История персонажа
Евгений Онегин — герой одноименного романа в стихах, созданного Александром Пушкиным. Персонаж стал одним из наиболее ярких, колоритных типажей русской классической литературы. В характере героя сливаются драматические переживания, цинизм, ироническое восприятие мира. Линия взаимоотношений с Татьяной Лариной раскрыла внутренний мир героя, обнажив слабые и сильные стороны дворянина.
История создания персонажа
Русский классик приступил к работе над сочинением в 1823 году, находясь в ссылке в Кишиневе. К тому времени в творчестве Пушкина наметился отход от романтических традиций — автор обратился к реалистической манере письма. В романе описываются события с 1819 по 1825 годы, поздний период правления императора Александра I. Критик Виссарион Белинский назвал пушкинское произведение «энциклопедией русской жизни». Действующие лица стихотворного произведения достоверно изображают социальные слои — дворянство, помещичество, крестьянство, — характерные для начала XIX века, а атмосфера этого времени передана с невероятной точностью.
Работая над созданием романа, автор планировал представить публике образ героя, типичного для светского дворянского общества, современного ему самому. В то же время в истории Евгения можно найти черты, сближающие Онегина с романтическими персонажами, «лишними людьми», потерявшими интерес к жизни, скучающими, подверженными приступам хандры. Александр Пушкин хотел сделать в дальнейшем героя сторонником движения декабристов, но из-за жесткой цензуры оставил эту мысль.
Характеристика главного героя тщательно продумана писателем. Пушкинисты находят в описании характера Онегина черты Александра Чаадаева, Александра Грибоедова и самого автора. Герой стал совокупностью отличительных черт нескольких прототипов и собирательным образом эпохи. Исследователи до сих пор спорят над тем, был ли герой «чужим» и «лишним» человеком в эпохе или являлся праздным мыслителем, весело проживавшим свой век.
Для жанра романа в стихах русский классик выбрал особую строфу, получившую название «онегинской». Также Александр Сергеевич ввел в сочинение лирические отступления на разные темы. Нельзя сказать, что поэт определяет в тексте одну главную мысль — их множество, так как в романе затрагивает множество проблем.
Судьба и образ Евгения Онегина
Александр Сергеевич подробно рассказывает о детских и юношеских годах биографии героя. Онегин — дворянин, родившийся в Петербурге. С детских лет мальчик получает воспитание, характерное для дворянских детей. Ребенка воспитывают приглашенные французские гувернеры madamе, monsieur l'Abbé. Их уроки не отличаются особой строгостью — полученных знаний Евгению вполне хватает, чтобы спустя годы блистать в свете остроумием, демонстрируя «начитанность», манеры, умение поддержать светскую беседу.
Персонаж выступает настоящим франтом, знающим толк в моде. Онегин одевается как английский денди, а в его кабинете имеются «Гребенки, пилочки стальные, /Прямые ножницы, кривые /И щетки тридцати родов /И для ногтей, и для зубов. Иронизируя над самолюбованием героя, рассказчик сравнивает петербургского франта с ветреной Венерой.
Евгений ведет праздный образ жизни, является постоянным гостем на петербургских балах, посещает балеты и спектакли. Юноша окружен вниманием дам, но со временем бесконечные романы, любовь «записных кокеток» начинают тяготить героя, как и весь петербургский свет. Отец Онегина, живя долгами, проматывает состояние. Поэтому письмо от богатого дядюшки, находящегося при смерти и зовущего племянника в деревню, пришедшее к персонажу в разгар хандры, становится возможностью для Онегина попробовать что-то новое в жизни.
В скором времени герой становится наследником дядюшкиного деревенского поместья. Некоторое время все здесь казалось для юноши новым, вдохновляло красотой, но на третий день знакомые виды уже вызывали в Евгении скуку. Соседи-помещики поначалу съезжались к новому хозяину в гости, но после, найдя его холодным и странным, оставили визиты. В ту же пору в деревню прибывает молодой дворянин Владимир Ленский. Учившийся за границей, наполненный вольнолюбивыми речами и имеющий пылкую душу, юноша становится интересен для Онегина.
Разные, словно стихи и проза, молодые люди становятся «от делать нечего» друзьями. Вскоре питерский франт уже скучает в компании юного романтика, речи и идеи которого кажутся смешными. Среди прочего, Владимир делится с другом чувствами к дочери соседа, Ольге Лариной, и предлагает приятелю поехать в гости к Лариным, чтобы представить возлюбленную. Не питая надежд увидеть в доме деревенского помещика что-то интересное, Евгений, тем не менее, соглашается.
