Биография
К плеяде великих русских композиторов XIX века наряду с Михаилом Глинкой и членами кружка «Могучая кучка» по праву относится автор оперы «Каменный гость» Александр Сергеевич Даргомыжский. Став основоположником музыкального реализма, творец оставил после себя множество произведений, не оцененных при жизни. Его наследие включает фортепианные, оркестровые и вокальные сочинения, наиболее известными из которых являются романс на стихи А. С. Пушкина «Я вас любил» и песенный цикл «Петербургские серенады».
Детство и юность
Александр Сергеевич Даргомыжский появился на свет в одном из поселений Тульской области 14 февраля 1813 года. Исследователи биографии композитора до сих пор не пришли к единому мнению по поводу точного места его рождения. Наиболее вероятной стала гипотеза о том, что корни Александра лежали в селе Воскресенском, находившемся в центральном районе Российской империи, вблизи современного города Чернь.
Отец Александра, Сергей Николаевич, был незаконнорожденным потомком состоятельного землевладельца А. П. Ладыженского. Благодаря полковнику Н. И. Богучарову он получил хорошее воспитание и работал в коммерческом банке при Министерстве финансов.
Мать Мария Борисовна Козловская происходила из богатого княжеского рода, обладавшего имениями в Смоленской и Тульской губерниях. Вопреки воле родителей она стала женой простого служащего и впоследствии произвела на свет шестерых детей.
Детство будущего композитора прошло в имении Твердуново, исторически принадлежавшем семье Козловских, а затем отец получил должность в столичной канцелярии, и семья переехала в Петербург. Там 7-летний Саша начал учиться играть на фортепиано и увлекся сочинительством. Первый преподаватель Луиза Вольгенборн поощряла композиционные эксперименты мальчика, к 10 годам ставшего автором нескольких фортепианных пьес и романсов.
Однако родители и последующие учителя скептически относились к творениям начинающего музыканта и отдавали предпочтение игре на инструментах, нотной грамоте и вокальным тренировкам. Сотрудничество с педагогами Адрианом Данилевским, Францем Шоберлехнером и Бенедиктом Цайбигом привело к благотворительным концертам, где Александр выступал в качестве пианиста и скрипача.
В 1827 году молодой Даргомыжский поступил в придворную канцелярию и сделал первые шаги к самостоятельной взрослой жизни.
Музыка
Творческий путь Александра Сергеевича начался со знакомства с русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Автор знаменитой оперы под названием «Жизнь за царя» поделился с молодым человеком теоретическими знаниями, полученными в Германии, и помог понять тонкости сочинительства на примере произведений зарубежных коллег.
Вдохновленный этим общением, Даргомыжский начал посещать столичную оперу, где звучала музыка, написанная итальянцами, и присутствовал на репетициях спектакля Глинки. В конце 1830-х годов он задумал создать собственную оперу по мотивам исторической драмы Виктора Гюго «Лукреция Борджиа», но после первых набросков понял, что материал плохо подходит для инструментального и вокального воплощения.
Тогда по совету поэта Василия Жуковского Александр обратился к другому произведению француза и, используя оригинальное либретто к «Собору Парижской Богоматери», приступил к сочинению оперы «Эсмеральда». К 1841 году оркестровые партии были готовы, и Даргомыжский передал произведение руководству Императорских театров.
Несколько лет ноты пролежали без дела, но в 1847 году премьера постановки состоялась в Москве. К сожалению, авторский дебют Даргомыжского не получил положительных отзывов, и его «Эсмеральда» вскоре исчезла из программы и в последствии не появлялась.
Разочарование композитора усугубилось популярностью произведений его наставника Глинки. И временно отойдя от сочинительства, Александр Сергеевич стал обучать благородных женщин вокалу и занялся созданием романсов и песен. Именно в тот период в творчестве Даргомыжского появились знаменитые «Мне грустно», «Ночной зефир, струит эфир», «Юноша и дева» и «Шестнадцать лет».
Другим верным средством пережить первую неудачу явилось заграничное путешествие, в ходе которого автор «Эсмеральды» познакомился с европейскими творцами и музыкантами Шарлем Берио, Анри Вьетаном, Гаэтано Доницетти и другими.
По возвращении в Россию в 1848 году композитор решил продолжить эксперименты с крупными формами и приступил к созданию фольклорной оперы «Русалка», основанной на стихотворной трагедии Александра Сергеевича Пушкина. Народные мелодии настолько увлекли Даргомыжского, что наряду с основной работой он написал жанровые романсы «Мельник», «Без ума, без радости» и «Душечка-девица», занявшие особое место в русском музыкально-реалистическом наследии.
