Большой театр России: история создания, знаменитости и другие факты
На Театральной площади в центре Москвы рядом с тремя станциями метро находится Большой театр. Это главный культурный храм и гордость страны, заставший много разнообразных событий. 4 марта 1877 года здесь состоялась премьера знаменитого балета Петра Чайковского «Лебединое озеро». Но в начале истории театр не был таким престижным, каким стал в XX веке. Подробнее о событиях, связанных с учреждением, и его архитектуре – в материале 24СМИ.
История создания Большого театра
Судьба у главного театра России интересная, но заковыристая. Взять хотя бы день рождения, и окажется, что их два. Между ними дистанция в 49 лет – март 1776-го и январь 1825-го.
Начинается все с того, что князь Петр Урусов решил построить в Москве театр. Давать концерты, организовывать маскарады с балами для аристократической публики. До этого Урусов уже построил деревянный театр на улице Знаменка, но хотелось большего, и он обратился за разрешением к императрице Екатерине II.
Князь начал строительство на тогдашней Петровской площади. Поэтому театр назвали Петровским. Однако еще до окончания работ, не успев дать ни одного спектакля, новостройка Урусова сгорела. Князь к тому времени охладел к идее и продал долю в бизнесе партнеру. Княжеский партнер – знаменитый канатоходец Майкл Меддокс прибыл в Россию в 1766 году. Его пригласили на должность управляющего музеем механических устройств, т. е. часов и других диковинных для того времени агрегатов.
Был еще Энтони Меддокс, английский театральный актер. Он утонул при кораблекрушении по пути в Дублин в 1758 году. Но элементы биографии Энтони Меддокса в интернет-статьях часто вписывают в биографию Майкла. Предположительно, они состояли в родственных отношениях «отец – сын», но доподлинно это неизвестно.
Чтобы избежать проблем с пожарами, Майкл решил строить каменно-кирпичное здание. Пригласил архитектора Христиана Розберга. В новом здании разместил 4 яруса лож и 2 галереи. Главный зал вмещал 800 человек. Билет в партере стоил 1 рубль. Лицензию на театральную деятельность Меддокс получил у московского губернатора князя Долгорукого-Крымского, став одновременно основателем и художественным руководителем театра. Открытие состоялось в марте 1776 года.
Ориентироваться в спросах публики другого государства трудно. Поэтому при выборе репертуара директор Меддокс принимал произведения всех авторов, но решение о том, ставить пьесу или нет, оставлял на усмотрение труппы. Если актеры соглашались, то пьесу брали в работу. Тактика себя не совсем оправдала – Меддокс испытывал финансовые трудности. Но он стал создателем первого худсовета. Теперь худсоветы работают в каждом театре.
В 1792 году Меддокс передал право собственности Управлению императорских театров, которым занималась императрица Мария Федоровна, вторая жена императора Павла I. Императрица назначила директору пожизненную пенсию в размере 3000 рублей за его вклад в развитие московского театрального искусства.
Петровский театр просуществовал до 1805 года, т. е. 25 лет с момента постройки. Накануне премьеры оперы «Дева Дуная» (Das Donauweibchen) австрийского композитора Фердинанда Крауэра здание сгорело. Произошло это 22 октября 1805-го.
На сцене первого театра ставили:
- комедии Фонвизина «Недоросль» и «Бригадир»;
- пьесы Уильяма Шекспира, Пьера Бомарше, Карло Гольдони;
- произведения Александра Сумарокова и Ивана Крылова.
Всего труппа поставила 425 драматических балетных и оперных представлений. Из них более 100 опер, в основном комических. Зарубежные оперы исполнялись в переводе Сергея Глинки, Ивана Дмитревского и других авторов. В театральной ротонде проходили маскарады на 1500 человек. Обязательным условием для гостей было наличие карнавального костюма.
О труппе Меддокса можно почитать в книге Ольги Чаяновой, жены российско-советского экономиста-агронома Александра Чаянова. Книга называется «Театр Меддокса в Москве». Издана в 1927 году. В театре ставили отрывок из сказки Ольги, написанной в готическом стиле.
Новое здание и новый пожар
После пожара труппа полгода играет в театре князя Волконского на Моховой улице. Затем переходит под управление императорского дома и становится императорской труппой. Для актеров строят новый театр.
Архитектор Карл Росси приступает к строительству на месте нынешнего Гоголевского бульвара Арбатского театра. Для удобства публики площадь вокруг замостили булыжником. Разбили цветники, установили скамейки. Работы закончились за 4 года до Отечественной войны 1812-го. С ее началом театр продолжил давать спектакли, но сгорел в московском пожаре в сентябре того же года.
