Биография
Сейчас, в эпоху вседозволенности, публику сложно чем-либо удивить. А когда-то Роман Виктюк стал одним из тех, кто привнес в привычный всем театр долю эпатажности и скандала. У режиссера напрочь отсутствовало чувство страха. Он первым ставил Людмилу Петрушевскую, Александра Вампилова, Эдварда Радзинского и многих других, кого было велено «не пущать». И при этом умудрялся виртуозно обходить запреты, установленные на самом высоком уровне.
Детство и юность
Роман Григорьевич родился в октябре 1936-го в тогда еще польском городе Львове. Глядя на то, как сын руководил дворовыми друзьями, ставя с ними спектакли и импровизации, родители догадывались, кем он будет.
По окончании школы Виктюк стал студентом актерского факультета ГИТИСа, учился у Анатолия Эфроса и Юрия Завадского. В молодости начинающий режиссер успевал работать одновременно в Киевском и Львовском ТЮЗах и преподавать в студии Театра имени Ивана Франко. Хвалебных отзывов удостоились его первые спектакли «Все это не так просто», «Город без любви», «Дон Жуан».
Театральный режиссер Роман Виктюк
В конце 60-х местом служения искусству для Романа Григорьевича был Театр юного зрителя в Калинине (ныне Тверь). Потом он поставил ряд спектаклей в театрах Вильнюса, Москвы. В числе самых известных — «Черная комната», «Принцесса и дровосек», «Валентин и Валентина» и «Любовь — книга золотая». Знают его творчество в США, Италии, Финляндии и Швеции.
Американцы включили Виктюка в список 50 людей мира, оказавших влияние на вторую половину XX века. Он единственный иностранец, награжденный премией Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии.
Роман Григорьевич жил и творил по принципу «смелость города берет». Правда, такой напор иногда выходил боком. Так закрылся руководимый режиссером Студенческий театр МГУ, в котором начинал его студент по эстрадно-цирковому училищу Ефим Шифрин. Спустя годы с собственным видением искусства профессор Виктюк знакомил учащихся РАТИ (ГИТИС).
Десятки лет с афиш не сходили знаменитые «Служанки». Культовая постановка пережила три редакционные правки, получила мировое признание и обеспечила неизменный аншлаг в зале. Премьера прошла в столичном «Сатириконе», в первом составе актеров блистал Константин Райкин.
Точным попаданием в сердце зрителя считали «Царскую охоту» с Маргаритой Тереховой, «Татуированную розу» с Ириной Мирошниченко, «Лолиту» с Валентиной Талызиной. Олег Ефремов опасался, что за «Украденное счастье» всю труппу попросту «пересажают». Критик, увидевшая «Ромео и Джульетту» в постановке Виктюка, заявила, что такую интерпретацию по силам представить молодому человеку не старше 19 — настолько все свежо и нереально.
Очередной переворот в мире антрепризы совершила «М. Баттерфляй». Спектакль вызвал жаркие споры из-за обилия эпатажа, эксцентричных костюмов и ярких мазков. Так Роман Григорьевич отметил открытие собственного театра, носящего его имя. Здание на Стромынке — мировой шедевр авангарда и обязательный пункт для остановки экскурсий.
В 2019 году театр Виктюка выпустил премьеру — спектакль «Мелкий бес» по одноименному роману Федора Сологуба. Это было третье обращение мастера режиссуры к произведению. Первые два состоялись в Таллине и московском «Современнике». В главной роли предстал Дмитрий Бозин, которого постановщик рассматривал как возможного своего преемника.
Еще одним перспективным учеником Романа Григорьевича был ведущий актер его театра и режиссер Игорь Неведров. Именно он завершил спектакль P.S по пьесе Марселя Митуа «Скок в постель», над которым Виктюк работал перед смертью.
Но в декабре 2020 года новым худруком театра был назначен Денис Азаров, а директором стал Александр Смертин.
Внешность и стиль
Роман Григорьевич был модником и любил повторять, что ему всегда 19. Коллеги рассказывали, что у режиссера было почти четыре сотни костюмов одного только «Версаче» — под них в квартире мастера была отведена отдельная комната. Виктюк не курил, алкоголь тоже не уважал. В еде был сдержан, ставил на первый план полезность .