В 1855 году «Русалка» была закончена и через некоторое время представлена публике. На этот раз мастерство композитора оценили: опера продержалась в репертуаре несколько сезонов и стала предметом многостраничной статьи в журнале «Театральный музыкальный вестник». Интересен тот факт, что Даргомыжский самостоятельно сочинил либретто для произведения и, следуя сюжетной линии Пушкина, придумал концовку незавершенной трагедии в стихах.
Следующими работами Александра Сергеевича стали симфонические увертюры «Украинский казачок», «Баба-Яга» и «Чухонская фантазия». В них отразилось влияние Милия Балакирева и Владимира Стасова, впоследствии ставших членами кружка «Могучая кучка».
В 1860-х годах благодаря новым знакомствам композитор начал развивать жанр бытового романса, яркими примерами которого стали произведения «Драматическая песня», «Старый капрал» и «Титулярный советник». Тогда же была предпринята очередная поездка в Европу, где иностранные музыканты впервые исполнили ряд инструментальных сочинений Даргомыжского.
Во время путешествия Александр Сергеевич не переставал думать о дальнейшей карьере и занимался поисками сюжета для новой оперы. Первоначальными идеями были музыкальные переложения пушкинской поэмы «Полтава» и воссоздание на сцене старинной русской легенды о Рогдане. Впрочем, этим замыслам не суждено было воплотиться в жизнь, и от них остались лишь сборник эскизов под названием «Мазепа» и несколько сольных и хоровых номеров.
В итоге выбор композитора пал на произведение А. С. Пушкина «Каменный гость», входившее в знаменитый стихотворный цикл под названием «Маленькие трагедии», но работа не шла из-за очередного творческого кризиса, связанного с исключением из театральных афиш оперы «Русалка». Кроме того, ранее написанное произведение «Торжество Вакха» также не имело успеха.
Только благодаря участию в жизни Русского музыкального общества и одобрительным отзывам зарубежных коллег Даргомыжский все-таки взялся за сочинение «Каменного гостя» и успел написать большую часть музыкального материала.
Личная жизнь
Творческие неурядицы, на протяжении долгого времени преследовавшие композитора, отразились и на его личной жизни. Не имея ни жены, ни детей, Александр Сергеевич свободное время проводил в фамильном имении Твердуново под Смоленском и там черпал вдохновение для романсов, симфонических произведений и опер.
После смерти матери в 1852 году Даргомыжский освободил крестьян от крепостного бремени, подарив в собственность землю, на которой они жили и работали. Такое поведение было исключительным для России XIX века, и современники стали называть композитора самым гуманным помещиком современности.
Впрочем, особняк Козловских остался во владении Александра Сергеевича, и до 1864 года одиночество автора «Русалки» скрашивал престарелый отец. Кончина последнего стала тяжелым ударом для музыканта и окончательно подорвала его творческую активность.
Смерть
В ходе заграничного путешествия 1864-1865 годов Даргомыжский заболел ревматизмом. Не предав значения собственному состоянию, он продолжал заниматься музыкальной и общественной деятельностью. В начале 1868 года состояние Александра Сергеевича ухудшилось, и он начал жаловаться на дискомфорт в области сердца и неправильное кровообращение, ставшие причинами его скоропостижной смерти.
Предчувствуя кончину, композитор составил завещание, согласно которому Цезарь Антонович Кюи и Николай Андреевич Римский-Корсаков должны были завершить недописанную оперу «Каменный гость» и подготовить партитуры к дальнейшей постановке.
Коллеги, согласившиеся исполнить последнюю волю Даргомыжского, в глубине души надеялись, что непоправимое случится не скоро, но 5 января 1969 года Александр Сергеевич неожиданно умер от аневризмы. Газеты сообщили обществу о невосполнимой утрате, и на похоронах, состоявшихся 9 января, собрались все представители творческой элиты Петербурга. А гроб с телом покойного до Тихвинского погоста Александро-Невской лавры родные и близкие несли на руках.
Вскоре после церемонии погребения Павел Михайлович Третьяков заказал художнику Константину Маковскому портрет Даргомыжского по фотографии, который стал одним из первых изображений деятелей русской культуры в галерее знаменитого коллекционера и мецената.
Произведения
- 1830-е – «Болеро»
- 1830 – «Вариации на русскую тему»
- 1830 – «Блестящий вальс»
- 1838-1841 – «Эсмеральда»
- 1843-1848 – «Торжество Вакха»
- 1845 – «Табакерочный вальс»
- 1848-1855 – «Русалка»
- 1850-е – «Фантазия на темы из оперы Глинки «Жизнь за царя»
- 1860 – «Мазепа» Эскизы
- 1860-1867 – «Рогдана» Фрагменты
- 1865 – «Славянская тарантелла»
- 1866-1869 – «Каменный гость»