Алла Демидова

Alla Demidova
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
88 лет
Место рождения
Рост
168
Семейное положение
вдова
Соцсети
    4,2 / 5 (43 голоса)

    Биография

    Алла Демидова — советская и российская актриса театра и кино, которая получила популярность благодаря выступлениям в Театре на Таганке и вошла в историю российского искусства как одна из самых стильных звезд сцены и экрана. Она владеет даром играть словами, эмоциями, настроениями и интонациями настолько мастерски, что любой материал, словно пластилин, изменяется от ее касания, а образы каждый раз рождаются заново, что поражает уже видавшую виды публику раз за разом. Демидова остается неподражаемой артисткой старой школы и примером для молодого поколения лицедеев.

    Детство и юность

    Алла Сергеевна родилась в Москве 29 сентября 1936 года. Ее отец Сергей Алексеевич, родом из семьи золотопромышленников, в годы Великой Отечественной войны погиб на фронте при освобождении Варшавы, и дочь практически не сохранила воспоминаний о нем. Вырастила девочку мама, Александра Дмитриевна. Женщина работала в МГУ, где занималась экономическим программированием.

    Демидова уже в пятилетнем возрасте была уверена, что станет актрисой. Для реализации этой мечты она выступала в школьном драмкружке, где играла преимущественно мальчишеские роли. В молодости Алла подала документы в Театральное училище имени Бориса Щукина, но ее не взяли из-за дикции — девушка слегка шепелявила.

    Алла Демидова в молодости
    Алла Демидова в молодости / Фото: «ВКонтакте»

    В расстроенных чувствах москвичка поступила на экономический факультет МГУ и всеми силами старалась забыть о детской мечте. После выпуска Демидова даже некоторое время преподавала — вела семинары по политэкономии. Но затем решилась на вторую попытку и стала студенткой Щукинского училища. Хотя и на этот раз ее дикция осталась небезупречной, несмотря на занятия с логопедом.

    Театр

    Тем не менее театральное училище Алла Демидова окончила с отличием и получила приглашение в Театр на Таганке. Но сама она стремилась в другой коллектив — в Театр имени Евгения Вахтангова. Второй раз в жизни актриса испытала сильнейшее разочарование: ей снова отказали, как когда-то в приемной комиссии вуза. Пришлось принять поступившее предложение.

    Возможно, внутреннее нежелание на тот момент работать с Юрием Любимовым сыграло свою роль, но дебют на сцене в спектакле «Герой нашего времени» оказался настоящим провалом. Такое выступление, естественно, отразилось на дальнейшей творческой биографии актрисы.

    После этого режиссер долгое время использовал исполнительницу только в массовых сценах. Впрочем, зрители даже в незначительных ролях стали замечать интересную манеру Демидовой, отмечали пластику, жесты и взгляд, который Любимов называл «хорошо отработанным выражением утомленной иронии в глазах». Благодаря таланту Алла Сергеевна еще до расцвета популярности получала театральные премии за роли в спектаклях «Час пик» и «Гамлет» (в последнем она играла с Владимиром Высоцким).

    Алла Демидов в театре
    Алла Демидов в театре / Фото: «ВКонтакте»

    В 1986 году в коллективе театра начались разногласия, и Демидова приняла решение покинуть сцену, ставшую родной. Она недолго сотрудничала с Романом Виктюком, а в начале 90-х организовала собственный «Театр А», который специализируется на классике, особенно на античной драматургии.

    В 2016-м артистка стала лауреатом премии «Звезда театрала» в почетной номинации «Легенда сцены». А через год получила Гран-при журнала «Сноб» «Сделано в России — 2017» за Кирилла Серебренникова.

    Сам художественный руководитель «Гоголь-центра» в это время оказался под домашним арестом после обвинения в хищении государственных средств. Актриса произнесла по этому поводу речь, в которой назвала происходящее трагической ошибкой.

    В ноябре того же года в БДТ имени Г. А. Товстоногова прошел спектакль «Анна Ахматова. Поэма без героя», постановщиком которого выступила сама Демидова в соавторстве с Серебренниковым, а сыграли в нем актеры «Гоголь-центра». Проект создавался по стихам Анны Ахматовой, отрывкам из «Реквиема» и «Поэмы без героя», а также по книге Аллы Сергеевны «Ахматовские зеркала», изданной в 2004 году.

