Биография
Антон Рубинштейн – известный пианист, дирижер и композитор, прославился в русской культуре как основатель Санкт-Петербургской консерватории и педагог Петра Ильича Чайковского. Виртуозное исполнение серии из 7 фортепианных концертов в конце XIX века заслужило всемирное признание и познакомило слушателей с многовековой историей музыки. Талант сочинителя проявился в сотне произведений, среди которых наибольшей популярностью пользовались опера «Демон», балет «Виноградная лоза» и оратория «Суламифь».
Детство и юность
Биография Антона Григорьевича Рубинштейна началась 28 ноября 1829 года в небольшом приднестровском селе Выхватинец Балтского уезда Подольской губернии. Родители, евреи по национальности, происходили из Правобережной Украины и Прусской Силезии. В 1833 году все члены фамилии Рубинштейн во главе с отцом Григорием Романовичем и матерью Калерией Христофоровной приняли православие и получили право переехать в Москву и открыть собственное дело.
Кроме Антона, в семье были другие дети, которые прославились в разных областях науки и культуры. Старший брат будущего пианиста Яков стал доктором, а сестры Любовь и София снискали славу учителя музыки и камерной певицы. Младший ребенок Николай Рубинштейн посвятил жизнь искусству и вслед за братом в 1866 году основал вторую российскую консерваторию в Москве и проработал там до самой смерти.
Обустроив быт в просторном доме на Ордынке, отец занялся делами на карандашно-булавочной фабрике, а на плечи матери легли заботы о воспитании и образовании потомства. Будучи хорошей пианисткой, она научила Антона играть на инструменте и подготовила к поступлению в класс прославленного педагога Александра Ивановича Виллуана.
7-летний Рубинштейн продемонстрировал выдающиеся способности, и с 1839 года учитель разрешил ему выступать публично. Еще через год отрок с наставником отправились с концертами в Европу и побывали в обществе английской королевы Виктории и великих композиторов Ференца Листа и Фредерика Шопена.
В 1844 году Антон ненадолго вернулся в Россию, а потом в сопровождении матери и брата Николая уехал в Берлин, чтобы обучаться музыке у знаменитых иностранных педагогов Теодора Куллака и Зигфрида Дена и заводить знакомства в европейской культурной среде.
Во второй год пребывания в Германии семья получила известие о кончине Григория Рубинштейна. Калерия Христофоровна с Николаем отбыли в Москву для организации похорон, а Антон отправился в австрийскую столицу для совершенствования исполнительских навыков игры на фортепиано.
Впрочем, самостоятельная жизнь не пришлась по вкусу молодому человеку, а частные уроки не приносили прибыли. По этим причинам в 1849 году музыкант вернулся на родину и благодаря протекции супруги великого князя Михаила Павловича осел в Петербурге и занялся преподаванием и творческой карьерой.
Музыка
В российском культурном обществе Рубинштейна сразу заметили. Талант пианиста оценили во время регулярных выступлений перед императорской семьей и представителями знатных фамилий. Такой успех позволил повзрослевшему музыканту познакомиться с именитыми русскими коллегами, среди которых были члены кружка «Могучая кучка» Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Даргомыжский, а также прославленные исполнители Матвей Юрьевич Виельгорский и Карл Багданович Шуберт.
Под их влиянием Рубинштейн дебютировал в роли дирижера и в 1852 году представил публике «Дмитрия Донского», ставшего первым крупным произведением собственного сочинения. За ним следуют короткие оперы «Сибирские охотники», «Месть» и «Фомка-дурачок», в которых начинающий композитор использовал темы и мелодии народов России, отдавая дань модным музыкальным веяниям современности.
В середине 1850-х годов Антон Григорьевич предпринял попытки основания в столице специализированной академии, но, не имея поддержки, сдался и оставил эту идею до лучших времен.
Произведения композитора оказались невостребованными, и ни один российский театр не брался за их постановку. В итоге Рубинштейн уехал за границу и с помощью старого знакомого Ференца Листа представил публике одноактную оперу «Сибирские охотники». Кроме того, музыкант дал сольный фортепианный концерт в немецком городе Лейпциг, после успеха которого его пригласили в длительное турне по Европе.
Гастроли, длившиеся 4 года, сделали Антона Григорьевича мировой знаменитостью и пробудили жажду дальнейшей работы. Находясь на подъеме, пианист уговорил великую княгиню Елену Павловну выделить средства на создание Русского музыкального общества, в рамках которого начались регулярные выступления симфонического оркестра под управлением Рубинштейна.
Следующим шагом музыканта и дирижера стала организация музыкальных учебных классов, где одаренная молодежь могла оттачивать навыки исполнительского искусства. Когда к осени 1861 года число студентов возросло, в Санкт-Петербурге открыли первую российскую консерваторию, а Антон Григорьевич начал исполнять обязанности директора, дирижера и преподавателя инструментовки и фортепиано.
