Биография
При жизни Густав Малер прославился как лучший среди оперных и симфонических дирижеров Австрии. И лишь узкий круг поклонников догадывался, что перед ними гениальный композитор. О том, что Малер — крупнейший симфонист ХХ века, земляки узнали спустя полвека после его смерти.
Творчество композитора оказалось мостом, связавшим романтизм XIX века и модернизм ХХ. Музыкальные произведения Малера стали источником вдохновения и образцом для подражания композиторов Новой венской школы Бенджамина Бриттена и Дмитрия Шостаковича, а его песни и симфонии уже несколько десятилетий прочно удерживают первенство в концертных репертуарах современников.
Детство и юность
Будущий композитор и дирижер родился в австро-венгерской, а ныне чешской Богемии летом 1860 года. Густав — второй ребенок евреев по национальности Марии Германн и Бернхарда Малера. Всего в семье родились 14 детей, но 8 умерли от болезней и бедности маленькими. Сложно представить семью, менее располагавшую к развитию в ребенке творческого начала. Отец, как и дед Густава по отцовской линии, — трактирщик. Мама — дочь мелкого фабриканта.
Шанс развить врожденный талант и связать биографию с музыкальным искусством появился у мальчика в 4 года, когда семья перебралась из провинциальной глуши в старинный город Йиглава на востоке Чехии, населенный преимущественно немцами. Здесь Густав впервые услышал духовой оркестр и посетил оперу. Юный Малер тут же повторил некоторые мелодии на губной гармонике, дав понять родителям, что в нем есть искра таланта.
В 6 лет Густава усадили за фортепиано, наняв учителя музыки. В 10 мальчик написал первые сочинения и появился на сцене: талантливого музыканта пригласили участвовать в городском концерте. Первое упоминание о Малере как композиторе датируется 1874 годом. Пораженный смертью 13-летнего брата, Густав сочинил оперу, но рукопись не сохранилась. В гимназии подросток сосредоточил силы на музыке и литературе: больше Малера ничего не интересовало.
Отец, мечтавший вырастить помощника в семейном бизнесе, попытался переключить внимание сына и заинтересовать науками, переведя в престижную пражскую гимназию, но усилия провалились. Малер-старший капитулировал и отвез отпрыска в Вену, передав на попечение именитого пианиста и педагога Юлиуса Эпштейна. Профессор отметил талант провинциального юноши и рекомендовал поступить в Венскую консерваторию. Густав учился под началом Эпштейна по классу фортепиано.
В том же 1875-м Густав Малер ощутил, что попал в музыкальную столицу Европы. На полтора месяца в Вене остановился Рихард Вагнер, всколыхнув культурную элиту столицы. Ни одной оперы, постановками которых он руководил, восхищенный студент консерватории не пропустил. В Вене витал дух Бетховена и Шуберта, творил композитор и пианист Иоганнес Брамс, оказавший влияние на раннее творчество Малера.
На сцене оперного блистали Аделина Патти и Паолина Лука, на концертах дирижировал Ханс Рихтер, а композитор и органист Антон Брукнер давал лекции, которые Густав Малер с удовольствием посещал. Спустя 4 года молодой композитор сочинил кантату «Жалобная песнь», в которой чувствовалось влияние двух мэтров — Вагнера и Брукнера.
Кроме обучения в консерватории, Густав проявил интерес к философии. Два года посещал лекции по предмету в Венском университете. Чтобы сводить концы с концами, музыкант давал уроки фортепианной игры. Уже тогда Малеру пророчили блестящее будущее как пианисту. Композиторские опыты консерваторские преподаватели принимали скептически.
Музыка
Вена стала для музыканта второй родиной, повлияв на вкусы, определив дальнейший путь, дав блестящее образование. В 1881-м Густав Малер представил на ежегодном Бетховенском конкурсе свое творение «Жалобная песнь». Дебют оказался провальным: жюри вручило пальму первенства и премию Роберту Фуксу.
Поражение не только больно ударило по самолюбию Малера, но и, по его словам, повлияло на дальнейший выбор. Густав бросил на стадии полуготовности оперу-сказку «Рюбецаль» и встал за дирижерский пульт в Лайбахе (сегодня Любляна). Затем он получил ангажемент в Ольмюц, где пришлось отстаивать вагнеровские принципы руководства оркестром. Карьера продолжилась в венском Карл-театре, где ему доверили работу хормейстера.
В 1883-м Густаву предложили должность второго дирижера Королевского театра в гессенском Касселе, где он задержался на 2 года. Безответно влюбившись в певицу Иоганну Рихтер, Малер написал цикл «Песни странствующего подмастерья», который публика услышала 13 лет спустя. Произведение называют самым романтичным в наследии композитора.
Из-за разногласий с театральным руководством Малер покинул Кассель в середине 1880-х, получив ангажемент в пражскую Немецкую оперу. Столица Чехии приняла дирижера тепло, а директор театра Анджело Нойман высоко оценил приобретение в лице Густава, прослыв открывателем талантов. В Праге Малер впервые почувствовал вкус славы и ощутил переход на высший уровень профессионализма.
Заключенный с Новым театром Лейпцига контракт на сезон 1886/1887 заставил Малера покинуть гостеприимную Прагу.
Признание пришло к Густаву Малеру вместе с премьерой оперы «Три Пинто», состоявшейся в январе 1988-го. Композитор по просьбе внука основоположника немецкой романтической оперы Карла Вебера дописал неоконченное произведение, да так удачно, что «Три Пинто» с триумфом прошла на крупных сценах Германии.
Весной 1888-го любовные неурядицы снова вдохновили композитора на создание потрясающего произведения — Первой симфонии. Сегодня это наиболее часто исполняемое и популярное сочинение Малера.
