Биография
Ценители балета и критики называли Александра Борисовича Годунова уникальным танцовщиком. В нем соединились все три составляющие, которые превращают артиста в звезду: безупречная техника, драматическая выразительность лица и тела, а также актерский талант. В СССР его имя на десятилетия попало в списки предателей родины, а на чужбине невозвращенец не нашел счастья.
Детство и юность
Родился будущий артист балета 28 ноября 1949 года в Южно-Сахалинске в семье инженера-строителя. Родители, Лидия Николаевна Студенцова и Борис Илларионович Годунов-Водуков, познакомились в блокадном Ленинграде. Когда Александру исполнилось три года, они расстались. Мать с двумя сыновьями, первенцем Олегом и Сашей, переехала в Ригу к брату.
В восьмилетнем возрасте Александра отдали в Рижское хореографическое училище. Ему понравилось танцевать, педагоги хвалили воспитанника за удивительную пластику и гибкость. Здесь же он познакомился с Михаилом Барышниковым.
В 1967-м Годунов окончил училище. К тому времени его уже ждал хореограф Игорь Моисеев в ансамбле «Классический балет». В 18 лет талантливый юноша еще обладал невысоким ростом (впоследствии он вытянулся до 192 см), из-за чего мог быть принят только в кордебалет. Так Лидии Николаевне сказал руководитель труппы Александр Лемберг.
В «Классическом балете» Александр Годунов на протяжении четырех лет взаимодействовал с элитой советской сцены. В классах Асафа Мессерера и Александра Руденко он совершенствовал технику. Молодой артист солировал в «Мимолетностях» Касьяна Голейзовского, «Гран-па» Мессерера и «Поэзии чувств» Моисеева. Кроме того, танцевал в «Адажио», поставленном впервые в Советском Союзе Игорем Чернышевым.
Уроженец Южно-Сахалинска гастролировал с коллегами по всему земному шару, однако он грезил о Большом театре. В 1971-м мечта артиста осуществилась, и с легкой руки балетмейстера Юрия Григоровича он стал частью коллектива.
Балетный танцовщик Александр Годунов
На Годунова вскоре обратили внимание именитые примы. Правом выбирать партнера воспользовалась Майя Плисецкая, и Александра ввели на роль Принца в «Лебединое озеро», которое ставил Григорович. Искушенные зрители по достоинству оценили талант артиста.
Он проснулся знаменитым, карьера стремительно развивалась, а в творческой биографии со временем появились образы Хозе в «Кармен-сюите», Альберта в «Жизели» и Солора в «Баядерке».
В Большом театре танцовщика обожали и ненавидели одновременно. Коллеги, партнеры и зрители обожествляли его, а у начальства и служащих компетентных органов он вызывал раздражение независимым характером и «неправильным» поведением на гастролях. Годунов не слушал советов, которые давали в КГБ гастролерам, встречался и разговаривал с теми, с кем запрещалось.
Своенравного и непокорного артиста всегда ждали в Америке и Европе. На постановки с фотографиями Александра на афишах билеты раскупали за месяцы вперед. Бдительным служащим органов такая популярность не нравилась, они видели в нем потенциального невозвращенца.
После того как отказался возвращаться с гастролей в Канаде Барышников, Александру запретили выезжать. Мысль повторить поступок коллеги все чаще посещала артиста — Барышников на Западе купался в лучах славы.
В 1974-м режиссер Маргарита Пилихина сняла фильм-балет «Анна Каренина», где главные роли достались Плисецкой и Александру Годунову. В основу ленты лег одноименный балет Родиона Щедрина, премьера которого прошла на сцене Большого двумя годами ранее. Примечательно, что костюмы для Майи Михайловны смоделировал и сшил сам Пьер Карден.
В 1979-м Григорович доверил Александру партию Тибальда в «Ромео и Джульетте», а на август того же года были запланированы гастроли в Штатах. Танцовщика в списки не включили, но американская сторона поставила ультиматум: или спектакль с Годуновым, или отмена тура. Отказ от выступления мог обернуться немалыми финансовыми потерями, и артиста отпустили в США.
Годунов обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища. На первое время его приютили друзья Иосифа Бродского.
Карьера в США
Вскоре Александр Годунов вышел на сцену Американского театра балета, руководимого Барышниковым. В 1982-м он не стал продлевать контракт, поскольку у него возникли разногласия с Михаилом. Затем создал свою труппу, которую назвал «Годунов и друзья». Спектакли имели огромный успех, и артисты отправлялись со спектаклями в Японию, Аргентину, Израиль и другие страны.
