Деньги на постановку фильма дали друзья. Оборудование режиссер одолжил. Съемочный процесс осуществлялся в выходные дни, так как в будни Альмодовар выходил на сцену. Поэтому первый фильм начинающий мастер делал долгих 14 месяцев. Но результат превзошел самые смелые ожидания. В Испании эта авангардная лента мгновенно стала культовой.
Такая громкая известность помогла режиссеру заключить несколько выгодных контрактов. Он не стал почивать на лаврах и сразу же взялся за следующие проекты. Спустя всего 5 лет, в середине 1980-х, Педро Альмодовар сделал стремительную карьеру и превратился в культового режиссера Европы. Его картину «За что мне это?» газета «Нью-Йорк таймс» назвала «замечательной черной комедией» и «маленьким шедевром».
В 1985 году Педро Альмодовар вместе с братом Агустином создал собственную продюсерскую компанию El Deseo. С этого момента его режиссерская деятельность оказалась еще успешнее. Спустя год на базе El Deseo вышел фильм «Закон желания». Кроме того, компания сумела заработать немалые деньги, выпуская картины других режиссеров. Агустин впоследствии был продюсером многих фильмов своего знаменитого брата. В некоторых также появился в качестве актера, а к «Коже, в которой я живу» и вовсе написал сценарий.
Мировое признание пришло к гениальному испанцу вместе с выходом его шедевра «Женщины на грани нервного срыва». Фильм принес создателю около 50 премий внутри страны, приз «Феликс» в Европе и номинацию на «Оскар». Эту картину называют первым киношедевром мастера. Здесь в главной роли снялся Антонио Бандерас.
Заветную статуэтку Педро Альмодовар получил в 1999 году, когда на мировые экраны вышла его кинолента «Все о моей матери». Казалось, превзойти этот успех было невозможно, но через 4 года мастер снова удивил всех. Новинка его фильмографии, картина «Поговори с ней», принесла очередной «Оскар». В этот раз – за лучший сценарий. Перечислять весь длинный список премий не имеет смысла.
В то же время отношения с киноакадемией Испании у Педро Альмодовара обострились до предела. Киношедевр «Поговори с ней» был выдвинут на главную премию вовсе не родной страной. А в 2004 году, когда режиссер подарил миру свой очередной гениальный фильм под названием «Дурное воспитание», испанские киноакадемики не дали режиссеру ни одной премии «Гойя». Протестуя против несправедливости, Альмодовар вышел из состава академии.
Тем не менее Альмодовар продолжил творить. В 2005 году как продюсер испанец приложил руку к съемкам мелодрамы «Тайная жизнь слов». В 2006-м Альмодовар снял новый фильм – криминальную трагикомедию «Возвращение» с Пенелопой Крус в главной роли. Картина рассказывает о жизни испанской женщины, которая трудится на нескольких работах, чтобы прокормить семью.
В 2011 году мэтр подарил миру свое новое творение – картину «Кожа, в которой я живу», где главная роль в очередной раз досталась Бандерасу. В этом драматическом триллере актер сыграл талантливого хирурга, который открыл тайну создания искусственной кожи.
Хирург экспериментирует на запертой в подвале женщине, но с каждой минутой фильм открывает новые подробности взаимоотношений доктора и загадочной пленницы, уводя сюжет от классической истории о «злобном гении» в область авангардной драмы.
А спустя 2 года вышел долгожданный фильм «Я очень возбужден», который, вопреки названию, рассказывает о катастрофе на пассажирском самолете.
Кроме упомянутого Бандераса, «любимчиками» режиссера являются Пенелопа Крус и Хавьер Бардем. Альмодовар принципиально берет на роли в свои картины только испанских актеров. Первое исключение из этого правила случится только в 2020 году, который нарушит все привычные уклады сам по себе.
В 2016-м состоялась премьера нового фильма Альмодовара в драматическом жанре, в котором испанец выступил в роли сценариста и режиссера, – «Джульетта». Кинокартина снята по сюжету трех рассказов из сборника «Беглянка» (Runaway) знаменитой писательницы из Канады Элис Манро, лауреата Нобелевской премии по литературе.
Фильм вошел в конкурсную программу Каннского международного кинофестиваля, кроме того, «Джульетта» претендовала на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и на престижную национальную кинопремию Испании «Гойя», причем на последнюю сразу в семи номинациях.
