Биография
Алексей Юрьевич Герман — именитый российский режиссер и сценарист кино, народный артист РФ. Он занял особое место среди отечественных киномастеров благодаря новаторским творческим приемам и методам съемок, получив репутацию перфекциониста и автора, чьи работы почти всегда на долгие годы ложились на полку в ожидании своего часа. Работы режиссера получили популярность на западе, а итальянский философ Умберто Эко признался, что после фильмов Германа ленты Квентина Тарантино похожи на диснеевские мультфильмы.
Детство и юность
Биография Алексея Юрьевича началась 20 июля 1938 года в Ленинграде. Его родители — Татьяна Риттенберг и известный российский писатель и сценарист Юрий Павлович Герман. После начала войны отец отправился служить во флот на север страны, в маленький городок Полярный. Герман вместе с мамой тем временем переехал в Архангельск. Юрий Павлович служил на гвардейском корабле «Гремящий», который время от времени приходил в Архангельск совместно с конвоями из Мурманска.
После 1944 года, когда произошел перелом в войне и город перестали постоянно бомбить, отец решил забрать семью с собой в Полярный. Они вернулись в родной Ленинград через пару месяцев после победы.
Скоро у Алексея развился туберкулез, в связи с чем отец с матерью приняли решение увезти его за город, в село Келломяки (позже переименованное в Комарово). Семья поселилась в небольшом дачном домике. Будущий режиссер пошел в третий класс местной школы, сельские дети сразу поладили с ним. В это время мальчик страстно полюбил книги и начал собирать свою библиотеку.
В 1948 году семейство возвратилось в Ленинград. Алексей увлекся боксом (ходил в секцию с пятого класса), любил посещать театр. Несмотря на любовь к искусству, режиссером тогда становиться он не думал — хотел быть доктором. Со студентами из медучилища Герман ходил на пары по анатомии, набрал ряд профильных книг, но благодаря общению с отцом и его друзьями предпочел медицине карьеру режиссера.
В 1960 году Алексей окончил Ленинградский театральный институт (сегодня он известен как Санкт-Петербургская академия театрального искусства). Учился на режиссерском факультете под руководством Григория Козинцева. После учебы первым поставленным спектаклем Германа стала детская сказка «Мал, да удал», премьера которой прошла в театре драмы Смоленска.
Фильмы
В молодости, с середины 60-х, Алексей Герман начал работать помощником режиссера. Дебютной самостоятельной работой для Алексея Юрьевича стал фильм «Проверка на дорогах». Сценарий был основан на повести его отца «Операция “С Новым годом!”». Съемки ленты, повествующей о советском сержанте, который попал в плен к немцам и начал с ними сотрудничать, но позднее, поняв ошибку, решил искупить кровью измену родной стране, завершились в 1971 году, но фильм не смог пройти цензуру и на экраны вышел лишь спустя 15 лет. Представители Госкино посчитали, что картина дегероизирует народное сопротивление.
Первая работа Алексея Германа, которую увидели советские зрители, называлась «Двадцать дней без войны». Съемки ленты, рассказывающей о путешествии фронтового корреспондента в тыл, в Ташкент, были закончены в 1976 году. Ключевые роли в картине достались Юрию Никулину (хотя тот долго отказывался и согласился работать только после разговора с Константином Симоновым, автором сценария) и Людмиле Гурченко. На кандидатуре последней настоял сам Симонов — Герман вместо нее хотел снимать Аллу Демидову.
После восьмилетнего затишья вышла очередная картина Германа — «Мой друг Иван Лапшин». В съемках приняли участие именитые актеры Советского Союза Андрей Миронов и Андрей Болтнев. Фильм завоевал престижные награды: премию «Бронзовый леопард» и FIPRESCI в Локарно, а также Государственную премию имени братьев Васильевых.
Следующая картина Алексея Юрьевича «Хрусталев, машину!» вышла в 1998 году и стала последним прижизненным фильмом режиссера. Кинокритики отмечали, что эта лента, ставшая для Германа итоговой, характеризуется слишком усложненными модернистскими кинематографическими приемами, которые могут остаться непонятыми даже для искушенного зрителя. В центре сюжета — повествование о генерале медицинской службы, который перед смертью Иосифа Сталина оказывается втянут в водоворот драматических событий. Фильм удостоился ряда высоких наград.
Особое место в фильмографии Германа заняла картина «Трудно быть богом» по одноименному произведению братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Этот проект стал одним из самых долгоиграющих в мировом кинематографе. Идея об экранизации пришла к режиссеру еще в 1968-м, вскоре после выхода книги. В августе того же года Алексей Юрьевич закончил вариант сценария, но после введения в Прагу советских танков ему дали понять, что съемки картины невозможны из-за некоторых параллелей с происходящими событиями.
Добро на работу, которую изначально планировалось назвать «История Арканарской резни», дали в конце 80-х, но к этому времени запал Германа уже стих — в этот период уже можно было смело говорить обо всем, необходимость в иносказаниях для режиссера отпала. Съемки все же стартовали в конце 90-х, а на главную роль пригласили Леонида Ярмольника.
Проект продвигался тяжело — сказывался непростой характер режиссера. Несколько раз между ним и Ярмольником вспыхивали конфликты, после чего актер грозился навсегда покинуть картину. В итоге фильм был завершен в 2013-м сыном режиссера, так как в этом году Алексея Юрьевича не стало.
Личная жизнь
Счастье в личной жизни Герман нашел с кинодраматургом Светланой Кармалитой. Пара познакомилась 21 августа, в день, когда в Чехию въехали советские танки. Избранница стала не только женой режиссера, но и его соавтором в написании сценариев. Сохранился ряд архивных фото супругов. В 1976-м в семье появился сын — Алексей Герман – младший. Позднее он пошел по стопам отца, став кинорежиссером и сценаристом.
Смерть
На последних фото Алексей Юрьевич выглядел очень больным. В конце 2012 года режиссер попал в реанимацию. 21 февраля 2013 года мастера не стало. Причиной смерти Германа стала почечная недостаточность.
Фильмография
Актер
- 1980 — «Рафферти»
- 1980 — «Сергей Иванович уходит на пенсию»
- 1981 — «Личная жизнь директора»
- 1990 — «Канувшее время»
- 1993 — «Замок»
- 1995 — «Мания Жизели»
- 1995 — «Прибытие поезда»
Режиссер
- 1967 — «Седьмой спутник»
- 1971 — «Проверка на дорогах»
- 1976 — «Двадцать дней без войны»
- 1984 — «Мой друг Иван Лапшин»
- 1998 — «Хрусталёв, машину!»
- 2013 — «Трудно быть Богом»
Интересные факты
- В 1998 году Алексей Юрьевич основал собственную киностудию, помогавшую снимать дебютные фильмы молодым режиссерам на старте карьеры, среди которых оказались Алексей Балабанов, Евгений Юфит, Лидия Боброва и другие.
- Талант Алексея Германа отмечал Андрей Тарковский, выделяя, в частности, ленту мастера «Двадцать дней без войны», особенно эпизод с митингом на заводе в Ташкенте.
- На главную роль в фильме «Трудно быть богом» пробовался ряд актеров, но выбор Германа пал на Ярмольника, так как, по словам режиссера, только Леонид сумел так, как надо, произнести фразу: «Сердце мое полно жалости».
- В ходе съемок картины «Двадцать дней без войны» рабочая группа «Ленфильма», возглавляемая Германом, произвела ряд взрывов замка Рагнит, построенного в XV веке и причисленного к объектам культурного наследия. Эти действия в дальнейшем способствовали локальному разрушению сооружения, в частности внутренней стены замка.