В 1813-м начинается восстановление Москвы после пожара и войны. Для этого создают конкурсную комиссию, которая определяет, что и как восстанавливать. Предполагается воссоздание сгоревшего театра Меддокса на старом месте с включением в план оставшейся от первого здания стены. В конкурсе победителем признали работу архитектора Андрея Михайлова, но посчитали проект дорогостоящим и отдали на доработку Осипу Бове. Реконструкция Театральной площади вместе со зданиями, на ней расположенными, завершилась к 1825-му.
Так у театра появилась вторая дата рождения – в день повторного открытия, 6 января 1825 года. В день открытия на сцене поставили «Торжество муз» на стихи Михаила Дмитриева. Это пьеса о том, как на развалинах старого театра строился новый благодаря музам и гениям России.
Художественным руководителем назначили композитора Алексея Верестовского. Помимо музыки и театра, Верестовский занялся развитием театральной школы, подбором и обучением начинающих актеров. При его содействии создали музыкальные классы под управлением Дирекции московских театров.
Здания не остались в неизменном виде. Впоследствии Большой и Малый театры перестраивались. Что-то сносилось в результате несчастных случаев, а что-то – по вине последующих застройщиков площади. Так, в 1843 году состоялась первая крупная перестройка. По новому проекту изменили боковые ложи, добавили арьерсцену, заменили капители ионического типа на капители Эрехтейона. В марте 1853-го здание снова сгорело.
Восстановление театра
Альберто Кавос – архитектор русско-итальянского происхождения. Его первая работа – реконструкция театра в Санкт-Петербурге в 1826 году. Его тоже называли Большим. Затем был Мариинский. В 1853-м ему поручили восстановление Большого театра в Москве, от которого после пожара снова осталась только одна стена. Он ознакомился с чертежами Бове и внес ряд изменений:
- расширил зал, чтобы разместить 2150 зрителей;
- сделал декор более пышным: добавил потолочные фрески и позолоченную лепнину;
- повесил многоярусную главную люстру.
По описанию Кавоса, он соединил ренессанс с византийским стилем. Это выразилось в белом цвете зала, малиновых драпировках сцены, парадной люстре. Особенно удачной считается потолочная фреска «Аполлон и музы». В 1863 году для люстры изготовили 15 тысяч хрустальных подвесок общим весом 260 кг. Но в последующие годы большая часть оригинальных украшений была повреждена или утеряна при ремонте.
Главным открытием архитектора Кавоса считаются «музыкальные здания». До него в строительстве театров доминировала английская архитектурная школа. Там считали, что нельзя обеспечить акустику свойствами здания: размерами, дизайном помещений. Альберто Кавос доказывал, что здание способно стать музыкальным инструментом при правильном подборе параметров. Так и строил. Поэтому акустика Большого театра считается одной из лучших.
Ложку дегтя в наследие Кавоса добавили уже современные строители. Несмотря на достоинства акустики, качество постройки посчитали не очень удачным:
- неудачная планировка общественных зон;
- ликвидация старых гардеробных, расположенных в галерее первого этажа (ее засыпали по проекту Кавоса);
- слабый фундамент;
- кирпичные стены, созданные без раствора.
В сочетании с близким расположением реки Неглинной это стало причиной ускоренного разрушения фундамента. Потому к концу XX века пришлось планировать его замену.
Что же до репертуара труппы XIX столетия, то он состоял из произведений русских и европейских композиторов. Среди них оперы Николая Римского-Корсакова, Сергея Рахманинова, Модеста Мусоргского. Из зарубежных композиторов ставили Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера. Свой заключительный спектакль Императорский Большой театр дал 28 февраля 1918-го.
Революция и советская власть
7 декабря 1919-го здание переименуют в Государственный академический Большой театр. Между двумя датами будущее театра оставалось туманным. Театр и балет – праздное искусство для буржуазии, которому «нет места в жизни советского человека». С другой стороны, его залы удобны для того, чтобы собирать народ для проведения политических съездов и общественно-полезной агитации. Поэтому здание решили не сносить, а использовать для проведения съездов Коминтерна и подобных мероприятий.
Параллельно актерам разрешили работать, но с изменением репертуара. На сцене поставят оперу Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в честь 100-летия театра. Основу нового репертуара составят оперы и пьесы композиторов СССР. В 1937 году коллектив театра наградят орденом Ленина.