Сюжет фильма рассказывает о женщине по имени Джульетта (Эмма Суарес), которая пишет письмо дочери, бросившей мать 12 лет назад. Героиня хочет рассказать ей важный секрет, который хранила все эти годы.
В 2017 году Педро Альмодовар выступил в роли продюсера короткометражной картины Princesa de hielo и драмы «Зама», повествующей о жизни чиновника на службе испанского короля в столице Парагвая. Премьера последнего фильма прошла на Венецианском международном кинофестивале.
В 2018 году публике представили картину «Ангел» в жанре криминальной драмы. Продюсером киноленты также стал Альмодовар.
Что касается литературного творчества великого маэстро, то он выпустил всего одну книгу под названием «Патти Дифуса и другие истории». Эта философско-натуралистическая проза, впервые опубликованная в 1991 году, сегодня переведена на десятки языков и тоже является своего рода литературным шедевром.
Самую личную кинокартину Альмодовар представил публике в 2019 году. «Боль и слава» – взгляд некоего талантливого режиссера (его сыграл Антонио Бандерас) в собственное прошлое. Критик Антон Долин назвал работу в этой ленте лучшей ролью Бандераса и отметил, что само повествование исполнено боли – ее слишком много – и практически лишено славы. Фильм представляет логичное завершение трилогии легендарного кинематографиста: в «Законе желания» карьеру творца едва не погубил юный любовник, в «Дурном воспитании» вдохновение находится в католическом детстве, а «Боль и слава» повествует о том, как на склоне лет любовь и детство вновь дают гению второе дыхание. Картина стала первой за 15 лет испанской работой, номинированной на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».
Педро Альмодовар сейчас
«Сегодня 11 дней заключения, я изолировался в пятницу, 13 марта. С тех пор я противостою ночи и темноте, живу, как дикарь, в ритме, задаваемом мне светом из окон и террасы. Уже настают по-настоящему весенние дни!»
Часть 2020 года мэтр кинематографии провел в вынужденном карантине, ведя дневник.
Благодаря атмосферным апрельским записям поклонники ближе познакомились с историей создания картины «В постели с Мадонной», невольным участником и организатором части съемок которой оказался Альмодовар. В борьбе со скукой режиссер пересматривал знаковые фильмы, искал вдохновение в книгах.
В литературные рекомендации мастера, являясь для внимательных почитателей, несомненно, подсказкой о творческих проектах режиссера, попала пьеса Жана Кокто «Человеческий голос». Одноименный кинематографический образец «искусства после пандемии» переболевший коронавирусной инфекцией Педро Альмодовар представил в сентябре на Венецианском кинофестивале.
Исполнительницей единственной роли в получасовом фильме стала Тильда Суинтон. Совместные фото знаменитой артистки и заслуженного мастера на церемонии можно найти в Сети: оба в медицинских масках, как и подобает времени.
Преодолевая страхи самоизоляции, Альмодовар не терял времени и за 3 месяца написал новый сценарий – «Параллельные матери». Съемки режиссер планирует вести весь остаток 2020-го, а главную роль в проекте отдаст любимой актрисе – Пенелопе Крус.
Фильмография
- 1980 – «Пепи, Люси, Бон и другие девушки»
- 1990 – «Свяжи меня!»
- 1993 – «Кика»
- 1995 – «Цветок моей тайны»
- 1997 – «Живая плоть»
- 1999 – «Все о моей матери»
- 2002 – «Поговори с ней»
- 2006 – «Возвращение»
- 2009 – «Разомкнутые объятия»
- 2011 – «Кожа, в которой я живу»
- 2013 – «Я очень возбужден»
- 2016 – «Джульетта»
- 2019 – «Боль и слава»
- 2020 – «Человеческий голос»
Интересные факты
- Мать будущего кинематографиста за деньги читала безграмотным соседям письма, зачастую добавляя факты, которых не было в тексте. Альмодовар вынес важный урок: реальность нуждается в вымысле, чтобы выглядеть более полной.
- Самым большим испытанием режиссер считает чужие премьеры.
- В конце 70-х мастер интересовался музыкой и участвовал в глэм-рок-группе «Альмодовар и Макнамара» вместе с художником Фабио Макнамарой.