Биография
Образ прекрасной принцессы Мелисенты из кинофильма Леонида Квинихидзе «31 июня», вышедшего в далеком 1978 году, восхитил советского зрителя. «Кто эта неземная красавица?» — немедленно возник вопрос. Оказалось, что юная дебютантка — недавняя выпускница хореографического училища при Большом театре Наталья Трубникова. Казалось бы, родилась новая звезда, но судьба распорядилась иначе. Роман с кино у актрисы не сложился, а вот балет, манивший с детства, подарил ей радость самовыражения. Но воспоминания о кинематографе у артистки остались самые теплые.
Детство и юность
Наталья Евгеньевна Трубникова родилась 17 июля 1955 года в Москве. Мать — инженер, отец служил в госснабе, имел два высших экономических образования. Мамины родители — столичные интеллигенты, а предки отца — жители бескрайних волжских просторов.
Наталья стала первенцем семейной пары. Когда ей исполнилось четыре года, родился младший сын Трубниковых, Виктор. И ей, и Вите с раннего детства внушали только одно: чтобы чего-то добиться, нужно много учиться и работать. Поэтому, когда в три года девочка увидела Майю Плисецкую, исполняющую «Умирающего лебедя», поняла: чтобы танцевать так же, надо постараться.
Маленькую Наталью отдали одновременно и в детский сад, и в балетный кружок. Желание девочки танцевать было настолько сильным, что, даже поступив в школу и получив недетскую ношу различных нагрузок (в том числе музыкальную школу), она не оставила хореографию. Занималась в студиях, а потом поступила в хореографическое училище при Большом театре.
«В училище нас начали ставить на пальцы. Ноги — в кровь. Заклеивали раны пленкой от сырого яйца, а сверху — пластырем. Но кровь все равно просачивалась через пуанты. Дома не жаловалась: боялась, что заберут из училища», — до сих пор помнит Наталья Евгеньевна те трудные дни.
Однако изнуряющие занятия, когда артистка сутками стояла у балетного станка, с лихвой компенсировали многочисленные гастроли. В составе труппы юных артистов Трубникова объездила всю Европу: Париж, Марсель, Лион, Монте-Карло, побывала в 65 странах.
Балет
Артистка окончила училище в 1973 году и к этому моменту уже восемь лет танцевала на сцене Большого театра. Наталья была уверена, что сдаст выпускные экзамены на отлично и попадет по распределению на главную сцену страны. Но тут судьба в первый раз внесла свои коррективы в ее биографию: балерине поставили четверку и направили в Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (МАМТ).
В театре Трубниковой пришлось начать с кордебалета, постепенно завоевывая репертуар. Но, в отличие от кинематографа, театр оказался щедрым на драматические роли. Наталья исполняла партии Флер де Лис в «Эсмеральде», Паолы и цыганки Зиты в «Риваресе». Работала с народной артисткой СССР Виолеттой Трофимовной Бовт, с которой готовила три партии: Пахиту, Марью в «Степане Разине», Купаву в «Снегурочке».
Танцовщица снималась в спектаклях знаменитого хореографа Михаила Лавровского «Откровения», «Кафе-квартал», в музыкальном фильме итальянского режиссера Элеоноры Вольпе «Слепые». За годы работы в театре Трубникова получила второе образование — окончила балетмейстерский факультет ГИТИСа.
В 1990-м артистка с мужем основала Русскую школу моделей, в которой помогала девушкам уверенно вести себя на сцене и перед камерой. Позже Наталья Евгеньевна начала сотрудничество с Московским ТЮЗом, куда ее пригласили работать в качестве хореографа-балетмейстера Генриетта Яновская и Кама Гинкас.
Фильмы с Натальей Трубниковой
В середине 70-х Трубникову пригласили в кино. Правда, как танцовщицу, зато сам Марк Захаров. Мэтр снимал тогда свой ставший классикой фильм «12 стульев». Балерина получила роль капитана корабля в сцене, изображающей фантазию Остапа Бендера. И не только сыграла, но и репетировала с Андреем Мироновым, фактически ставя этот танцевальный фрагмент.
