Биография
Русскую культуру сегодня сложно представить без имени Петра Чайковского. Гениальный композитор успел создать множество ярких произведений, которые получили признание не только в России, но и далеко за пределами страны. Тонкий вкус, великолепное музыкальное чутье, идеальный слух позволили мастеру оставаться на вершине славы и после смерти.
Детство и юность
Петр Ильич родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинске, расположенном на территории современной Удмуртии. Отец мальчика — Илья Петрович Чайковский, инженер, происходивший из казачьего рода Чаек, известного в Украине. Матерью будущего композитора стала Александра Андреевна Ассиер, выпускница училища женских сирот, где она получила знания по литературе, арифметике, риторике и иностранным языкам.
На Урале семейство оказалось из-за того, что Илье Петровичу предложили должность руководителя Камско-Воткинского сталелитейного завода. В Воткинске Чайковский-старший получил дом с прислугой, в который заглядывали дворяне, молодежь из столицы, английские инженеры и другие достопочтенные личности.
Петр оказался вторым ребенком. У него также был старший брат Николай, младший брат Ипполит и младшая сестра Александра. В доме Чайковских жила не только сама семейная чета с детьми, но и многочисленные родственники Ильи Петровича. Для обучения наследников из Санкт-Петербурга вызвали гувернантку-француженку Фанни Дюрбах, которая впоследствии стала практически членом семьи Чайковских.
Музыка была желанным гостем в родительском доме Петра. Отец умел играть на флейте, матушка — на фортепиано и арфе, а также умело исполняла романсы. Гувернантка музыкальным образованием была обделена, однако тоже питала страсть к творчеству. У Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. В детстве Петя брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой, которая владела музыкальной грамотой.
В 1848 году Чайковские переехали в Москву, так как Илья Петрович ушел на пенсию и намеревался найти частную службу. Через пару месяцев семейство снова переехало, на этот раз — в Санкт-Петербург. Здесь Петр продолжал обучаться музыке, а также ближе познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром.
В 1849 году Николая Чайковского, старшего брата Петра, определили в Институт Корпуса горных инженеров, а остальные дети вместе с родителями вернулись на Урал, в город Алапаевск. Там глава семейства занял пост руководителя завода наследников Яковлева. Фанни Дюрбах к тому времени покинула семью Чайковских, и для подготовки подросшего Петра к получению дальнейшего образования наняли другую гувернантку — Анастасию Петрову. В том же году у юного музыканта появились еще два младших брата — близнецы Модест и Анатолий.
Образование и госслужба
Родители не рассматривали музыку как достойную профессию для Петра. Поначалу его хотели отправить в Институт Корпуса горных инженеров, как и старшего сына Николая, но потом отдали предпочтение Императорскому училищу правоведения, располагавшемуся в Санкт-Петербурге. В подготовительный класс заведения Петя поступил в 1850 году.
Подростком Петр подружился с одноклассником, поэтом Алексеем Апухтиным, который оказал большое влияние на его взгляды и убеждения. В период с 1855 по 1858 годы Чайковский брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера. Педагога наследнику нанял отец, но весной 1858 года уроки пришлось прекратить: из-за аферы Илья Петрович потерял практически все деньги, и платить зарубежному музыканту стало нечем.
Училище правоведения Петр закончил в 1859 году. По завершении учебы молодой человек получил работу в министерстве юстиции, там он вел дела крестьян. В свободное время продолжал ходить в оперный театр и заниматься музыкой. В 1861 году Чайковский впервые побывал за границей, посетив Гамбург, Антверпен, Брюссель, Париж, Лондон. К тому времени он владел итальянским и французским.
Музыка Петра Чайковского
Как ни удивительно, даже в 21-летнем возрасте Петр, получивший образование и заступивший на государственную службу, еще не помышлял о музыкальной карьере. Свое увлечение он, как и некогда родители, не воспринимал всерьез. Но, к счастью, отец будущего композитора Илья Петрович все же чувствовал, что сыну суждено стать великим музыкантом.
Чайковский-старший даже сходил к Рудольфу Кюндингеру, чтобы узнать его мнение относительно таланта наследника. Немецкий пианист категорично заявил, что особых музыкальных способностей у Чайковского-младшего нет, да и 21 год не тот возраст, чтобы начинать творческую карьеру. И сам Петр предложение отца совместить работу с получением музыкального образования поначалу воспринял как шутку.
Но когда узнал, что в Санкт-Петербурге открывается новая консерватория, руководить которой будет знаменитый Антон Рубинштейн, все в корне изменилось. Чайковский решил во что бы то ни стало поступить туда, что и сделал, оказавшись в числе первых студентов этого образовательного учреждения по классу композиции. А вскоре после этого бросил юриспруденцию, решив, несмотря на появившиеся проблемы с деньгами, посвятить себя музыке.
