Биография
Творчество норвежского композитора и дирижера Эдварда Грига — это сотни произведений, написанных в период романтизма, на которые музыканта вдохновил фольклор. Несколько пьес Грига стали известны после его смерти, а многие песни, романсы и вокальные сочинения используются современными творческими деятелями как саундтреки к художественным и мультипликационным фильмам.
Детство и юность
Родился Эдвард Хагеруп Григ летом 1843 года в Бергене. Он вырос в образованной семье, где музыка была важной составляющей повседневной жизни. В жилах прадеда Эдварда по отцу, купца Александра Грига, текла шотландская кровь; перебравшись в Норвегию, он какое-то время выполнял обязанности британского вице-консула в Бергене. Его сын унаследовал должность и слыл профессиональным музыкантом — играл в городском оркестре. Он взял в жены дочь главного дирижера.
Вице-консульская должность перекочевала в третье поколение шотландского купца — к родителю композитора Александру Григу, взявшему в жены, как и отец, женщину с отличным музыкальным слухом.
Мама Эдварда Гесина Хагеруп — профессиональная пианистка. Дома она играла детям — двум сыновьям и трем дочерям — произведения Фридерика Шопена и Вольфганга Амадея Моцарта. Эдвард Григ сыграл первые аккорды на фортепиано в четырехлетнем возрасте.
В 12 подросток написал первую фортепианную мелодию, а спустя три года, благодаря покровительству знаменитого норвежского скрипача Уле Булля, стал студентом Лейпцигской консерватории. Талантливый юноша оказался настолько требователен к педагогам, что сменил наставника, показавшегося ему непрофессиональным исполнителем.
В Лейпциге Григ посещал знаменитый концертный зал «Гевандхауз», где в исполнении музыкантов с мировыми именами слушал произведения Иоганна Себастьяна Баха, Рихарда Вагнера и Роберта Шумана. Последний композитор стал для Эдварда непререкаемым авторитетом и повлиял на его раннее творчество.
Музыка
В студенческие годы творческая биография Эдварда Грига развивалась стремительно: юный композитор сочинил четыре пьесы для фортепиано и столько же романсов. В них заметно влияние Роберта Шумана, Феликса Мендельсона и Франца Шуберта.
В 1862-м музыкант оставил стены консерватории, получив диплом с отличием. Педагоги прочили юноше блестящее будущее в искусстве, назвав незаурядным пианистом с выразительной манерой исполнения. В том же году Григ дал первый концерт в Швеции, но в стране не остался — отправился в родной Берген. Дома Эдвард заскучал: уровень музыкальной культуры города показался ему низким.
Скука побудила Грига поселиться в городе — законодателе музыкальной моды, Копенгагене. В этом уголке Скандинавии в 1860-х годах композитор сочинил шесть фортепианных пьес, объединив их в «Поэтические картинки». Критики отметили в сочинениях норвежца национальный колорит.
В 1864 году Эдвард вместе с датскими музыкантами стал основателем музыкального общества «Эвтерпа», которое познакомило меломанов с творчеством скандинавских композиторов. Григ творил без устали: он сочинил «Юморески» для исполнения на фортепиано, увертюру «Осенью» и Первую скрипичную сонату.
Женившись, музыкант вместе с молодой супругой переехал в Осло, где его вскоре пригласили занять место дирижера филармонии. Период с конца 1860-х стал временем творческого расцвета норвежского композитора: Григ подарил слушателям первую тетрадь «Лирических пьес», Вторую скрипичную сонату и цикл «25 норвежских народных песен и танцев». После сближения с норвежским литератором и лауреатом Нобелевской премии Бьёрнстьерне Бьёрнсоном Эдвард в 1872 году написал пьесу «Сигурд Крестоносец».
В 1870 году Григ встретился с Ференцем Листом, который, прослушав Первую скрипичную сонату норвежского композитора, был восхищен его талантом. Поддержку маэстро молодой композитор назвал бесценной.
В середине 1870-х норвежское правительство поддержало талантливого земляка, назначив ему пожизненную стипендию от государства. В эти годы Григ познакомился с поэтом Генриком Ибсеном, чьими стихами восхищался еще в детстве, и написал музыку к его драме «Пер Гюнт» (наиболее известная увертюра из наследия композитора). После премьеры в Осло в 1876 году музыкант превратился из национальной звезды в мировую.
Изначально партитура к «Пер Гюнту» содержала 26 произведений, но сейчас исполняются две части в жанре сюит, по четыре композиции в каждой. Заключительной мелодией первой является «В пещере горного короля».
Дочери лесника, 18-летней Дагни Педерсен, Эдвард Григ подарил мелодию «Утро». Константин Паустовский запечатлел эту историю в рассказе «Корзина с еловыми шишками». В ХХ веке американская компания «Уорнер Бразерс» неоднократно использовала мелодию в озвучивании мультипликационных фильмов.
Григ вернулся в Берген знаменитым и состоятельным человеком. Он поселился на вилле «Тролльхауген», где творил до 1907 года. Поэзия природы и фольклора родного края вдохновила его на множество шедевров, таких как «Шествие гномов», «Кобольд», «Песня Сольвейг» и десятки сюит.
В письмах друзьям музыкант подробно описывал величественную природу Норвегии, а его песни периода жизни в «Тролльхаугене» — это гимны лесистым горам и стремительным рекам края.
Эдвард не закрывался на вилле: пожилой музыкант систематически совершал поездки в Европу, где давал концерты и собирал залы. Поклонники видели его как пианиста и дирижера, он аккомпанировал жене, издавал десятки сборников с песнями и романсами. Но все гастрольные поездки заканчивались возвращением в «Тролльхауген» — самое любимое место на земле, название которого переводилось как «холм троллей».