Наталья очень вдохновилась этой работой — она ведь давно мечтала о кино и получала предложения еще в пору училища. Борис Бунеев хотел снять ее в драме «Хуторок в степи», Андрей Кончаловский — в мелодраме «Романс о влюбленных». Но Трубникова, будучи от природы очень стеснительной (в сценарии оказались откровенные сцены), отказывалась.
А когда пришли уверенность и профессионализм, приглашать перестали, а если и звали на пробы, то не утверждали. Как потом выяснилось, артисток балета попросту побаивались в смысле их «неблагонадежности»: слишком много балетных осталось за границей во время гастролей. А это означало крах всей картины и судеб задействованных в ней актеров.
Поэтому, когда в 1978 году Наталью пригласил в свою новую киноленту «31 июня» мастер мюзиклов Леонид Квинихидзе, она была уверена, что и этот выстрел будет холостым, тем более что пробовалась на главную роль. Но режиссер отстоял Трубникову, и, как только в театре артистке дали отпуск, она погрузилась в волшебный мир киносъемок.
Наталья предстала в образе Мелисенты — принцессы, живущей в XII столетии. Несмотря на обилие женихов, девушка влюбляется в художника Сэма из XXI века. Злой волшебник утроил им встречу во времени, а потом разлучил. Сэма сыграл невероятно популярный тогда Николай Еременко — младший.
«Мы очень сдружились, постоянно хохмили. Он боялся как раз хореографических сцен, все время повторял: “Мне лишь бы не танцевать, не дай бог!”», — вспоминала тот период Трубникова.
Фильм показали в телеэфире в новогодний вечер 31 декабря 1978 года. А потом надолго запретили: снявшийся в роли придворного музыканта Лемисона артист балета Александр Годунов в 1979-м попросил политического убежища в США.
Посчастливилось Трубниковой сыграть эпизод у Марка Захарова в «Формуле любви», а также присоединиться к актерскому составу в популярной сказке «Тайна Снежной королевы» с Алисой Фрейндлих в главной роли.
В 1988 году Наталья снялась в фильме «Фантазер» по мотивам оперы «Порги и Бесс». А в 90-е фильмографию актрисы украсила роль Кончиты в российско-польско-немецком фильме «Аляска Кид».
В 2020-х Наталья Евгеньевна продолжила работу в театре. Также имя артистки не перестало появляться в СМИ с заголовками о том, как сложилась судьба «принцессы Мелисенты». Трубникова прекрасно выглядит и признается прессе, что продолжает иногда ходить на кастинги, но, как прежде, получает отказы.
Сейчас у Трубниковой низкий голос. Артистка объяснила, что таким он стал не от курения, хотя знаменитость, как и многие балетные, не избавилась от вредной привычки. Просто на одной из репетиций, консультируя исполнителей, Наталья Евгеньевна постеснялась попросить микрофон и выкрикивала замечания прямо из зрительного зала, в результате чего сорвала связки.
Личная жизнь
Стоит ли говорить, что с такой красотой и балетной статью (рост 176 см) актриса не страдала от отсутствия внимания. При всем этом личная жизнь Натальи Евгеньевны не была бурной: отношения с женатыми артистами танцовщица отвергала, а среди холостых никто не нравился так, чтобы крепко влюбиться. Только придя в труппу МАМТ, артистка встретила свою судьбу.
Избранником Трубниковой стал ее партнер Анатолий Кулаков. Они сблизились, начав вместе репетировать в постановке «Прозрение», и к премьере поняли, что влюблены. Кулаков оказался на десять лет старше избранницы, в балет пришел из фигурного катания по совету педагога.
Отец Натальи, к тому времени уже крупный чиновник, был не в восторге от выбора дочери, а мама Анатолия не очень-то жаловала невестку, но артисты поженились и все годы доказывали всем крепость этого брака. Звезды балета во всем поддерживали друг друга. Детей пара завести не смогла.