В качестве дипломной работы Чайковский написал кантату «К радости» к русскоязычному переводу одноименной оды Фридриха Шиллера. На музыкантов Санкт-Петербурга кантата произвела плохое впечатление. Особенно резко выразился критик Цезарь Кюи, заявив, что как композитор Чайковский крайне слаб, а также обвинив его в консерватизме. И это при том, что для Петра кумирами стали Александр Бородин и Модест Мусоргский — композиторы, не признававшие авторитетов и правил.
Но подобная реакция вовсе не смутила молодого творца. Получив после успешного завершения Петербургской консерватории заслуженную серебряную медаль, бывшую тогда высшей наградой, он с еще большим рвением и азартом взялся за работу. В 1866 году композитор переехал в Москву по приглашению брата своего наставника. Николай Рубинштейн предложил Чайковскому работу профессора в Московской консерватории.
Расцвет карьеры
В Московской консерватории Чайковский показал себя как прекрасный преподаватель, приложив много усилий для организации образовательного процесса. Поскольку достойных учебников для студентов на тот момент существовало мало, композитор занялся переводами зарубежной литературы и даже созданием собственных методических материалов.
Впрочем, в 1878 году Петр Ильич, уставший разрываться между преподаванием и собственным творчеством, оставил должность. Его место занял Сергей Танеев, ставший самым любимым учеником Чайковского. Сводить концы с концами Чайковскому помогала богатая покровительница Надежда фон Мекк. Будучи обеспеченной вдовой, она боготворила композитора и ежегодно предоставляла музыканту субсидии в размере 6 тыс. рублей.
Именно после переезда в Москву начался настоящий подъем творческой карьеры Петра Ильича Чайковского и произошел существенный рост его как композитора. В это время он познакомился с композиторами — участниками творческого содружества «Могучая кучка». По совету Милия Балакирева, главы содружества, Чайковский в 1869 году создал увертюру-фантазию по мотивам произведения Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
В 1870-е годы композитор написал такие произведения, как балет «Лебединое озеро», оперы «Опричник» и «Евгений Онегин», концерт для фортепиано с оркестром, симфонии № 2 и № 3, фантазия «Франческа да Римини», фортепианный цикл «Времена года» и другие. В 1880–1890-е Петр Чайковский еще чаще, чем ранее, ездил за границу, причем в подавляющем большинстве случаев — в рамках гастролей.
Во время таких поездок музыкант познакомился и подружился с музыкантами из Западной Европы: Густавом Малером, Артуром Никишем, Эдвардом Григом, Антонином Дворжаком и другими. Сам композитор во время концертов выступал как дирижер. В начале 1890-х Чайковскому даже удалось побывать в США. Там его ждал ошеломляющий успех во время концерта, где Петр Ильич дирижировал при исполнении собственных произведений.
Последние годы перед кончиной Чайковский провел в окрестностях городка Клина под Москвой. Там же композитор, недовольный качеством жизни местных крестьян, договорился об открытии школы и жертвовал деньги на ее содержание. В 1885 году он помогал клинчанам бороться с пожаром, при котором в городе сгорело несколько десятков домов.
В этот период жизни композитор написал балет «Щелкунчик», оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», увертюру «Гамлет», Пятую симфонию. Тогда же было подтверждено международное признание таланта Петра Ильича: в 1892 году его избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году — почетным доктором университета в Кембридже.
Личная жизнь
Сохранилось немало фото, где Петр Чайковский запечатлен в благопристойном виде с друзьями-мужчинами. Ориентация композитора еще при его жизни становилась предметом для пересудов: некоторые обвиняли музыканта в том, что тот гомосексуалист. Предполагалось, что мужчины, к которым мастер мог испытывать отнюдь не платоническую привязанность, — Иосиф Котек, Владимир Давыдов, братья Алексей и Михаил Сафроновы.
Сложно судить, есть ли доподлинные доказательства того, что композитор любил мужчин. Его связи с упомянутыми выше личностями могли быть и дружескими. Как бы то ни было, женщины в судьбе Чайковского тоже были, хотя некоторые исследователи утверждают, что так композитор пытался скрыть собственные пристрастия.
Так, несостоявшейся женой Петра Ильича стала молодая французская примадонна Арто Дезире, которая предпочла ему испанца Мариана Падилью. А в 1877 году его официальной супругой стала Антонина Милюкова, которая была младше новоиспеченного супруга на восемь лет. Впрочем, этот брак продлился всего несколько недель, хотя официально Антонина и Петр так и не развелись.
Стоит напомнить и о его связи с Надеждой фон Мекк, которая преклонялась перед талантом композитора и долгие годы поддерживала его материально.
Смерть Петра Чайковского
Композитора не стало 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893-го. Официальной причиной смерти Петра Ильича медики назвали холеру. В то время Санкт-Петербург оказался во власти эпидемии из-за плохого качества воды. Вечером 20 октября вместе с братом Модестом Чайковским и друзьями мастер посетил ресторан Ф. О. Лейнера на Невском проспекте. По свидетельству некоторых очевидцев, музыкант выпил стакан сырой воды, что и оказалось причиной заражения.