    Визуальная составляющая новой постановки — эхо, появление в зеркалах двойника, обрывки бумаг, тени и образы тех, кто стал частью знаменитого ахматовского произведения, — была взята из идей, высказанных в книге актрисы.

    Фильмы с Аллой Демидовой

    Кинодебют Демидовой состоялся в 1957 году — она снялась в драме «Ленинградская симфония». Но эту работу, как и несколько следующих, сама актриса называет «просто разведкой», так как к кино она тогда относилась с подозрением. А полноценным дебютом Демидова считает съемки в биографической драме «Дневные звезды» о ленинградской поэтессе Ольге Берггольц. После этого фильма артистка уже снималась много и плодотворно.

    На ее счету участие в экранизации военного романа Вадима Кожевникова «Щит и меч», ставшей одной из самых кассовых советских картин. Особняком в фильмографии Демидовой стоит фантастическая лента «Бегство мистера Мак-Кинли», где она снова смогла сыграть вместе с любимым партнером Владимиром Высоцким.

    Герцогиню Мальборо в «Стакане воды» Алла Сергеевна воплотила настолько органично, что ее внешняя непохожесть на прототип даже не обсуждалась.

    Алла Демидова в фильме «Стакан воды»  ‌
    Алла Демидова в фильме «Стакан воды» ‌/ кадр из фильма «Стакан воды»

    В фильме Игоря Масленникова «Пиковая дама» Демидова предстала рассказчиком, сделав свой второстепенный образ самостоятельным и ярким. Характерный голос артистки придал проекту особый шарм.

    Мелодрама «Время отдыха с субботы до понедельника» демонстрировалась советским зрителям в 1984 году. Тогда же Демидова, сыгравшая там главную роль, удостоилась почетного звания народной артистки РСФСР.

    В 90-е годы, после распада СССР, исполнительница попала в число артистов, которые не очень много снимались в период кризиса российского кино. Роли ей предлагали, но играть матерей новых русских ей было совершенно не интересно. А вот в XXI веке картины с участием Демидовой стали снова появляться на экранах.

    Алла Сергеевна попала в актерский ансамбль трагикомедии «Русские деньги» — экранизации пьесы Александра Островского. В комедии Киры Муратовой «Вечное возвращение», представленной впервые на Римском кинофестивале в 2012 году, партнером актрисы стал легендарный Олег Табаков.

    В июне 2017 года Демидова появилась в роли Бабы-яги в сказочной драме «Мешок без дна», премьера которой прошла на Московском международном кинофестивале. Фильм снят по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Ранее у актрисы уже был опыт съемок в детских фильмах — в сказке «Аленький цветочек» режиссера Ирины Поволоцкой она сыграла колдунью.

    В 2021 году вышел документальный фильм Любови Аркус «Кто тебя победил никто», посвященный юбилею артистки. В картину вошли архивные кадры творческого наследия Демидовой, откровенные признания актрисы, интервью с режиссерами, работавшими с ней.

    Концерты

    Параллельно с участием в театральных постановках и съемках в фильмах Алла Сергеевна давала концерты, авторские программы, позволяя поклонникам насладиться неповторимой манерой речи. Традиционно на таких встречах со зрителями актриса читала ахматовские «Реквием» и «Поэму без героя», а также демонстрировала талант чтеца, выбирая оригинальные стихотворений русских классиков Золотого и Серебряного веков. Часто голос исполнительницы дополняло музыкальное сопровождение.

    Формат таких поэтических концертов, по признанию Демидовой, ей подсказал итальянский театральный режиссер Джорджо Стрелер. В конце 80-х Алла Сергеевна приехала по его приглашению в Милан, где итальянец впервые предложил ей провести творческий вечер — он сам подготовил и оформил сцену, позвал переводчицу. С этого времени артистка старалась строить выступления по такому же принципу. Тогда же сформировалась и «отстраненная манера» подачи материала.