В годы Великой Отечественной войны его эвакуировали в Куйбышев. Там репертуар пополнился 7-й симфонией Шостаковича, посвященной блокадному Ленинграду. Здесь также ставили «Лебединое озеро» и ряд произведений Александра Пушкина: «Пиковую даму», «Евгения Онегина». После войны здание частично отреставрировали, и Большой театр продолжил работу.
Зарубежные гастроли труппы – источник престижа и дохода театра. Первые выезды состоялись после смерти Иосифа Сталина. Большой стал всемирно знаменитым и начал получать доход в валюте. Но бегство актеров в другие страны во время гастролей наложило ряд ограничений на поездки.
Первый случай произошел в августе 1979 года, когда артист балетной труппы Александр Годунов попросил политического убежища в США. Произошло это на гастролях в Нью-Йорке. Куратор от КГБ решил отправить в Москву жену Годунова, солистку труппы Людмилу Власову. Но рейс не вылетел. Через 3 дня при участии в переговорах президента США Джимми Картера и генсека СССР Леонида Брежнева Власова улетела в Москву по собственной воле. Этот инцидент показали в фильме «Рейс 222» режиссера Сергея Микаэляна. Подобные ситуации повторялись и в другие годы.
Развитие театра после распада СССР
Масштабная реконструкция, которую пришлось начать из-за проблем с фундаментом, ознаменовалась возвращением к прежнему декору императорского театра. Слева от исторической сцены поставили новую. Отреставрировали вспомогательные постройки – репетиционные залы и комнаты отдыха.
Ремонт включал улучшение акустики. Реставраторы считают, что им удалось воспроизвести звук, который существовал в прежнем театре. Но, к сожалению, тех, кто мог бы сравнить звучание и высказать экспертное мнение, уже нет в живых. К 2022–2023 годам таким людям должно было бы исполниться не меньше 130 лет. Театр вновь распахнул двери для премьер и экскурсий 28 октября 2011-го.
Новинкой постсоветского периода на сцене театра стали постановки на языке оригинала. Чаще других звучат итальянские оперы. Основной репертуар составляют балеты и оперы XIX–XX веков.
Большой театр сегодня
Большой театр относится к репертуарным. Это значит, что труппа работает с набором спектаклей, каждый из которых может быть поставлен на сцене в данный конкретный вечер. Но если не происходит ничего срочного (заболел актер, запаздывают декорации), то спектакли сменяются на ротационной основе. Популярные произведения остаются в репертуаре годами, а те, что по каким-то причинам не привлекают публику, труппа меняет на другие.
После распада СССР и отмены большей части государственных субсидий с переменным успехом предпринимались неоднократные попытки перевести театры на самоокупаемость. Поэтому сегодня театр продолжает работать в репертуарной бизнес-модели.
В период пандемии труппа продолжала выступления. Их транслировали по телевиденью в прямом эфире. Артисты играли в пустом зале без зрителей. В первый день показа трансляцию «Лебединого озера» посмотрел 1 млн человек. Сегодня балетная труппа считается одной из самых знаменитых в мире.
Оперная труппа специализируется на классических операх русских композиторов. Ставит произведения Петра Чайковского, Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова. Из итальянских композиторов – оперы Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини.
Менее известный вид деятельности театра – музейная. Сбор архивных материалов по выступлениям, примам и актерам начался еще в 1850-х годах по инициативе Канцелярии московских императорских театров. В 1918-м из этих наработок создали музей. В СССР он использовался как элемент просветительской работы среди молодежи. Сегодня музейная коллекция насчитывает более 200 тысяч различных экспонатов. Среди них:
- театральные брошюры;
- афиши;
- костюмы актеров;
- элементы декораций;
- чертежи здания театра;
- техническая документация по реконструкциям;
- личные вещи знаменитостей, которые служили в театре.
Архитектурные особенности
Самое интересное описание архитектуры дал оперный певец из Канады Дэвид Дикью Ли, неоднократно выступавший на сцене Большого театра. Ли сказал, что, глядя на здание снаружи, невозможно представить его внутри. Чтобы разобраться, требуется зайти за кулисы. Пройти по внутреннему дворику с фонтаном. Увидеть пару сотен гримерок, десятки костюмерных и репетиционных залов. Кроме здания театра с двумя большими залами, найти три ресторана для сотрудников и узнать о наличии целой больницы для танцоров и музыкантов. «Ни один оперный театр в мире никогда не заставлял меня чувствовать себя таким маленьким, как Большой!» – сказал певец.