Отработав в Лейпциге 2 сезона, музыкант оставил город. Причиной стали конфликт с помощником режиссера и желание перебраться в Будапешт, где Густаву предложили место директора Королевской оперы и приличное жалование. Деньги, точнее их отсутствие, отравляли жизнь композитора. После смерти отца и матери на его попечении остались брат и две сестры.
В должности директора убыточного будапештского театра Малер трудился на износ. За полгода ему удалось превратить Королевскую оперу в национальный театр, избавившись от гастролеров и создав оркестр, который взял в репертуар оперы Моцарта и Вагнера. Директор сумел «перетянуть» на сцену оперную диву Лилли Леман, славившуюся уникальным сопрано.
Весной 1891 года Малер откликнулся на приглашение из Гамбурга: его позвали на третью по значимости оперную сцену Германии, уступавшую лишь берлинской и мюнхенской, в качестве режиссера и капельмейстера. Покинуть Будапешт заставило не только заманчивое приглашение, но и новый интендант театра Зичи — националист, не желавший видеть во главе оперы немца.
В начале следующего года Густав Малер поставил на гамбургской сцене оперу Петра Чайковского «Евгений Онегин». Русский композитор и дирижер прибыл в Гамбург, чтобы встать за дирижерский пульт, но, увидев за работой Малера, отказался. Чайковский назвал немецкого коллегу гениальным.
В Гамбурге композитор издал сборник песен «Волшебный рог мальчика», взяв за основу одноименную книгу стихов поэтов гейдельбергского кружка. Тексты из сборника Малер использовал, когда сочинял три симфонии — Вторую, Третью и Четвертую.
Успехи композитора и дирижера в Гамбурге заметили в Вене. С середины 1890-х Придворная опера засылала к нему агентов, но Малер не решался, опасаясь царивших там антисемитских настроений. Но Вена звала и манила. В феврале 1897-го Густав крестился в католицизм и весной поставил подпись под контрактом с Придворной оперой, став третьим дирижером.
Путь к славе был тернист, но Малеру удалось его преодолеть и занять место директора театра. Более популярной фигуры в городе не было, хотя и недоброжелателей хватало. В Вене родилась знаменитая Пятая симфония, которая разделила современников на два лагеря: одни увидели вульгарность и безвкусицу, другие превозносили за новаторство до небес. Затем появились Шестая, Седьмая и Восьмая симфонии.
В своем театре Густав Малер установил новые правила и порядки, которые понравились не всем. Знатная публика, ранее чувствовавшая себя за кулисами оперы как дома, возмутилась запретом входить в театр когда вздумается.
В 1907-м именитый дирижер почувствовал недомогание, измотанные театральными интригами нервы и проблемы со здоровьем заставили мэтра покинуть любимое детище, которому посвятил 10 лет жизни. Руководство театра назначило Малеру пенсию с условием, что дирижер не будет работать ни в одной из австрийских опер. Но денежное пособие оказалось столь скромным, что Густаву пришлось трудиться и дальше.
Работу он нашел в нью-йоркской Метрополитен-опера. В этот период родились «Песнь о земле» и Девятая симфония. На творчестве композитора сказалось литературное влияние Ницше, Шопенгауэра и Достоевского. Последнего мэтр уважал безмерно. В зрелом возрасте восхищался Гёте.
Личная жизнь
Любовь приносила композитору вдохновение, но не счастье в личной жизни. В 1902-м Малер повел под венец младшую на 19 лет Альму Шиндлер, которой сделал предложение после четвертого свидания. Жена родила Густаву двоих детей — девочек Марию и Анну.
Поначалу жизнь супругов напоминала идиллию, но на пятом году вместе с проблемами в Венской опере пришла беда и в дом. Заболела дифтерией и скончалась младшая девочка, 4-летняя Мария. Вскоре врачи диагностировали неизлечимую сердечную болезнь у самого мэтра. Горе подтолкнуло Малера на написание вокального цикла «Песни об умерших детях».
Семейная жизнь разладилась. Альма — одаренная художница и музыкант — вспомнила о своих нереализованных талантах: ранее женщина лишь наблюдала за карьерой поглощенного творчеством супруга. Вскоре у нее случился роман с известным архитектором, о чем узнал Малер. Но пара не рассталась, а прожила вместе до самой смерти композитора.
Смерть
В 1910-м здоровье мэтра пошатнулось: серия ангин отразилась на сердце осложнениями. Но Малер продолжал трудиться. В феврале 1911 года больной композитор встал за пульт, отыграв программу, состоящую из произведений итальянцев.
Роковой для Густава стала инфекция, вызвавшая эндокардит. Он и стал причиной смерти. Мэтр скончался в венской клинике в мае. Могила Малера расположена рядом с местом погребения умершей дочери на Гринцингском кладбище.
О жизни гениального композитора и дирижера снят фильм. На роль главного героя режиссер Кен Рассел пригласил Роберта Пауэлла. Интересным фактом является родство Малера с Бейонсе, чем американская звезда безмерно гордится.
Музыкальные произведения
- 1880 — «Жалобная песнь»
- 1885-1886 — «Песни странствующего подмастерья
- 1892 -1901 — «Волшебный рог мальчика
- 1901-1902 — «Песни на стихи Рюккерта
- 1901-1904 — «Песни об умерших детях
- 1884-1888 — Симфония №1
- 1888-1894 — Симфония №2
- 1895-1896 — Симфония №3
- 1899-1901 — Симфония №4
- 1901-1902 — Симфония №5
- 1903-1904 — Симфония №6
- 1904-1905 — Симфония №7
- 1906 — Симфония №8
- 1909 — Симфония №9
- 1908-1909 — «Песнь о земле»