Биография
Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем. Произведения этого автора затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах. Петрушевская — человек с удивительной судьбой, живший вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередными трудностями. Долгое время часть работ драматург писала в стол, поскольку те не проходили советскую цензуру. Но Людмила Стефановна не отчаялась и открыла в себе талант сценариста.
Детство и юность
Людмила родилась в мае 1938 года в Москве в семье студентов. Впоследствии ее отец Стефан Петрушевский стал доктором философских наук, а мать Валентина Яковлева трудилась редактором. Раннюю биографию писательницы счастливой не назовешь. Связано это в первую очередь с репрессированными родственниками, среди которых партийный деятель Евгений Вегер, расстрелянный за год появления внучатой племянницы на свет.
Дед по материнской линии Николай Яковлев, лингвист-кавказовед, участник борьбы с неграмотностью, настаивал на том, чтобы маленькую внучку не учили читать. Будучи сторонником марризма, тяжело переживал разгром этой теории Иосифом Сталиным. После увольнения со всех занимаемых должностей Николай Феофанович на нервной почве заработал психическое расстройство.
Еще в начале ХХ столетия в доме Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Людмила в детстве и не мечтала о карьере литератора, а грезила о сцене и хотела выступать в опере. Она занималась в вокальном кружке, но грезы так и не сбылись.
В 1941 году Люся Петрушевская с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из Москвы в Куйбышев. С собой семья прихватила только четыре книги, среди которых попались стихотворения Владимира Маяковского и учебник по истории ВКП(б).
Девочка с любопытством разглядывала газеты, по которым и выучила буквы. Бабушка часто рассказывала внучке, что в молодости Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но родственница выбрала лингвиста Яковлева.
По сведениям, опубликованным на официальном сайте Петрушевской, во время Великой Отечественной войны Люся тяжело голодала, ведь близким не давали работу из-за темных пятен в родословной. Кроме того, после Победы Людмила попала в детский дом под Уфой, где поправляли здоровье дети-инвалиды и ребята, больные туберкулезом.
Однако Людмила потом вернулась в столицу и даже окончила школу с серебряной медалью. А затем поступила в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова изучать журналистику. Получив диплом, Петрушевская устроилась корреспондентом в издательство, а затем перешла на Всесоюзное радио, где вела передачу «Последние известия».
Литература
Еще на журфаке МГУ Людмила Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров. Но только лишь в 1972 году в журнале «Аврора» впервые представила короткий лирический рассказ «Через поля».
В 34 года Петрушевская заняла должность редактора на Центральном телевидении, где делала отзывы о серьезных экономических и политических передачах вроде «Шагов пятилетки». Но вскоре на Людмилу Стефановну стали писать жалобы. Через год автор уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на подобную работу.
В середине 1970-х драматург начала создавать сценарии для мультфильмов. Первым проектом послужил популярный среди советских ребят цикл «Веселая карусель». Петрушевская придумала сюжет эпизода «Лечение Василия». Сказка о великане, который не любил мыться, запомнилась и детям, и взрослым. Не меньше понравилась публике и лента «Краденое солнце».
Творчество Петрушевской по достоинству оценивали и небольшие театры. В 1979 году Роман Виктюк на сцене Дома культуры «Москворечье» поставил пьесу «Уроки музыки», написанную еще в 1973-м. После премьеры режиссер Анатолий Эфрос похвалил работу, но отметил, что это представление никогда не пройдет цензуру — столь радикальны мысли, высказанные автором. И Эфрос оказался прав: «Уроки» запретили и даже разогнали труппу.
Позднее во Львове коллектив, созданный студентами местного политеха, поставил «Чинзано». На профессиональных подмостках произведения Людмилы Стефановны появились только в 1980-х годах: сначала Театр на Таганке поставил спектакль «Любовь», затем в «Современнике» сыграли «Квартиру Коломбины».
В библиографии Петрушевской есть сказки для разных возрастных групп. Это и лингвистический цикл «Пуськи бятые», и такие работы, как «Волшебные очки», где при желании вполне можно рассмотреть взрослый подтекст, сатиру и даже жестокость. Но что бы автор ни писала, источником вдохновения, как делилась Людмила Стефановна в интервью Владимиру Познеру, выступала реальная жизнь.