«Между нами настоящие итальянские страсти — что ни день, то взрыв. Я Рак, стихия воды. Анатолий — Стрелец, стихия огня. То я его заливаю, то он меня испаряет. Но вокруг было столько людей, твердящих, что мы с мужем не подходим друг другу, что у обоих включался характер: нет, мы вам докажем!» — признавалась балерина.
В 2020-м Наталья Евгеньевна стала гостьей программы «Звезды сошлись», где рассказала о жизни вне работы. Оказалось, что среди увлечений артистки — садоводство и забота о кошках. Для пушистых дворовых «подшефных» Трубникова сделала на заказ большой домик с теплыми полами и подогревом. А спустя год поклонники увидели знаменитость в передаче Татьяны Устиновой «Мой герой», в которой вниманию зрителей представили редкие фото танцовщицы.
В 2022 году верного спутника жизни Натальи Трубниковой не стало, она очень тяжело перенесла его уход и на долгое время замкнулась, перестав появляться на публике.
Наталья Трубникова сейчас
В августе 2024-го Наталья Евгеньевна стала героиней программы Бориса Корчевникова «Жизнь и судьба». Поводом для приглашения артистки в эфир стала знаковая дата — 45-летие выхода на экраны ее главной картины — «31 июня». Визит на телевидение стал первым выходом народной любимицы на публику после смерти мужа.
В беседе с ведущим танцовщица поделилась историей, как ей удалось получить свою самую известную роль, вспомнила подробности съемок и историю с кольцом, случившуюся на премьере картины, а также события, случившиеся после скандальной эмиграции Александра Годунова.
Трубникова призналась, что отъезд партнера по фильму повлиял не только на то, что ее перестали утверждать на роли в кинофильмы, но и на ее супруга — он также в одночасье стал невыездным. Справиться с потерей работы в кино артистке помогла занятость на сцене и поддержка мужа — в их совместной творческой жизни было много ярких танцевальных проектов.
Знаменитость поделилась с Корчевниковым и гостями студии подробностями ухода из жизни любимого супруга, с которым прожила в любви и согласии без малого 50 лет, и тем, как ей живется в последние годы и что помогает продолжать любить жизнь.
Фильмография
- 1976 — «12 стульев»
- 1978 — «31 июня»
- 1980 — «Клоун»
- 1981 — «Шляпа»
- 1982 — «Смерть на взлете»
- 1984 — «Формула любви»
- 1986 — «Тайна Снежной королевы»
- 1988 — «Фантазер»
- 1990 — «Музыкальные Игры»
- 1993 — «Аляска Кид»
Интересные факты
- В интервью Наталья Евгеньевна призналась, что занятия балетом в раннем детстве хоть и стали тяжелым испытанием, но дарили ей много счастья, поскольку отменялся обед и дневной сон, которые артистка не любила.
- В молодости, будучи на гастролях в Стране восходящего солнца, Трубникова купила на весь гонорар дорогое кольцо из золота с натуральным жемчугом. Позднее актриса надевала его, снимаясь в фильме «31 июня», так как украшение хорошо гармонировало с платьем Мелисенты. Но на премьере картины камень выпал из оправы — это стало своеобразным знаком тех сложностей, которые ожидали ленту в дальнейшем.
- На съемках номера в «12 стульях» героиня Натальи должна была стать у штурвала, а «японка» и «мулатка» — остаться на вторых ролях. Но Захаров отказался снимать «японку», так как не нашлось котурнов. Трубникова, вспомнив, что дома у нее есть такая обувь, вызвалась привезти. Но, пока артистка ездила, режиссер уже успел отснять эпизод, поставив за штурвал «мулатку».
- Трубникова не поет — знаменитую песню Мелисенты из кинофильма «31 июня» за нее исполнила Татьяна Анциферова.