В рамках этого факта существовали и расхождения — приводились мнения о том, что вечером композитор пил белое вино, а некипяченую воду употребил дома, ночью. Также упоминалось, что еще до 20 октября музыкант уже был болен, но не мог распознать болезнь. Уже к утру 21-го у Петра Ильича появились признаки недомогания, которые он оставил без внимания (симптомы совпадали с теми, что уже случались у него в связи с катаром желудка).
Вечером того же дня состояние ухудшилось, прибывшие медики констатировали у больного холеру. В течение следующих дней врачи пытались облегчить страдания композитора, советовали принять горячую ванну с целью выведения токсинов, что ужаснуло Чайковского — ведь именно в ванне умерла его мать, так же заболевшая холерой. Однако медицинские манипуляции не увенчались успехом — время было упущено, и спасти мастера не представлялось возможным.
Нашлось место и альтернативным версиям. В основном они связывались с идеей «скрытого» самоубийства композитора — причины же для такого ухода из жизни (с помощью стакана зараженной воды или яда) назывались разные. Среди наиболее популярных — страх Петра Ильича перед преследованием за гомосексуализм (слух якобы распространили родственницы Николая Римского-Корсакова в отместку за нежелание Чайковского жениться на одной из них).
Существовала и версия об угрозах композитору от русской императорской семьи якобы за связь с одним из ее представителей. Также бытует мнение, что ориентация Петра Ильича стала камнем преткновения для выпускников училища правоведения, потребовавших от музыканта добровольного ухода из жизни. Однако эти домыслы опроверг биограф Чайковского Александр Познанский.
За несколько месяцев до смерти Петр Ильич, находясь на гастролях в Одессе, позировал художнику Николаю Дмитриевичу Кузнецову. Живописец вел работу в перерывах между репетициями и концертами — композитор представлял публике Шестую симфонию, драматизм которой многие позднее объяснили предчувствием скорого ухода. В 1984-м портрет выкупил Павел Михайлович Третьяков.
Память
Имя композитора увековечено не только на родине, но и далеко за ее пределами. Многие музыкальные школы, улицы городов и даже теплоход названы в честь великого творца. В Клину и Алапаевске открыты музеи, посвященные жизни и творчеству Петра Ильича. Нашлось место отражению личности русского гения и в кинематографе. Западных режиссеров в XX столетии (Карл Фрёлих, Кен Рассел) интересовали подробности личной жизни и смерти музыканта.
В 1970-м на советских экранах появился фильм «Чайковский» Игоря Таланкина, в котором главная роль досталась Иннокентию Смоктуновскому. Картина повествовала о биографии композитора с юных лет, а основной сюжетной линией выступила переписка Петра Ильича с Надеждой фон Мекк. В 2022-м Кирилл Серебренников представил на фестивале в Каннах ленту «Жена Чайковского», в центр которой поставил сложные отношения гения с юной женой Антониной Милюковой.
В августе 2024 года увидела свет книга американского музыковеда Саймона Моррисона, который представил совершенно новый взгляд на биографию и личность легендарного композитора. Саймон изучил письма Петра Ильича, придя к мнению, что этот человек был весельчаком и остряком.
Произведения
- 1866 — Симфония № 1 «Зимние грёзы»
- 1868 — «Воевода»
- 1869 — «Ундина»
- 1872 — «Опричник»
- 1872 — Симфония № 2
- 1875 — Симфония № 3
- 1878 — «Евгений Онегин»
- 1877 — «Лебединое озеро»
- 1878 — Симфония № 4
- 1879 — «Орлеанская дева»
- 1883 — «Мазепа»
- 1885 — «Черевички»
- 1885 — «Манфред»
- 1887 — «Чародейка»
- 1888 — Симфония № 5
- 1889 — «Спящая красавица»
- 1890 — «Пиковая дама»
- 1891 — «Иоланта»
- 1892 — «Щелкунчик»
- 1893 — Симфония № 6 «Патетическая»
Интересные факты
- Петра Ильича связывали теплые приятельские отношения с Антоном Чеховым. Сам композитор приезжал в Таганрог, где родился автор «Вишневого сада», в особняк (сейчас — Дом Чайковского), где жил его брат Ипполит, но знакомство писателя и музыканта произошло в Санкт-Петербурге. Антон Павлович посвятил творцу сборник «Хмурые люди», а также собирался вместе с Чайковским написать оперу «Бэла» по мотивам книги Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», но планы не удалось осуществить.
- В фильме «Талантливый мистер Рипли» Энтони Мингеллы герой Том Рипли попадает в оперу на постановку «Евгения Онегина» Чайковского. В картине изображается сцена из второго акта (убийство Владимира Ленского), и артисты исполняют арии на русском языке.
- Летом 1892 года, находясь во Франции во время концертной поездки, композитор впервые услышал звучание удивительного инструмента — челесты, клавишного металлофона. Петр Ильич был так очарован им, что тут же захотел его купить. Чарующую мелодию челесты публика вскоре услышала в балете «Щелкунчик», а именно в номере «Танец феи Драже».