Биография
Галина Сергеевна Уланова — легендарная советская балерина, поднявшая возможности танцевального искусства на небывалый уровень. Ею не только восхищались, ей подражали.
Многие годы во многих странах педагоги балетных студий, обучая своих воспитанниц, требовали делать па «как Уланова». И не просто так. Галина Сергеевна является единственной балериной в мире, которой при жизни установили памятники, да еще и сразу в двух городах — Санкт-Петербурге и Стокгольме. Кроме того, самый большой репетиционный зал Большого театра носит имя прославленной артистки балета.
Детство и юность
Наверное, судьба сразу предначертала Галине Улановой быть танцовщицей, ведь она родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Позднее ее отец Сергей Николаевич Уланов стал театральным режиссером, а мама Мария Федоровна Романова передавала свой большой танцевальный опыт в хореографическом училище.
Детство и юность Галя провела в родном Санкт-Петербурге. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших ее выступления догадался бы, что эта хрупкая, изящная женщина в раннем возрасте была настоящим сорванцом.
Дело в том, что родители ожидали появление на свет сына, поэтому отец, так и не настроившийся на игры с девочкой, прививал дочери мальчишеские увлечения. Они вместе ходили на рыбалку, копали червяков, мастерили сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачу и соседские девочки звали ее играть в куклы или лепить куличики, она гордо отвечала, что предпочитает стрелять из лука и лазать по деревьям.
Но беззаботному детству пришел конец, когда Галине исполнилось девять лет. Ее приняли в начальный класс Петроградского хореографического училища, и она стала постигать искусство балета под руководством своей мамы Марии Романовой. А в выпускных классах Уланова перенимала опыт у иконы русского балета Агриппины Вагановой, чьим именем позднее назовут это учебное заведение.
В 18-летнем возрасте Галина окончила хореографическое училище и в том же 1928 году, фактически сразу после выпускного спектакля, вошла в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета, который вскоре получил имя Сергея Кирова, а позднее вернул себе историческое название — Мариинский театр.
Балет
С самых первых постановок Галина Уланова привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год в ее творческой биографии появилась ведущая партия: это были Одетта и Одиллия в «Лебедином озере». Довольно скоро девушка стала незаменимой балериной, а ее дуэт с Константином Сергеевым, гремевший на весь мир в 30–40-х годах, до сих пор считается образцовым.
В Мариинке Галина Сергеевна проработала до 1944 года. Она танцевала главные партии в таких спектаклях, как «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан», где ее партнером был Юрий Жданов, и многих других. Но главным достижением балерины в тот период считается образ Джульетты в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», который она создала в 1940 году. Знатоки балета во всем мире до сих пор называют то исполнение эталонным.
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Уланова как выступала перед ранеными в госпиталях Перми, Алма-Аты, Екатеринбурга. В Казахстане она танцевала и на сцене Алма-Атинского государственного академического театра оперы и балета, за что в 1943 году получила звание народной артистки Казахской ССР. Через год звезда балета перешла в Москву, в Большой театр.
По этому поводу Галина Уланова позже сказала, что она ни за что не оставила бы родную ленинградскую сцену, но это решение было продиктовано сверху — из Центрального комитета. Фактически выбор был прост: или балерина танцует на главной сцене страны, или не танцует вообще.
Тем не менее в Большом театре талант Галины Сергеевны засиял новыми красками. Спектакли с ее участием становились жемчужинами театрального репертуара, а сцена сумасшествия Жизели в одноименном балете была признана вершиной трагедийного танца.
И именно с Большим театром Галина Уланова впервые отправилась на зарубежные гастроли. В зале Венской оперы ей рукоплескали стоя, а в Лондоне балерина и вовсе имела небывалый триумф. Среди зрителей были представители королевской семьи, в том числе и принц Филипп. Британские журналисты на следующий день писали, что подобного успеха не имела ни одна балерина со времен легендарной Анны Павловой. Причем нужно отметить, что Улановой на тот момент было уже 46 лет.
Через четыре года, в 1960-м, танцовщица в последний раз вышла на сцену. Она представила зрителям балет «Шопениана», после чего закончила карьеру балерины. Но из Большого театра женщина не ушла. До конца своей жизни Галина Сергеевна оставалась там на должности балетмейстера-репетитора. Среди ее учеников были такие звезды российского балетного искусства, как Николай Цискаридзе, Нина Семизорова, Ирина Прокофьева. Галина Уланова работала и с солистами парижского, гамбургского, сиднейского, токийского и стокгольмского балета.
Кроме того, легендарная балерина в качестве председателя жюри судила международные конкурсы, причем не только в Москве, но и в болгарской Варне. Кстати, на одном из таких фестивалей она расхвалила выступление еще одного будущего мастера советской сцены — Мариса Лиепу.
Личная жизнь
За долгую жизнь у Галины Улановой было несколько романов, и каждый из них заканчивался возвращением к одиночеству. Первым ее супругом был актер и режиссер Юрий Завадский. Они прожили вместе до 40-х годов, во время Великой Отечественной войны находились далеко друг от друга и после Дня Победы развелись. Расставание было тихим и мирным. Общие знакомые говорили, что Галина Сергеевна и Юрий Александрович были скорее друзьями, чем мужем и женой.