В середине 2000-х режиссер преобразился — похудел до 65 кг (при росте в 170 см) и как будто помолодел. По слухам, он обратился к пластическому хирургу из Челябинска, у которого оперировались оперные примы и звезды эстрады.
Личная жизнь
Виктюк охотно делился подробностями своей биографии, но его личная жизнь была неприкосновенной территорией.
Знаменитый постановщик только раз был женат на работнице «Мосфильма», не имевшей отношения к актерской сфере. Имени бывшей супруги Виктюк не раскрывал, а сам брак считал ошибкой и грехом, способом контроля человека государством.
Никак не проявляющаяся заинтересованность Романа Григорьевича в женщинах породила слухи о нетрадиционной ориентации. Ему приписывали связь не просто с мужчинами, а с артистами собственного театра. Свои пристрастия режиссер никак не комментировал, яро отрицал интимные отношения с членами труппы. Для Виктюка, который называл актеров детьми, такие связи были сродни инцесту.
Он соглашался с утверждением, что одинок:
«У творца, если он не создает вокруг себя ауру одиночества, нет той среды, которая его питает. И нужно заполнять эту пустоту, которая у Хайдеггера или у Юнга и является самой целебной средой».
В одном из интервью Роман Григорьевич рассказал, что семья в прозаическом смысле у него все-таки была и его дочь живет во Львове. Но близких он держал на расстоянии, чтобы не подставить под удар «отрицательной энергии, после которого люди заболевают».
После смерти Виктюка его племянница Наталья опровергла информацию о наличии у режиссера дочери. По ее словам, своими детьми он называл племянников, а их детей и внуков — внуками и правнуками.
Страниц в соцсетях у Романа Григорьевича не было. Он сам шутил, что и с телефоном-то совладать не в состоянии. Но существует официальный сайт и аккаунт театра в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), где публикуются фотографии артистов, анонсы премьер, фото с репетиций.
Смерть
Состояние здоровья режиссера не раз вызывало опасения. В 1996-м он попал в больницу с сотрясением мозга и переломом челюсти после нападения неизвестных. Такая же беда случилась с директором театра Игорем Краснопольским, и СМИ решили, что все это звенья одной цепи. Микроинсульт, перенесенный Романом Григорьевичем через несколько лет, тоже связали с профессиональной деятельностью. Тогда театр покинула Ирина Апексимова.
В 2015-м у режиссера выявили рак печени. Он успешно прошел курс лечения, но химиотерапия сказалась на его иммунитете.
В конце октября 2020-го Романа Григорьевича госпитализировали с COVID-19, он попал в реанимацию. А 17 ноября режиссер умер. Причиной смерти стала тромбоэмболия, развившаяся из-за коронавируса.
Прощание с мэтром было организовано на сцене его театра. Тело Романа Григорьевича поместили в гроб из дерева со свинцовым вкладышем и стеклянной крышкой. По желанию режиссера его похоронили на родине, во Львове. Могила находится на Лычаковском кладбище рядом с местом захоронения его родственников.
Спектакли
- «Коварство и любовь»
- «Федра»
- «Маскарад маркиза де Сада»
- «Служанки»
- «Сергей и Айседора»
- «Последняя любовь Дон Жуана»
- «Давай займемся сексом»
- «Мастер и Маргарита»
- «Царевна-лягушка»
Интересные факты
- Прежним владельцем квартиры на Тверской, где некоторое время жил Виктюк, был внук Иосифа Сталина. В получении прописки в доме с видом на Кремль режиссеру помог Михаил Ульянов.
- В числе языков, которыми владел Роман Григорьевич, помимо русского и украинского, были польский и идиш.
- В библиографии режиссера — три книги о театре, но несоизмеримо больше написано книг и статей о самом Виктюке авторства Анастасии Мурзич, Андрея Курпатова, Евгения Понасенкова (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов) и других.
- В 2012 году Роман Григорьевич подписал открытое письмо деятелей культуры в поддержку арестованных участниц группы Pussy Riot, режиссер даже был готов стать поручителем девушек.