Биография
Юрий Завадский был человеком, посвятившим всего себя искусству. Деятельность актера, театрального режиссера и педагога скрасила противоречивый XX век. Страна гордилась профессионалом и ценила выдающиеся достижения, наградами стали звание народного артиста, правительственные медали и ордена.
Детство и юность
Юрий Александрович Завадский родился 12 июля 1894 года в семье коллежского асессора, получившего дворянский чин. Предки мальчика были представителями творческой интеллигенции: живописцы, композиторы, пианисты, балерины и специалисты по кружевам.
Отец Александр Францевич благодаря поставленному голосу мог претендовать на место в Большом театре, но появление жены и троих детей заставило мужчину избрать более высокооплачиваемую профессию. Мать Евгения Иосифовна, будучи творческой натурой, в молодости окончила столичную консерваторию и мечтала о карьере актрисы. После свадьбы москвичка по воле мужа стала хранительницей семьи.
В доме, где воспитывался Юра и другие члены младшего поколения, гостил молодой Евгений Вахтангов и представители других благородных фамилий. Взрослые во главе с теткой Анной ставили мини-спектакли и устраивали концерты, ребята радовались, когда им доставалось что-то из второстепенных ролей.
Став гимназистом, Завадский утратил возможность ежедневно общаться с близкими. Недостаток в семейных вечеринках он компенсировал изучением иностранных языков, уроками рисования и занятиями в драматическом кружке.
В выпускном классе уроженец Москвы стал думать о будущей карьере. Родители настояли на поступлении на юридический факультет столичного университета. Право и история мало интересовали юношу, увлекавшегося творчеством. В итоге Юрий добился отчисления и занялся живописью в студиях Станислава Жуковского и Петра Келина.
Творчество
В середине 1910-х биография Завадского круто изменилась. По протекции друга Павла Антокольского сын дворянина поступил в 3-ю студию МХАТ, созданную Евгением Вахтанговым, и освоил профессию декоратора, актера и режиссера.
Наиболее яркими работами в этот период стали спектакли «Чудо святого Антония», «Принцесса Турандот» и «Женитьба». После смерти создателя труппы Юрий Александрович остался в театре как исполнитель ведущих ролей в постановках «Горе от ума» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро», а также вошел в худсовет, определявший репертуар и направление развития.
В 1924 году москвич создал собственное творческое объединение, которое прославилось благодаря мастерству Веры Марецкой, Ростислава Плятта, Павла Массальского, Николая Мордвинова и других молодых актеров, учившихся у организатора. Поскольку театру не выделили помещение, на сценические эксперименты в подвалах производственных и жилых зданий приходили люди, увидевшие анонсы на заборах и фонарных столбах.
В 1930-х Завадского привлекли к руководству Центральным театром Красной армии. Через несколько лет компания по борьбе с неортодоксальными творческими коллективами заставила его уйти со службы и убраться подальше от беспокойной столицы.
Труппе, собранной главным режиссером, предложили обосноваться в Ростове-на-Дону. До 1940 года московские артисты пользовались огромным успехом среди жителей Краснодарского края.
Перед началом Великой Отечественной войны Юрия Александровича позвали обратно, и он без раздумий согласился. В театре имени Моссовета прошла оставшаяся жизнь. В тот же период пришла идея передать накопившийся опыт. Завадский стал профессором ГИТИСа, предварительно вступив в ВКП(б).
Главного режиссера, думавшего об успехе, называли новатором мира искусства. Последователи брали на вооружение приемы, изобретенные москвичом. После спектакля «Виндзорские насмешницы» стало модным переносить сценическое действие в зрительный зал и на улицу и привлекать актеров к празднованию юбилеев высших чинов СССР.
Персонал, регулярно занятый в постановках «Нашествие», «Петербургские сновидения», «Маскарад», «Вишневый сад» и «Отелло», беспрекословно слушался режиссера, не любившего внутренние конфликты. Фаина Раневская считалась единственной актрисой, умудрившейся поссориться с Завадским. Уладив разногласия, профессионалы решили, что это был эмоциональный кошмар.
Личная жизнь
В личной жизни Завадского, считавшегося красавцем, постоянно присутствовали женщины. Безнадежно влюбленная поэтесса Марина Цветаева посвятила актеру сборник стихов «Комедьянт» и драматические произведения «Каменный ангел» и «Фортуна».
Несмотря на то, что поклонницы сценического таланта не давали прохода, Юрию Александровичу удалось обрести семейное счастье с коллегой Ириной Анисимовой-Вульф. Отношения не сложились из-за «его женщин» и многочисленных измен.
Второй женой талантливого режиссера стала актриса Вера Петровна Марецкая. В браке, длившемся почти два десятилетия, родился сын Евгений, пошедший по стопам отца.
Третья супруга появилась, когда к Завадскому пришла известность. Балерину Галину Сергеевну Уланову покорил обладатель премий и наград. В конце 1940-х чувства остыли, и пара задумалась о разводе. По слухам, супругов остановила процедура, требовавшая моральных и материальных затрат.
Коллеги рассказывали, что Завадский умудрялся дружить со всеми брошенными партнершами. Анисимова-Вульф оставалась ассистентом на протяжении 40 лет, а остальные, несмотря ни на что, восхищались мастерством и ходили на премьеры спектаклей.
Домработница Васена назвала покровителя «прохладным трудоголиком». Убирая квартиры в Уланском и Мансуровском переулке, заботливая и наблюдательная женщина знала все о романтических похождениях главного режиссера московских театров, но ни словом не обмолвилась о конкурентках в присутствии каждой из законных супруг.
Смерть
Завадский, не признававший ограничений, до старости жил полной жизнью. Причиной смерти главного режиссера театра имени Моссовета стало обильное кровотечение, открывшееся в пищеводе из-за разрыва сосудов и вен.
Близкие люди знали, что представитель мира искусства не желал, чтобы коллеги оплакивали бездыханное тело, поэтому скорбящим пришлось возлагать венки и цветы к урне, где содержался прах выдающегося человека.
Похороны состоялись в Москве в начале апреля 1977 года. У могилы на Ваганьковском кладбище, где впоследствии поставили памятник, звучали стихи Марины Цветаевой и много торжественных речей.
Интересные факты
- Фаина Раневская, хорошо знавшая Завадского, говорила, что он родился не в рубашке, а в енотовой шубе. И действительно, с детства избалованному мужчине везде и во всем сопутствовал успех. Когда любовные победы порождали сплетни, а творческие — черную зависть, Юрий Александрович оставался безразличным и шел собственным путем.
- По словам знакомых, в 1920-х Юрий Александрович примкнул к последователям религиозно-мистических учений. За посещение собраний общества антропософов актера и режиссера арестовали и на несколько дней посадили в одиночную камеру. Уладить проблемы с законом помог Константин Станиславский, знавший «преступника» и членов его семьи.
- В театре имени Моссовета у главного режиссера были любимчики, жена Вера Марецкая и молодой актер Геннадий Бортников имели статус сценических звезд.
- Андрей Тарковский и другие представители творческой элиты, наслаждавшиеся работами режиссера, рассказывали о коллеге в документальных фильмах и в интервью для журналов и газет, проиллюстрированных фотографиями из семейных архивов.
- Завадский оставил след в советском кинематографе, снявшись в фантастической драме «Аэлита» и экранизации новеллы Проспера Мериме «Медвежья свадьба». Премьеры работ Якова Протазанова и Константина Эггерта состоялись в середине 1920-х годов.