Биография
Выдающийся русский композитор Александр Скрябин жил на рубеже XIX–XX веков, и стык времен стал созвучен его революционным музыкальным исканиям. Сейчас Скрябина считают настоящим философом, который мечтал воплотить синтез искусств, когда музыка, архитектура, танец и живопись сольются в единое сакральное действие подлинной «Мистерии».
Детство и юность
Александр Николаевич почти всю жизнь провел в Москве: здесь он родился, мужал, учился и стал прославленным композитором.
В интеллигентной дворянской семье Скрябиных было много военных. Прадед Иван происходил из солдат, но дослужился на флоте до младшего офицерского чина и был пожалован в дворянское звание. Отец будущего композитора, в отличие от братьев, отказался продолжать династическую традицию и решил посвятить себя гражданской службе. Николай Александрович стал выдающимся дипломатом.
Мать Александра, Любовь Петровна Щетинина, обладала незаурядными музыкальными способностями и была виртуозной пианисткой. Композитор Петр Чайковский, сокурсник Щетининой по консерватории, считал ее самой одаренной девушкой класса. Любовь Петровна давала много концертов, гастролировала и даже за пять дней до рождения сына выступала на сцене.
Мальчик родился 25 декабря 1871 года и рано остался без попечения родителей. Мать страдала от чахотки и уехала в 1872-м в Австрийские Альпы на лечение, где и умерла. Отец, служивший Константинополе, а после в Европе, женился второй раз. У Скрябина появились пятеро единокровных братьев и сестер, но жить он продолжал в доме деда, поддерживая связь с Николаем Александровичем письмами и редким встречами.
Заботы о ребенке легли на бабушку и экзальтированную тетю Любовь Александровну. Она рано начала прививать мальчику любовь к музыке и учила играть на фортепиано. Начав обучение в три года, уже в пять маленький Саша легко подбирал услышанные мимоходом мелодии.
По семейной традиции в 1882 году мальчик поступил в кадетский корпус. В учебном заведении он жил на особом положении — не в интернате, а на квартире своего дяди-преподавателя — и не оставлял занятий музыкой.
Вдохновленный Фридериком Шопеном, в 11 лет мальчик написал первые произведения: канон и ноктюрн для рояля. Тогда он же начал брать систематические уроки игры на фортепиано. Еще не окончив кадетский корпус, 16-летний Скрябин стал студентом Московской консерватории. Имея проблемы с композицией, юноша блестяще окончил исполнительский факультет.
Среди его педагогов были Сергей Танеев, Антон Аренский, Василий Сафонов. Имя выпускника начертано на мраморной доске Малого зала Московской консерватории в ряду великих воспитанников учебного заведения.
Музыка
В 1894 году в Санкт-Петербурге прошел первый авторский концерт Скрябина, на котором он исполнял сочинения, которые успел написать к 22 годам. Выступлению сопутствовал успех, и Александр Николаевич отправился в гастрольный тур по Европе, где его признали самобытным и исключительным музыкантом, в произведения которого заложены интеллект и философия. К тому периоду относятся такие сочинения, как концертное аллегро, концерт для фортепиано с оркестром, вторая и третья сонаты, в которых уже появился собственный почерк композитора.
В конце 1890-х Скрябин взялся за преподавательскую деятельность, главным образом для того, чтобы обеспечивать растущую семью. Александр Николаевич был профессором Московской консерватории, преподавал в женском Екатерининском институте, но уже в 1903-м сосредоточился только на творчестве.
На эти годы пришлось его духовное созревание как художника. Композитор смотрел на музыку как инструмент передачи последовательной и гармоничной системы мировоззрения. Он взялся за написание двух симфоний, которые разрушили каноны жанра. Произведения Скрябина вызвали неоднозначные отзывы критиков, которые отказывались видеть в написанном музыку.
В 1905 году состоялась премьера третьей симфонии, получившей название «Божественная поэма».
Здесь автор проявил себя как драматург, пытаясь запечатлеть в музыкальном произведении эволюцию человеческого духа. Премьера произвела оглушительное действие, поразив публику свободой и стихийностью, и воспринималась не иначе как дверь в новую музыкальную эру.
К Александру Николаевичу пришла слава и всемирное признание. В 1906–1907 годах он довольно успешно провел концертный тур в США с концертами, позже выступал и жил в основном во Франции и Бельгии.
Композитор работал над произведение всей свой жизни — «Мистерией», которая соединила бы воедино искусство всех видов. У мастера уже сложилась свето-цвето-звуковая концепция, которая позволяла ему видеть воплощение звука в цвете.
Глобальному замыслу предшествовало написание крупных музыкальных форм для фортепиано, оркестра и органа. В 1907 году была создана «Поэма экстаза», признанная ярчайшим произведением автора. Впрочем, на премьере ее буквально освистали композиторы Поль Дюка и Габриэль Форе. Вслед за ней, в 1911-м, появился «Прометей» («Поэма огня»).
Характерно, что свою творческую задачу композитор видел не в воплощении собственных амбиций, а в сотворении иного мира, где дух сольется с материей и родится вселенная нового уровня. Он искренне считал себя не просто гением, а Богом.
Личная жизнь
В личной жизни Скрябина были три женщины. Первой студенческой любовью и серьезным увлечением стала Наталья Секерина. 19-летний ученик консерватории и 15-летняя Наталья познакомились на ученическом концерте в Большом зале Благородного собрания.