В начале 1888 года Григ познакомился в Лейпциге с Петром Чайковским. Знакомство переросло в крепкую дружбу и сотрудничество. Петр Ильич посвятил норвежскому коллеге увертюру «Гамлет» и восхищенно описал Грига в своих мемуарах. В начале 1890-х оба музыканта удостоились званий докторов Кембриджа. Ранее Григ получил членство Академии изящных искусств Франции, Королевской академии Швеции и университета в Лейдене.
В 1905-м в печати появилась автобиографическая повесть Грига, названная «Мой первый успех». Читатели оценили еще один талант норвежца — литераторский. Легким слогом, с юмором композитор описал жизненный путь и восхождение к творческому олимпу.
Работал Григ до последних дней жизни. В 1907 году он отправился на гастроли по городам Норвегии, Дании и Германии, оказавшиеся прощальными.
Личная жизнь
В столице Дании Эдвард Григ влюбился в двоюродную сестру, племянницу матери Нину Хагеруп. Последний раз он видел ее восьмилетней девочкой, а в Копенгагене перед ним появилась юная красавица и певица с мелодичным и сильным голосом.
Родные и друзья были шокированы романом Эдварда и Нины, но на рождественские праздники в 1864 году Григ поступил, как счел нужным: предложил возлюбленной руку и сердце. Ни молва, ни близкое родство не стали преградой для скандального брака: Григ и Хагеруп поженились летом 1867 года. Не выдержав морального давления и сплетен, молодожены уехали в Осло. Спустя два года у них родилась дочь Александра.
Кажется, против этого брака ополчились и люди, и небо: через год Александра умерла от менингита. Смерть ребенка стала темным пятном в личной жизни музыканта и омрачила брак. Нина погрузилась в депрессию и замкнулась. Супругов связывала только концертная деятельность и творческие планы, но прежней близости не стало. Детей у Григов больше не было.
В 1883 году Нина ушла от Эдварда Грига, и композитор три месяца жил в одиночестве. Его обострившаяся болезнь — плеврит, грозящий перерасти в туберкулез, — примирила супругов. Хагеруп вернулась, чтобы ухаживать за мужем.
Чтобы поправить расшатанное здоровье композитора, супруги переехали в горную местность и построили виллу «Тролльхауген». В деревенской глуши, находя отраду в общении с рыбаками и лесорубами, гуляя по горам, Григ обрел умиротворение.
Смерть
Весной 1907 Григ отправился на гастроли по датским и немецким городам. Осенью вместе с Ниной Эдвард он собрался на музыкальный фестиваль в Британию. Супруги остановились в бергенском портовом отеле, ожидая корабль до английской столицы. В отеле композитор почувствовал недомогание, его срочно госпитализировали.
Умер музыкант 4 сентября. Причина смерти — туберкулез. Кончина Эдварда Грига погрузила Норвегию в национальный траур. По завещанию композитора его прах захоронили рядом с виллой, в скальной нише. Позже там же похоронили Нину Хагеруп.
Память
Вилла «Тролльхауген», где Эдвард Григ прожил последние 14 лет жизни, после его смерти стала музеем, открытым для посещения туристами и поклонниками таланта норвежского композитора. На вилле сохранились интерьер, скрипка, вещи музыканта. На стене, как и при жизни маэстро, висит шляпа. Рядом с усадьбой стоит рабочий дом, где Григ любил уединяться для работы, и его статуя в полный рост.
В честь композитора назвали остров в Тихом океане из Малой гряды Курильских островов. При жизни Эдвард организовал фестиваль норвежской музыки. Первый прошел в 1898 году, но традиция проведения этого ежегодного мероприятия жива по сей день.
Дар композитора — наследие для всего мира, но особенно он значим для следующих поколений музыкантов. С 1905 года в Бергене существует Музыкальная академия имени Грига — Норвежская консерватория Бергенского университета.
Дискография
- 1865 — Соната для фортепиано ми минор, оп. 7
- 1865 — Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа мажор, оп. 8
- 1866 — «Осенью» для фортепиано в четыре руки
- 1866-1901 — «Лирические пьесы», 10 сборников
- 1867 — Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, оп. 13
- 1868 — Концерт для фортепиано с оркестром, оп. 16
- 1875 — «Сигурд Крестоносец», оп. 22
- 1875 — «Пер Гюнт», оп. 23
- 1877-1878 — Струнный квартет соль минор, оп. 27
- 1881 — «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки
- 1882 — Соната для виолончели и фортепиано, оп. 36
- 1886-1887 — Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, оп. 45
- 1898 — Симфонические танцы, оп. 64
Интересные факты
- Эдвард не любил учиться в общеобразовательной школе, искал поводы, чтобы пропускать занятия ради музыки. Когда он продемонстрировал свои произведения учителям, они, в свою очередь, посмеялись над юным дарованием из-за плохой репутации и посчитали его увлечение не заслуживающим внимания.
- В Копенгагене Григ познакомился и подружился со сказочником Гансом Христианом Андерсеном. Дружба принесла им не только взаимное признание, но и творческий союз, в результате которого композитор написал музыку на стихи литератора.
- Суеверным мэтра не считали, однако у него была одна слабость — талисман в виде маленькой лягушки, которую музыкант на удачу потирал перед выступлениями. Сейчас она доступна для посетителей музея Грига.
- На поздних фото композитор предстает с кустистыми усами и ореолом седых волос. Некоторые находят сходство между ним и Альбертом Эйнштейном.