    Алла Демидова и Надежда Репина
    Алла Демидова и Надежда Репина / Фото: кадры из фильмов «Иду к тебе...» и «Открытое сердце»

    На концертах исполнительница не пользуется микрофоном — училась такому мастерству у актеров японского театра кабуки. Также исполнительница использует принцип чтения текста с листа, говоря о том, что это особый ритуал, подобный тому, что проделывал пианист Святослав Рихтер, приходя на концерт с нотами, но зная музыкальный «текст». Критики отмечали, что такие авторские программы помогли актрисе раскрыть потенциал наиболее полно и ярко.

    В канун католического Рождества 2022 года в столичном Центральном доме литераторов прошел поэтический вечер «Мои любимые стихи: от Пушкина до Бродского», где виртуозно владеющая мелодикой слова актриса заворожила зрителей, увлекла своей неподражаемой манерой подачи материала. Присутствовавшие оставили после мероприятия массу восторженных отзывов в Сети.

    Книги

    В начала 80-х Алла Сергеевна попробовала себя в качестве писательницы. Темами книг стал театр, люди, с которыми она работала, другие творческие личности. Артистка не обошла вниманием персону Владимира Высоцкого, с которым была дружна долгие годы. Ярким событием в литературном творчестве Демидовой стала книга «Ахматовские зеркала», раскрывшая художественный мир творений русской поэтессы.

    В 2016-м актриса издала книгу «Ностальгия — это память», составила сборник из стихов Анны Ахматовой «Дикий мед» и написала к нему предисловие. Популярностью у читателей пользовалось и сочинение артистки «Итальянские путешествия». Со страниц книги «Всему на этом свете бывает конец...» (с фото актрисы на обложке) Демидова рассказала о поставленном Анатолием Эфросом спектакле «Вишневый сад», где играла в компании Высоцкого и Валерия Золотухина.

    Личная жизнь

    Демидова — одна из самых таинственных актрис прошлых поколений. Она строгая женщина, к которой часть коллег элементарно боится лишний раз обращаться. Что же говорить о поклонниках-мужчинах, которые часто просто пугаются духовной силы этой удивительной актрисы.

    Тем не менее с собственным единственным мужем Алла Сергеевна прожила более 50 лет. Супруг актрисы тоже весьма известная личность. Владимир Валуцкий знаком кинолюбителям как автор сценария знаменитых картин «Зимняя вишня», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Адмиралъ» и других.

    Алла Демидова с мужем Владимиром Валуцким
    Алла Демидова с мужем Владимиром Валуцким / Фото: «ВКонтакте»

    Сама Демидова не считает свою личную жизнь слишком счастливой, ведь супруг не раз увлекался другими женщинами и, в отличие от нее, стал родителем — у него появилась внебрачная дочь Александра от актрисы Надежды Репиной. Но Алла прощала измены и сохранила семью вплоть до смерти мужа, хотя собственных детей так и не родила.

    Алла Демидова сейчас

    Даже сейчас, в зрелом возрасте, артистка сохраняет репутацию символа интеллигентности и остается иконой стиля. Весной 2023 года в Большом театре прошло вручение премии «Золотая маска». Принимая награду, Алла Сергеевна отметила, что особенно приятно стольким творческим людям собраться именно в День театра. На декабрь был запланирован поэтический концерт артистки в Московском международном Доме музыки.

    Фильмография

    Библиография

    • 1980 — «Вторая реальность»
    • 1988 — «А скажите, Иннокентий Михайлович…»
    • 1989 — «Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю»
    • 1993 — «Тени зазеркалья»
    • 2000 — «Бегущая строка памяти»
    • 2013 — «Зеркальный лабиринт»
    • 2017 — «Итальянские путешествия»
    • 2017 — «Мой Высоцкий»
    • 2018 — «Всему на этом свете бывает конец...»

    Интересные факты

    1. В беседе с журналистами артистка признавалась, что она азартный человек. Однажды во время гастролей в Париже Демидова пошла на скачки и интуитивно выбрала лошадь, которая пришла к финишу первой.
    2. Несколько раз, возвращаясь домой, Алла Сергеевна оставалась неузнанной консьержкой. На вопрос артистки: «Почему?» та отвечала, что внешность Демидовой «сильно меняется в зависимости от настроения».
    3. С актрисой Алисой Коонен, образ которой Демидова воплотила на экране в фильме «Смерть Таирова», ее связывало многое. Даже собаки обеих исполнительниц имели одинаковые клички — Микки.