Четыре года молодые люди поддерживали горячую переписку, но в итоге на свое предложение Александр Николаевич получил отказ. «Маленькой музе», вдохновлявший его на ранние произведения, композитор посвятил свой единственный романс, написанный на собственные стихи.
С первой женой Верой Ивановной Исакович Александра Николаевича связала общая профессия: женщина была пианисткой. У супругов родились четверо детей: Римма (1898), Елена (1900), Мария (1901) и Лев (1902). Младший и старший ребенок дожили до семи лет и безвременно ушли из жизни, оставив в сердцах родителей незаживающую рану.
В 1905 году на похоронах Риммы в Швейцарии супруги увиделись в последний раз. К этому моменту композитор переехал в Италию и жил там с другой женщиной — Татьяной Шлёцер. Та с юных лет была поклонницей скрябинского творчества и несколько лет искала возможности познакомиться с кумиром. Желание сбылось в 1902 году, и при встрече композитора покорил восторг юной девушки и глубина, с которой она разбиралась в его музыке. Казалось, Татьяна ясно видит высоту его предназначения, чего Вера Ивановна не демонстрировала.
Шлёцер брала уроки у композитора и всем видом показывала, что боготворит его, разделяя возвышенные взгляды на роль искусства в мире. Три года пара пыталась скрывать роман, который, однако, всплыл и вызвал бурю осуждения среди друзей и знакомых. Вера Ивановна не дала мужу развод, и Татьяна навсегда осталась при Скрябине в роли сожительницы.
Когда в 1910 году в Москве умер сын Лев, Александр Николаевич не смог присутствовать на похоронах ввиду непримиримой вражды с семьей Исакович. К тому времени Татьяна уже родила ему дочь Ариадну (октябрь 1905-го) и сына Юлиана (1908-го). В январе 1911 года в семье появилась дочь Марина.
Спасаясь от Первой мировой войны, Скрябин с семьей переехал из Европы в Москву. Они постоянно жили в стесненных условиях, к чему прибавлялся общий фон осуждения этого неузаконенного союза. После смерти мужа Шлёцер добилась, чтобы детям было разрешено носить фамилию отца. Ей самой было отказано в такой привилегии.
Если официальная супруга композитора давала концерты с его произведениями, то Татьяна с детьми после смерти Александра Николаевича оказалась на грани нищеты: оплата медицинских счетов полностью уничтожила небольшие накопления.
Средства для неофициальной вдовы собирали уже на похоронах, но все равно, чтобы оплатить жилье, ей пришлось продавать вещи. Спасли ситуацию только пожертвования от покровителей музыканта. Младший сын Скрябина унаследовал таланты знаменитого отца и мог стать его последователем, но умер в 1919-м, прожив 11 лет и оставив после себя ряд музыкальных сочинений.
Смерть
Биография композитора закончилась внезапной смертью. Скрябин был энергичным здоровым мужчиной 43 лет, когда весной 1915-го у него на лице появился болезненный нарыв. Выдавив гнойник, Александр Николаевич спровоцировал обострение воспалительного процесса, который перетек в сепсис. Помощь доктора в удалении очага инфекции не принесла результата. Композитор все откладывал операцию, волнуясь, как она может отразиться на его внешности. Общее стрептококковое заражение крови стало причиной смерти, наступившей 14 апреля 1915 года.
Кончине предшествовала неделя мучений. Незадолго до смертного часа Александр Николаевич подписал завещание и прошение на имя императора, чтобы ему разрешили усыновить детей. Смерть смягчила официальную вдову композитора, и Вера Ивановна также ходатайствовала за признание детей Шлецер законными.
29 апреля состоялись похороны, на которые пришли толпы желающих проститься, поэтому в церковь на отпевание пускали только по специальным билетам. На могиле музыканта на Новодевичьем кладбище в московских Хамовниках установили хрустальный крест, который позже был украден. Сейчас там надгробный памятник из светлого камня, который украшает медальон с рельефным профилем композитора.
Память
Дом в Большом Николопесковском переулке, где Скрябин жил последние годы, носит статус Государственного мемориального музея, где хранятся вещи, оригиналы рукописей и архивные фото мэтра.
Имя композитора носят общеобразовательные и музыкальные школы, воздушное судно авиакомпании «Аэрофлот», теплоход и даже фотоэлектронный оптический синтезатор.
Произведения
- 1888-1890 — «10 мазурок»
- 1893 — «Соната №1»
- 1896-1897 — «Концерт для фортепиано с оркестром»
- 1898 — «Мечты»
- 1899-1900 — «Первая симфония»
- 1901 — «Вторая симфония»
- 1902-1904 — «Третья симфония (Божественная поэма)»
- 1903 — «Трагическая поэма»
- 1904-1907 — «Поэма экстаза»
- 1905 — «Поэма томления»
- 1909-1910 — «Прометей» (Поэма огня)»
Интересные факты
- Александр Николаевич чрезвычайно заботился о здоровье — занимался йогой, часто обращался к врачам. Он боялся бактерий: на улице не снимал перчатки, тщательно следил за гигиеной и не ел яиц всмятку, опасаясь, «как бы курица не оказалась чахоточной».
- В молодости Скрябин, стараясь победить сокурсника-виртуоза Иосифа Левина, занимался столь усердно, что «переиграл» правую руку, в которой появились сильные боли. Студент вовсе не сломал пальцы, как говорят герои картины Дамьена Шазелла «Вавилон» (2022), но повреждение признали неизлечимым — из-за горя композитор даже написал сонату с похоронным маршем. Со временем контроль над мышцами восстановился, но прежняя виртуозность игры была утрачена.