Эрмитаж — приют отшельника и выставка картин: история музея и другие факты
Факты
24 ноября 2022 г. 6:06
Время чтения: 17 минут

Эрмитаж — приют отшельника и выставка картин: история музея и другие факты

Государственный Эрмитаж – второй по площади музей в мире и главная туристическая достопримечательность Северной столицы России. Архитектурный комплекс, расположенный рядом с Невой и Дворцовой площадью, включает пять зданий, главное из которых – Зимний дворец. Здесь хранится 3,1 млн предметов искусства. Подробнее об Эрмитаже – в материале 24СМИ.

Приют отшельника

Слово «эрмитаж» происходит от французского «жилище отшельника». На латыни eremita означает «люди, живущие в одиночестве». Отшельничество зародилось в раннем христианстве. Люди уходили от суетного мира в леса или горы, где в потаенном убежище посвящали себя молитвам. В XVIII веке это слово использовали аристократы для обозначения уединенных убежищ в собственном парке, где отдыхали во время прогулки, наслаждаясь созерцанием природы.

Музей Эрмитаж начинался как частная коллекция императрицы Екатерины II. Она разместила произведения искусства и библиотеку в павильоне, построенном рядом с Зимним дворцом – Малом Эрмитаже. Во дворце проходили приемы, а в здании рядом было уединенное убежище, где даже стол оборудовали специальными механическими подъемниками, которые поднимали блюда из кухни и принимали посуду. Новшество позволяло императрице и гостям сохранить тайну, не опасаясь, что разговор подслушают слуги.

Зимний дворец (Фото 24СМИ)
Зимний дворец. Фото из личного архива сотрудника 24СМИ

История Эрмитажа от создания до начала XX века

Екатерина II слыла заядлой читательницей, поддерживала переписку с философами, писала пьесы и произведения детской литературы. Развивала науку и руководила одной из первых массовых вакцинаций против оспы. Начиная с 1764 года императрица тратила миллионы рублей на покупку картин старых мастеров и современных художников. За годы ее правления приобретено более 4000 картин, множество статуй и механизмов.

Одна из причин коллекционирования – негласное соревнование между аристократами XVIII века. Дворцы становились центрами научных инноваций, средоточием передовой мысли. Императорская коллекция мирового класса или ее отсутствие давали понять другим, что страна занимает равные позиции, опережает или, наоборот, отстает в культурном и техническом развитии. Накопление предметов искусства в России начал еще Петр I. Екатерина продолжила традицию.

Первая покупка

Первым приобретением Екатерины II стала группа из 317 картин, включая работы Рембрандта и Рубенса, собранная купцом Иоганном Эрнстом Гоцковским. Она состояла из работ фламандских, итальянских и голландских художников. Указ о принятии коллекции в счет долга Гоцковского перед Россией за поставку зерна был подписан 11 февраля 1764 года – теперь это дата основания Эрмитажа.

Первоначальная опись картин не сохранилась. В документах, сопровождавших груз из Пруссии в Россию, говорится о 37 ящиках с полотнами с подробным описанием 227 позиций. Оставшиеся 90 были указаны вместе, так как отправитель не был уверен в их подлинности.

Работы из коллекции Гоцковского, представленные в Эрмитаже:

  • Хендрик Гольциус. «Адам и Ева».
  • Ян Стен. «Гуляки».
  • Якоб Йорданс. «Аллегорический семейный портрет».
  • Рембрандт. «Неверие апостола Фомы».
  • Франс Снейдерс. «Повар у стола с дичью».
  • Франс Халс. «Портрет молодого человека с перчаткой в руке».
Франс Снейдерс. «Повар у стола с дичью». Около 1634-1637 годов. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD_%D0%AD%D1%80%D0%BD%D1%81%D1%82#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Frans_Snyders_-_Cook_at_a_Kitchen_Table_with_Dead_Game.jpg)
Франс Снейдерс. «Повар у стола с дичью». Около 1634–1637 годов / Фото: Wikipedia.org

Считается, что сегодня в Эрмитаже из этой коллекции представлено 96 картин.

Собрание произведений графа Генриха фон Брюля

Брюль не был коллекционером «по разумению». Первый министр Августа III, короля Польского и курфюрста Саксонского, был банально жаден. На собственное содержание Генрих фон Брюль тратил больше, чем на королевский двор. В результате его стяжательства в Семилетнюю войну Саксония вступила с войском из 17 тысяч плохо обученных солдат. Армия потерпела поражение и сдалась, а наместник Саксонии конфисковал имущество Брюля и начал расследование деятельности министра.

Его собрание книг передали в Королевскую библиотеку в Дрездене, а коллекцию из 600 полотен выкупила Екатерина II для своего Эрмитажа. Среди них пейзажи Тициана, городские пейзажи Бернардо Беллотто.

