Биография
Владимир Высоцкий, в 1974 году присутствовавший при покупке Мариной Влади пары платьев, которые принадлежали скончавшейся Алисе Коонен, сказал:
«Целая жизнь, а не осталось ничего, кроме нескольких вещей».
Алиса Георгиевна не обзавелась детьми, а немногочисленные фильмы, в которых актриса снималась в молодости, уцелели лишь частично. Однако впоследствии были опубликованы дневники актрисы, сохранились ее фото и воспоминания зрителей о ролях, сыгранных Коонен на сцене.
Детство и юность
Будущая звезда МХТ и Камерного театра появилась на свет 17 (5-го по старому стилю) октября 1889 года в Москве. В жилах Алисы текла фламандская, французская и польская кровь.
Семья жила бедно, по рассказам матери, чтобы приобрести марлю и вату, необходимые при родах, она заложила крестильный крестик. Девочка, названная в честь мамы, была младшей из трех детей судебного поверенного Георгия Коонена. Материнская родня считала брак Алисы-старшей мезальянсом, оскорбившим их род. Лишь одна из тетушек не только продолжала общение с Кооненами, но даже каждое лето приглашала их отдохнуть в имении под Тверью.
Алиса росла смешливой, артистичной и музыкальной. Обаятельную девочку одноклассницы охотно приглашали на дни рождения, Рождество и другие праздники. С гимназических лет Коонен вела дневники, легшие впоследствии в основу книги «Воспоминания (страницы жизни)». Учеба казалась Алисе скучной, что не помешало ей окончить гимназию с серебряной медалью.
Девочка-подросток грезила сценой и мечтала связать биографию с театром.
Во время летних выездов в Тверскую губернию Алиса силами родственников и соседей ставила спектакли, в которых исполняла главные роли. Постановки Коонен произвели на одну из соседок такое впечатление, что она рассказала о талантливой девочке своему знакомому — Константину Станиславскому. О заочном знакомстве с Алисой Константин Сергеевич рассказал девушке несколькими годами позже, когда она уже была актрисой его театра.
Страсти юной москвички к сцене способствовала и ее юношеская влюбленность в актера Василия Качалова. Гимназистка посещала все постановки с участием кумира, нередко проходя в зал без билета. В стайке других поклонниц Коонен нередко сопровождала Василия Ивановича, шедшего по улице.
Театр
В 16 лет Алиса поступила в МХТ, в 17 — дебютировала на профессиональной сцене в образе гостьи в постановке «Горе от ума», а в 19 — сыграла Митиль в «Синей птице». Любопытно, что Станиславскому, который первым в мире поставил пьесу Мориса Метерлинка, предлагали занять в постановке в детских ролях сверстников персонажей, но Константин Сергеевич наотрез отказался, сказав, что мальчикам и девочкам негоже вечерами находиться на сцене и за кулисами. После премьеры «Синей птицы» покровителем Коонен стал известный меценат Василий Тарасов.
Всего в МХТ Алиса Коонен проработала 9 лет, став признанной звездой и обзаведясь толпой поклонников. Однако постепенно актриса разочаровалась в методе Станиславского, заключавшемся в детальном разборе ролей и обосновании каждого жеста и движения бровей. Алисе хотелось творческого полета и импровизации. Претило артистке и требование режиссера ограничить жизнь служением искусству. В 1913-м Коонен ушла из МХТ в только что созданный Свободный театр Константина Марджанова, что Станиславский счел предательством.
Из-за финансовых проблем труппа Марджанова проработала лишь сезон, но Алиса Георгиевна всю жизнь тепло вспоминала этот период. Именно в Свободном театре Коонен познакомилась с будущим мужем Александром Таировым, успевшим поставить там спектакли «Покрывало Пьеретты» и «Желтая кофта».
В 1914 году Александр Яковлевич приступил к созданию своего — Камерного театра. С режиссером в новую жизнь шагнула и Алиса, навсегда став музой и сподвижницей Таирова. Успех Камерного театра объяснялся не только новаторством постановщика, но и актерским мастерством Коонен. Артистка владела пластикой балерины, умела жонглировать и фехтовать, вдохновенно играла цариц и бродяжек. По мнению критиков, голос Алисы Георгиевны был подобен раскаленной магме, а походка — победе над пространством.