Творческая элита во главе с представителями «Могучей кучки» не сразу приняла идею создания академического музыкального учреждения. Лишь в 1871 году, после того как одним из первых учеников Рубинштейна стал Чайковский, композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков согласился присоединиться к профессорскому составу.
При дворе консерватория также вызывала негативные мнения, и после конфликта с правящей фамилией директора вынудили уйти в отставку. Правда, в 1887 году Антон Григорьевич вернулся и руководил учебным заведением последующие несколько лет. Именно в этот период знаменитый русский художник Илья Репин нарисовал портрет, изображавший дирижера за любимым занятием.
Во время преподавания Рубинштейн хотел научить студентов быть истинными художниками, постоянно стремящимися к совершенству. Для того чтобы развивать собственное мастерство, пианист продолжал концертировать и сочинять песни, романсы, симфонии и другие произведения. В начале 1970-х годов композитор сочинил оперу «Демон», основанную на одноименном произведении Михаила Юрьевича Лермонтова, а затем 3 года ждал решение Мариинского театра о постановке.
Сразу после премьеры лирическая драма с проникновенными мелодиями оставила публику и критиков равнодушными, но после смерти автора, когда главную партию спел знаменитый Федор Шаляпин, опера стала знаменитой и на протяжении нескольких сезонов собирала аншлаги в разных странах.
Другими удачными творениями композитора стали симфония «Океан», оратории «Христос» и «Суламифь» и исторические оперы «Нерон», «Маккавеи» и «Фераморс». Остальные произведения не смогли превзойти славу создателя, который ни на минуту не прекращал радовать публику фортепианной игрой.
В 1872-1873 годах музыкант в компании скрипача Генрика Венявского дал за 8 месяцев 215 концертов в Северной Америке, а спустя 10 лет триумфально выступил во всех европейских столицах. Цикл, состоящий из 8 выступлений в каждом городе, вошел в историю музыки и до сих пор считается непревзойденным рекордом того времени.
В последний раз публика увидела пианиста на благотворительном мероприятии в Санкт-Петербурге незадолго до смерти, в 1893 году.
Личная жизнь
О личной жизни Антона Рубинштейна известно совсем немного. Основные факты связаны с Петергофом, где пианист с молодой женой Верой Александровной Чикуановой впервые появился в 1866 году.
В дальнейшем семья, в которой появились трое детей, приобрела дом в этом живописном городке под Санкт-Петербургом и разместилась в деревянной постройке с башней, террасой и фруктовым садом.
Кабинет Рубинштейна находился на 2-м этаже и был оборудован согласно его скромному вкусу. Там находились черный рояль, диван и этажерка с нотами, а на стенах висели фотографии жены и детей: Якова, Анны и Александра. Именно там композитор сочинил мелодию «Стрекот цикад» и другие произведения, наполненные звуками природы.
Гостеприимная хозяйка Вера Александровна окружала мужа уютом и не давала скучать, приглашая в гости членов культурного общества России. На даче Рубинштейнов часто бывали московский голова С. М. Третьяков, художник Э. К. Липгарт, музыкант К. Ю. Давыдов и поэт Я. Полонский.
Смерть
В 1893 году Рубинштейн потерял младшего сына Якова Антоновича, умершего в 20-летнем возрасте. Утрата, усугубленная серьезной простудой, подхваченной на гастролях в Дрездене, подкосила здоровье пианиста.
Вернувшись на дачу в мае 1894 года, Антон Григорьевич с головой окунулся в работу и окончательно «добил» измотанный организм. Врачи и близкие просили его изменить образ жизни и уделить время отдыху, но музыкант никого не слушал.
В итоге к концу осени Рубинштейн постоянно пребывал во взбудораженном состоянии и начал страдать от бессонницы и боли в левой руке. Вечер 19 ноября пианист провел за картами в компании друзей и близких, а ночью у него возникли трудности с дыханием, едва позволившие дожить до приезда врачей.
Растирание и подача кислорода не спасли великого музыканта, и причиной его смерти 20 ноября 1894 года стал острый сердечный приступ.
В течение недели гроб с телом Рубинштейна стоял в зале петергофской дачи, а затем его перевезли в Троицкий собор столицы и после отпевания похоронили на кладбище Александро-Невской Лавры.
Произведения
- 1849-1850 – «Дмитрий Донской»
- 1850 – Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор
- 1851 – Симфония №2 до мажор «Океан»
- 1852 – «Сибирские охотники»
- 1857 – Соната для виолончели и фортепиано № 2 соль мажор
- 1861 – «Русалка» (кантата для соло, женского хора и оркестра)
- 1862 – «Фераморс»
- 1869 – Симфоническая поэма «Иван Грозный»
- 1871 – «Демон»
- 1875-1876 – «Нерон»
- 1880 – «Купец Калашников»
- 1884 – «Попугай»
- 1888 – «Горюша»