Из персонажей, созданных Петрушевской, неожиданную популярность обрел поросенок Петя. К слову, прообразом героя является внук сценариста, которого родители часто оставляли у бабушки. Крепкий подвижный малыш не давал Людмиле Стефановне покоя. Стоит отметить, что желание сказочного парнокопытного покинуть Россию не принадлежит замыслу драматурга. Склонностью к миграции и другими подобными чертами Петю наградили пользователи Сети.
В 2017 году вышла повесть Петрушевской «Нас украли». Это отнюдь не детектив о подмене детей, как кажется на первый взгляд, а своеобразное наблюдение за тем, как кто-то «наверху» придумывает нелепые правила, по которым вынуждены жить «низы». Книга вошла в шорт-лист литературной премии «НОС».
Политика и общественная деятельность
Впервые открыто о своих политических взглядах писательница заявила в начале 1990-х. Людмила Стефановна даже находилась под следствием с февраля по август 1991 года из-за оскорбления Михаила Горбачева. Произошло это после публикации письма сценариста о вводе танков в Вильнюс. Делопроизводство остановили после отставки Горбачева.
В XXI веке Петрушевская тоже не оставалась в стороне от текущих событий, выступая гостьей радио- и телепередач. Нередко голос автора звучал в 2020-м, когда драматурга возмутили поправки к Конституции России.
В 2021 году больной темой для Петрушевской оказалось закрытие правозащитного центра «Мемориал».
Личная жизнь
В браке с журналистом Евгением Харатьяном у писательницы родился сын Кирилл. Позднее первенец подарил матери внучку Маши, которая, к несчастью, скончалась в 18 лет от астмы. После трагической смерти мужа Людмила Стефановна связала личную жизнь с Борисом Павловым, который руководил Галереей на Солянке.
В этой семье появились сын Федор Павлов-Андреевич и дочь Наталья. Сыновья стали журналистами, позднее Федор попробовал себя и как художник. Наташа выбрала музыку и основала фанк-группу C.L.O.N.E. В 2009 году Петрушевская овдовела во второй раз.
Людмила Петрушевская сейчас
В 2022 году писательница продолжает заниматься творчеством. Произведения Людмилы Стефановны актуальны и сейчас, причем не только на родине автора. Так, книга с рассказами Петрушевской вышла в далекой солнечной Индии. Переводчицу Манурадху Чаудхари привлекла женская тематика работ литератора.
Библиография
- 1989 — «Три девушки в голубом»
- 1992 — «Время ночь»
- 1995 — «Тайна дома»
- 2001 — «Время Ночь Мост Ватерлоо»
- 2001 — «Чемодан чепухи»
- 2002 — «Поросёнок Пётр и машина»
- 2002 — «Поросёнок Пётр и магазин»
- 2002 — «Поросёнок Пётр едет в гости»
- 2002 — «...Как цветок на заре»
- 2002 — «Где я была»
- 2002 — «Случай в Сокольниках»
- 2002 — «Приключения поросёнка Петра Черное пальто»
- 2003 — «Невинные глаза»
- 2003 — «Незрелые ягоды крыжовника»
- 2004 — «Номер Один, или В садах других возможностей»
- 2005 — «Город Света: волшебные истории»
- 2006 — «Маленькая девочка из "Метрополя"»
- 2006 — «Пуськи бятые»
- 2006 — «Квартира Коломбины»
- 2008 — «Черная бабочка»
- 2008 — «Книга принцесс»
- 2012 — «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем»
- 2017 — «Нас украли. История преступлений»
Интересные факты
- Есть версия, что профиль Петрушевской был использован в изображении центрального персонажа из мультфильма «Ежик в тумане». И действительно, если посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом, хотя мультипликатор Юрий Норштейн озвучивал другую версию создания героя.
- Среди проектов литератора — «Кабаре одного автора». В рамках шоу Петрушевская исполняет знаменитые песни ХХ века, читает стихи собственного сочинения и даже записывает сольные альбомы. Она лауреат Государственной премии России.
- Помимо прочего, Людмила Стефановна пишет картины и продает, а вырученные деньги передает детским домам.
- Петрушевская признавалась, что не работает по графику. Писательница носит с собой бумагу и ручку и делает записи, когда ее настигает вдохновение.
- В соцсетях автор сообщала, что при рождении имела имя Долорес, но представлялась Люсей, так как страдала из-за травли со стороны других детей. При получении паспорта драматург официально стала Людмилой.