Коонен стала второй исполнительницей (после Любови Добржанской, которая воплотила этот образ на сцене Киевского русского театра) роли женщины-комиссара в пьесе Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия». Над артисткой, казалось, не было властно время: в 32 года она сыграла Джульетту, в 35 — Катерину в «Грозе» Александра Островского, в 51 год — Эмму Бовари в «Госпоже Бовари», а в 55 лет — Нину Заречную в «Чайке».
Иногда над Камерным театром сгущались тучи. В 1936 году спектакль «Богатыри», поставленный по пьесе Демьяна Бедного, обвинили в глумлении над историей Древней Руси. Постановку исключили из репертуара через месяц после премьеры. В августе 1946-го вышло постановление ЦК ВКП(б), запретившее ставить спектакли по произведениям зарубежных драматургов. 3 года спустя Камерный театр обвинили в формализме и безыдейности, а Таирова сняли с должности художественного руководителя и предложили работать режиссером в Театре имени Евгения Вахтангова. Часть «камерной» труппы перешла в открытый на месте таировского Театр имени А. С. Пушкина. Но Коонен ушла из коллектива и поклялась больше никогда не переступать порога здания, в котором отработала 35 лет.
Осенью 1950 года Александр Яковлевич, так и не приступив к работе в Вахтанговском театре, скончался. Причиной смерти режиссера стал рак мозга, сопровождавшийся приступами безумия и бреда. Коонен, сдержав клятву, следующие годы жизни ограничивалась чтецкими программами.
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы была неразрывно связана с творчеством. Подростковая влюбленность в Качалова с поступлением Коонен в МХТ переросла в полноценный роман. Однако актер не решился бросить жену и сына. В отличие от него, Таиров ради любви к Алисе смог оставить первую семью и, по словам артистки, «любил ее слишком сильно, слишком зверски». Интересно, что брак влюбленные соратники так и не зарегистрировали.
В числе увлекавшихся артисткой мужчин были поэт Юргис Балтрушайтис и композитор Александр Скрябин, актеры Николай Церетели и Михаил Ленин. Писатель Леонид Андреев пытался найти в романе с Коонен утешение после скоропостижной смерти первой супруги. Однако Алиса побоялась брать на себя ответственность за судьбу литератора.
Смерть
Алиса Георгиевна скончалась 20 августа 1974 года в Москве. Причина смерти актрисы не обнародовалась. Коонен похоронили в той же могиле на Новодевичьем кладбище, в которой уже 24 года покоился Александр Таиров. Надгробие супругов украшает бронзовый барельеф в виде Федры, образ которой артистка воплощала на сцене Камерного театра много лет.
Спектакли
- 1908 — «Синяя птица» Мориса Метерлинка (Митиль)
- 1911 — «Живой труп» Льва Толстого (Маша)
- 1912 — «Пер Гюнт» Генирка Ибсена (Анитра)
- 1915 — «Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Бомарше (Сюзанна)
- 1917 — «Саломея» Оскара Уайльда (Саломея)
- 1921 — «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира (Джульетта)
- 1922 — «Федра» Жана Расина (Федра)
- 1924 — «Гроза» Александра Островского (Катерина)
- 1933 — «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского (Комиссар)
- 1940 — «Мадам Бовари» Густава Флобера (Эмма Бовари)
- 1944 — «Чайка» Антона Чехова (Нина Заречная)
- 1944 — «Без вины виноватые» Александра Островскогоо (Кручинина)
- 1947 — «Жизнь в цитадели» Анаталия Якобсона (Эва)
Интересные факты
- Именно Коонен придумала для пьесы Вишневского запоминающееся название-оксюморон «Оптимистическая трагедия», до идеи Алисы Георгиевны произведение называлось «Да здравствует жизнь».
- Фамилия мужа актрисы — Таиров — это псевдоним, образованный от арабского слова «таир» (птица).
- В 2023 году Коонен «возродилась» в сериале «Раневская», посвященном биографии Фаины Раневской. В Алису Георгиевну в ленте перевоплотилась актриса Оксана Базилевич, Качалова сыграл Александр Домогаров, Таирова — Виталий Егоров, а заглавную героиню — Мариэтта Цигаль-Полищук.