В 1985-м танцовщик ушел со сцены, однако продолжал поддерживать физическую форму. Он занимался в академии Давида Лишина под началом Татьяны Рябушинской, здесь же проводил собственные мастер-классы.
Кроме того, Годунов строил карьеру в американском кино. Голливудский дебют актера состоялся в мелодраме с элементами триллера «Свидетель» с Харрисоном Фордом. Фильм не прошел мимо жюри Американской академии кинематографических искусств и оказался в восьми номинациях на «Оскар», в двух из которых выиграл («Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший монтаж»).
В 1988-м Александр снялся в культовом боевике «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом. Он сыграл второстепенного персонажа Карла. Литературным первоисточником блокбастера стал роман Родерика Торпа «Ничто не вечно», написанный им под впечатлением от кинокартины «Ад в поднебесье».
Спустя два года Годунову достался один из центральных героев, Сигвальдсон, в полнометражном дебюте режиссера Уилларда Кэрролла под названием «Камень викингов». Проект создан по мотивам произведения Марка Роджерса, которое опубликовали ограниченным тиражом.
В 1994-м артист пополнил каст семейной фэнтези-комедии «Норт», экранизации книги Алана Цвайбеля, поставленной Робом Райнером. Компанию на площадке ему составили будущие голливудские звезды, в их числе оказались Элайджа Вуд и Скарлетт Йоханссон. Для десятилетней на тот момент актрисы лента являлась первой работой в большом кинематографе.
Личная жизнь Александра Годунова
В СССР Годунов делил личную жизнь с Людмилой Власовой, примой Большого театра. Жена отказалась оставаться с ним в США — не хотела покидать мать. Самолет с Власовой и труппой, возвращавшейся после гастролей «Ромео и Джульетты» домой, в международном аэропорту имени Джона Кеннеди задержали на три дня.
Сотрудники ФБР потребовали выпустить Людмилу на нейтральную территорию, где она смогла бы принять самостоятельное решение. Артистка отказалась покидать родину. Все это время ее с надеждой ждал Александр. В течение года он пытался уговорить избранницу переехать к нему, но так и не смог. Пара официально расторгла брак в 1982-м через посольство.
Жаклин Биссет
Второй любимой женщиной Александра Годунова стала британская киноактриса Жаклин Биссет. Однако даже на официальных приемах, куда артист приходил с ней, на вопрос о жене он отвечал, что та осталась в Советском Союзе. Творческая пара прожила вместе семь лет, после чего распалась.
Смерть
Сердце 45-летнего танцовщика остановилось 18 мая 1955 года, он умер в своей квартире. Врачи назвали причиной смерти осложнение гепатита, ставшего следствием алкоголизма. Вердикт медиков шокировал родных покойного, которые встречались с ним за месяц до кончины и никаких признаков болезни не заметили.
Прах Годунова после кремации развеяли над Тихим океаном. Эпитафия на могиле артиста в Лос-Анджелесе гласит:
«Его будущее осталось в прошлом».
На Введенском кладбище российской столицы есть кенотаф Александра Годунова с надписью:
«Ты всегда с нами».
Партии
- П. И. Чайковский. «Лебединое озеро»
- Р. Щедрин. «Анна Каренина»
- Ф. Шопен. «Шопениана»
- Ц. Пуни. «Конёк-горбунок»
- Л. Минкус «Дон Кихот»
- А. Адан. «Жизель»
- А. Хачатурян. «Спартак»
- Т. Хренников. «Любовью за любовь»
- С. Прокофьев. «Иван Грозный»
- И. Стравинский. «Весна священная»
- Л. Минкус. «Баядерка»
- С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта»
Фильмография
- 1972 — «Московская фантазия»
- 1985 — «Свидетель»
- 1986 — «Долговая яма»
- 1988 — «Крепкий орешек»
- 1990 — «Камень викингов»
- 1992 — «Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени»
- 1994 — «Норт»
- 1996 — «Зона»
Интересные факты
- Еще до карьеры в Голливуде, в 1978-м, артист снялся в двухсерийном ТВ-мюзикле «31 июня» с Натальей Трубниковой и Владимиром Зельдиным. Премьера экранизации одноименной повести Джона Бойнтона Пристли состоялась под конец года, однако из-за переезда танцора в Штаты картину после этого семь лет не показывали по телевидению.
- По мотивам истории, произошедшей в аэропорту имени Кеннеди, в Союзе в 1985-м вышел фильм «Рейс 222». Правда, вместо представителей балета в сюжет поместили спортсменов.
- Иосиф Бродский в некрологе об Александре Годунове написал, что он «не прижился и умер от одиночества».