Следующий брак, хотя и фактический, был с актером и режиссером Иваном Берсеневым. Мужчина, влюбившийся в балерину с первого взгляда, до этого прожил в браке 35 лет, но из-за Улановой потерял голову и переехал к ней. На его похоронах в 1951 году присутствовали и Галина Сергеевна, и официальная жена, актриса Софья Гиацинтова.
Последним мужем прославленной балерины был художник Большого театра Вадим Рындин. Он очень любил Галину Сергеевну, боготворил и буквально носил на руках. Но кроме нее мужчина имел еще одно пристрастие — любовь к спиртным напиткам. Некоторое время Уланова терпела запои супруга, но затем просто закрыла за ним дверь и вновь осталась одна. Ни от одного из мужей Галина Сергеевна не имела детей, о чем жалела, но ей с детства была внушена мысль, что материнство и карьера артистки балета несовместимы.
Возможно, ощутить радость семейной жизни балерине помешало разбитое сердце. Еще до первого замужества Уланова всей душой полюбила художника Николая Радлова. Причем сначала именно он проникся к танцовщице чувствами, однако мужчина не был склонен к глубоким отношениям и рассчитывал на скоротечный роман. Для Улановой же художник оказался любовью всей жизни, а расставание надолго повергло ее в печаль.
После серии неудавшихся отношений женщина предпочла жить в одиночестве в своей квартире, но последнее десятилетие Уланова разделила кров с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой, которая стала для нее фактически приемной дочерью. К сожалению, Татьяна ушла из жизни на два года раньше, чем ее покровительница и старшая подруга, поэтому последние дни Галина Сергеевна коротала опять в одиночестве.
Несмотря на уединение, к старости Уланова затворницей не была. Она продолжала общаться с интересными людьми и всегда искренне высказывала свое мнение. Например, в разговоре с поэтессой Беллой Ахмадулиной балерина сказала, что прочитала ее стихотворение, посвященное Майе Плисецкой, четыре раза, но абсолютно ничего не поняла, хотя и пожалела, что о ней самой никто так красиво сказать не сможет.
Образ жизни
Женщина была очень строга к себе и в пожилом возрасте. Так же, как в молодости, не позволяла себе расслабляться. Каждое утро она минимум час делала гимнастические упражнения, затем повторяла балетные па. Поэтому и в последние годы ее вес сохранялся неизменным — всего 49 килограммов. Галина Уланова отличалась легкой, изящной походкой, одевалась элегантно и привлекательно.
Когда балерине было за 80, ее 20-летние ученики не могли поверить, что между ними и преподавательницей, по-прежнему летающей по сцене, такая значительная разница в возрасте.
Смерть
Последние годы балерина жила скромно и одиноко в большой квартире на Котельнической набережной. Интересно, что она обставила помещение мебелью, сохранившейся еще от родителей. За материальными ценностями Галина Уланова не гналась, не имела ни дачи, ни автомобиля, а главным достоянием считала учеников. И переживала, что не может сама выступать.
Говорят, что в последние месяцы жизни Галина Сергеевна начала писать воспоминания из жизни. Зная ее откровенность, можно предположить, что мемуары были бы очень чувственными и, возможно, острыми. Но впоследствии никаких записок и даже фото обнаружено не было — видимо, Уланова их сожгла.
Легендарная балерина ушла из жизни 21 марта 1998 года в возрасте 88 лет. Причиной смерти стали последовавшие один за другим два инсульта. Похоронена народная артистка СССР на Новодевичьем кладбище.
Память
О профессиональной и личной жизни великой балерины были сняты документальные фильмы «Одиночество богини» и «Мир Улановой» и написан целый ряд книг, в том числе «Дни с Улановой» Альберта Кана, «Я не хотела танцевать» Сании Давлекамовой и «Галина Сергеевна Уланова» Валериана Богданова-Березовского.
Русскую балерину почитали и отдавали ей дань уважения во всем мире. Помимо памятников и мемориальных досок, есть и необычные проявления благодарности. Цветоводы вывели в ее честь сорт тюльпанов и белой сирени, астрономы назвали ее именем новый астероид, Центральный банк России выпустил юбилейную монету с профилем Улановой. А в квартире Галины Сергеевны на Котельнической набережной создали мемориальный музей.
Интересные факты
- Известно, что талант балерины оценил и сам Иосиф Сталин. Однажды он пригласил Уланову в составе труппы Большого театра на торжественный ужин в Кремль, а затем танцовщице последовало уже личное приглашение. Галина Сергеевна ходила вместе с вождем в кинотеатр.
- Необычная история была у наряда Улановой для спектакля «Красный цветок» («Красный мак»), в основе которого лежала китайская тема. Костюм перешили из восточного кимоно, подаренного танцовщице китайским актером, исполнителем женских партий Мэй Ланьфанем.
- Родившаяся еще при царе Николае II, Галина Сергеевна имела привычку всегда носить кружевные перчатки, которые снимала, заходя в помещение.