Ольга и ее старшая сестра Татьяна вызывают в персонаже противоречивые чувства. По пути домой он делится мыслями с Ленским, удивляясь, что из двух девушек тот выбрал ничем не интересную, кроме красоты, Ольгу. Татьяна Ларина показалась Евгению интересной натурой, не похожей на тех дам, что ранее юноша видел в свете. На саму же Татьяну явление столичного гостя в их доме произвело сильное впечатление. Воспитанная на французских романах неопытная девушка сразу увидела в Евгении своего суженого.
Охваченная сильными чувствами Татьяна пишет герою письмо. Онегин же, имея опыт в любовных делах, решает не играть с девушкой, не обманывать ее чувства, а преподать юной помещице урок. Приехав вновь к Лариным, молодой человек откровенно говорит сестре Ольги о том, что не создан для семейной жизни. Также дворянин советует героине учиться властвовать собою, ведь на его месте мог оказаться нечестный человек: «Не всякий вас, как я, поймет; /К беде неопытность ведет».
Проходит время, Онегин больше не посещает дом Лариных. Приближаются именины Татьяны. Накануне торжества девушка видит странный сон. Ей снится, что в лесу ее настигает медведь. Хищник подхватывает героиню, бесчувственно-покорную, приносит к дому и оставляет на пороге. В доме тем временем идет пир нечисти, а во главе стола восседает сам Евгений. Присутствие девушки становится явным для пирующих гостей — каждый желает завладеть Татьяной. Но вдруг вся нечисть исчезает — Онегин сам ведет Ларину на скамью.
В этот момент в комнату входят Ленский и Ольга — их приход злит героя. Внезапно персонаж достает длинный нож и убивает Владимира. Сон Татьяны становится пророческим — ее именины окрашиваются трагическими событиями. В дом Лариных прибывают местные помещики, сюда же приглашены Ленский с Онегиным. Вскоре должна состояться свадьба поэта с красавицей Ольгой, и молодой герой ждет с нетерпением это событие. Евгений же, видя трепетные взоры Татьяны, раздражается и решает развлечь себя флиртом с младшей сестрой.
Это не остается скрытым от глаз Владимира. Романтик вызывает героя на дуэль и погибает под меткой пулей соперника. Онегин в скором времени покидает деревню и отправляется в путешествие. Через три года молодой человек возвращается в Москву, попадает на бал, где встречает Татьяну. Теперь Ларина — жена генерала, прекрасна и изысканна. Евгений, сам того не ожидая, влюбляется в героиню. События повторяются зеркально — перед читателями письмо Онегина к Татьяне и объяснение с героем, где дама сообщает гостю, что не предаст мужа.
Евгений Онегин в культуре
Пушкинское произведение не раз вдохновляло других творцов. В 1878 году Петр Ильич Чайковский написал одноименную оперу, ставшую одной из самых популярных в мире. Сергей Прокофьев, Родион Щедрин сочинили музыку для спектаклей по мотивам романа в стихах. На экран вышли полнометражные фильмы-экранизации по сюжету «Евгения Онегина». Образ главного героя в разное время успели воплотить актеры Петр Чардынин, Вадим Медведев, Рэйф Файнс и другие артисты.
Популярным событием в театральной сфере стал моноспектакль, главную роль в котором исполнил Дмитрий Дюжев. Актер исполняет отрывки из произведения и монологи Онегина в сопровождении симфонического оркестра. Также сюжет, описанный Александром Сергеевичем Пушкиным в романе, был воспет автором и исполнителем, выступающим под псевдонимом Шура Каретный. Роман в формате доверительной беседы с аудиторией был переведен на 19 языков.
Цитаты
Что может быть на свете хуже / Семьи, где бедная жена /Грустит о недостойном муже.
Я, сколько ни любил бы вас, / Привыкнув, разлюблю тотчас.
Чужой для всех, ничем не связан, / Я думал: вольность и покой / Замена счастью. Боже мой! / Как я ошибся, как наказан...
Библиография
- 1823–1831 — «Евгений Онегин»
Фильмография
- 1911 — «Евгений Онегин»
- 1915 — «Евгений Онегин»
- 1999 — «Онегин» (Великобритания, США)