Выступления проходят:
- на главной сцене, созданной в 1856 году, здесь дают оперы и балеты;
- в новом зале, созданном во время последней реставрации для того, чтобы давать спектакли, пока шел ремонт основной сцены;
- в Бетховенском зале, который используется для концертов.
Знаменитости на сцене и ключевые представления
До 1840 года на сцене театра музыкальные произведения чередовались со стихотворными, такими как опера Глинки «Руслан и Людмила» и балет Чайковского «Щелкунчик». Иногда на гастроли приезжали иностранные композиторы. Так, в 1863-м на сцене дал цикл концертов Рихард Вагнер.
В эти же годы часто ставят первые постановки балетов, которые пишет Чайковский. Среди них:
- опера «Воевода» (1867);
- опера «Опричник» (1874–1875);
- балет «Лебединое озеро» (1877);
- опера «Мазепа» (1884).
С 1899 года на его сцене пел Федор Шаляпин. В 1897-м дебютировал оперный певец Леонид Собинов в опере Антона Рубинштейна «Демон». Танцевали выпускники балетмейстера Леонида Парадиза. Среди них Арина Собакина и Гаврила Райков. Труппа театра постоянно пополнялась новыми талантливыми людьми. Кордебалет, артисты которого участвовали в первых балетных постановках, работал по методикам и под руководством балетмейстера Александра Горского.
В 1920–1930-х годах критике подвергаются такие оперы, как «Снегурочка», «Аида», «Женитьба Фигаро». После чего появляется просьба Сталина создать «классическое советское произведение». Поэтому на сцене ставят произведения Ивана Дзержинского, Рейнгольда Глиэра. Постановки зарубежных композиторов убирают из репертуара. Их возвращают только в 1950–1960-х.
На сцене блистают такие известные звезды, как балерины Галина Уланова и Майя Плисецкая. Репертуар пополняется произведениями на музыку Сергея Прокофьева «Золушка», «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир». Появляются постановки по произведениям из братских стран. В качестве балетмейстера Плисецкая ставит на сцене «Чайку», «Анну Каренину», «Даму с собачкой». За горы работы театра на сцене поставлено более 800 музыкальных произведений.
Интересные факты
Из всех российских императоров Александр III больше других любил московский Большой театр. Для того, чтобы увидеть новую постановку, он приезжал со свитой из Санкт-Петербурга. Это говорит о многом, особенно если вспомнить, что в Петербурге был собственный театр и не менее прекрасные постановки.
Символ театра – квадрига Аполлона над главным входом. Несмотря на античный внешний вид, это относительно новое изваяние. Его создал Петр Клодт по поручению архитектора Альберто Кавоса, чтобы заменить предыдущую, погибшую в пожаре скульптуру Осипа Бове. Во время ВОВ осколок авиабомбы попал в голову Аполлона. После войны провели только косметический ремонт статуи. Реставрировали божество и колесницу уже после распада СССР.
Парадная люстра – одно из главных украшений здания. Ее диаметр – 65 м, высота – 8,5 м. В эпоху Кавоса ее чистили вручную, спуская с потолка один раз в год. Горели в люстре масляные лампы. В 1890-х годах зал подключили к электричеству. С тех пор для чистки шедевра требуется меньше времени.
Занавес эпохи «сталинского ампира» выполнили из натурального шелка с металлической нитью и тонким слоем золота. Размер занавеса составляет 500 кв. м. Вес – около 1 тонны. В конце 1990-х его отправили в музей. К открытию театра после реставрации заказали в Италии новый из акрила, имитирующего шелк. Он такого же размера, но легче по весу.
Со времен христианизации Европы работу актера церковь считает дьявольским искусством. Неудивительно, что это накладывает отпечаток на театральную жизнь. У актеров есть собственные счастливые приметы, которые нужно соблюдать для успеха спектакля, талисманы и поверья.
Кроме того, с годами появляются легенды о проявлениях потусторонних сил в здании. У Большого театра они связаны с пожарами. По одной из них, во время пожара при царе Николае I отличился крестьянин Василий. Он вытаскивал людей из огня. За усердие царь наградил крестьянина медалью. После смерти Василий стал духом-спасителем и с тех пор появляется на городских пожарах, продолжая выручать людей из беды.
Большой театр остается актуальным, несмотря на то, что мимо него в потоке времени движутся телевидение, кинематограф, интернет и компьютерные игры. Поход в театр остается увлекательным времяпрепровождением и способом отдохнуть от повседневной рутины, соприкоснуться с источником динамического искусства, погрузиться в действие вместе с актерами. Возможно, театр сможет радовать людей творчеством еще пару сотен лет.