Зал Бернардо Беллотто в здании Зимнего дворца Санкт-Петербургского Эрмитажа (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BE,_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Hermitage_hall_350_-_Bellotto_hall_-_01.jpg)
Зал Бернардо Беллотто в здании Зимнего дворца санкт-петербургского Эрмитажа / Фото: Wikipedia.org

Коллекция Кроза

Коллекция приобретена Екатериной II у наследников Пьера Кроза, финансиста и мецената. В целом виде считалась одной из крупнейших в Европе, уступая только собранию герцога Орлеанского. Кроз ценил рококо. Покровительствовал художникам. В его поместье насчитывалось:

  • до 400 картин, принадлежавших разным школам живописи;
  • собрание из 1382 камней;
  • подборка рисунков и гравюр – до 19 тыс. и 2 тыс. работ соответственно.

Часть коллекции продали на аукционе в 1741 году. Вырученные деньги пошли на благотворительность согласно завещанию мецената. Часть выкупил Дени Дидро по распоряжению Екатерины. В нее вошли:

  • 5 полотен Рафаэля, в т. ч. «Святое семейство»;
  • 10 картин Тициана, в т. ч. «Даная»;
  • 7 полотен Рембрандта;
  • 15 картин Рубенса, в т. ч. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Вакх».

В перечень также вошли работы Микеланджело, Альбрехта Дюрера, Антонио да Корреджо, Антониса ван Дейка.

Покупка вызвала общественный резонанс. Французы возмущались «грабежом» и тем, что лучшие полотна уходят из страны. Для России картины из собрания Крозе стали основой будущей западноевропейской коллекции Эрмитажа.

Зал Рубенса в Эрмитаже(https://en.wikipedia.org/wiki/Hermitage_Museum#/media/File:Eremitage_Interior4,_St._Petersburg,_Russia.jpg)
Зал Рубенса в Эрмитаже / Фото: Wikipedia.org

Коллекция Роберта Уолпола

Британский политик и государственный деятель Роберт Уолпол тратил состояние на покупку произведений искусства. После его смерти часть коллекции приобрела Екатерина II в 1779 году – 204 картины. Среди них портреты ван Дейка, картины Рубенса. Работы итальянских художников:

  • «Суд Париса» и «Сон юного Вакха» Джордано;
  • «Блудный сын» Сальватора Розы.

Работы испанских мастеров, в т. ч. «Распятие Христа» и «Непорочное зачатие» Бартоломе Мурильо. Сегодня в Эрмитаже хранился 126 работ из коллекции Уолпола.

Антонис ван Дейк. "Мадонна с куропатками". 1632 г. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D1%81_%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Anthony_van_Dyck_and_Pauwel_de_Vos_-_Rest_on_the_Flight_into_Egypt_(Madonna_with_Partridges).jpg)
Антонис ван Дейк. «Мадонна с куропатками». 1632 г. Картина из коллекции Уолпола / Фото: Wikipedia.org

Камеи герцога Орлеанского

Последней покупкой, сделанной при жизни императрицы, стала коллекция герцога Орлеанского, состоящая из 1,5 тыс. гемм. Ее приобрели в 1787 году. Сейчас геммы входят в коллекцию «Европейское прикладное искусство» и «Искусство Античного мира» – в зависимости от того, к какому историческому периоду относится их создание.

Екатерина гордилась тем, что создавала среди европейского общества представление о России как о просвещенной стране, в которой ценят искусство. Вот только доступа в частную коллекцию не имели не только крестьяне, но и аристократы. Исключение составили те, кому выдавали специальное императорское разрешение.

Расширение коллекции в XIX веке

В 1815 году собрание пополнилось полотнами, приобретенными у наследников французской императрицы Жозефины Богарне. Император Александр I купил 38 картин, но большинство из них разграбили и вывезли в Кассель во время войны 1812 года. В 1830-х императором приобретены предметы из раскопок греческих и скифских погребений. Среди них скульптуры, драгоценные украшения.

Египетская коллекция создана в 1852-м из статуэток графини Александры Лаваль. Этот год знаменателен в истории Эрмитажа еще и тем, что музей впервые открыли для публики. Первоначальная экспозиция египетских ценностей включала:

  • два черных саркофага (их выставили в центре зала);
  • скульптурную группу правителя Фив с женой и матерью (XIV век до н. э.);
  • статую богини Сехмет (XV век до н. э.).

В 1862-м экспозицию пополнили коллекцией Кастильоне из 900 предметов. Ее приобрели в 1826-м, но до присоединения к Эрмитажу она хранилась в Кунсткамере.

Идея превратить личное собрание произведений искусства в публичный музей принадлежит императору Николаю I. При нем не только приобретали новые произведения искусства, но и задумались над расширением выставочной зоны, чтобы вместить больше. Работы по перепроектированию Старого Эрмитажа велись архитектором Андреем Штакеншнейдером между 1851-м и 1860-м.

В 1861-м у папского правительства приобрели часть коллекции Джана Пьетро Кампаны – вазы, изделия из бронзы, мраморные статуи. В это же время приобрели «Мадонну Литту», которую тогда считали работой Леонардо да Винчи. В 1870-м в Эрмитаж включили «Мадонну Конестабиле» Рафаэля.

В 1885-м Александр III перенес из летнего Екатерининского дворца в Эрмитаж коллекцию оружия и доспехов. Сегодня в собрание входит до 15 000 экспонатов. Кроме отдельных образцов, в коллекцию также включены 4 конные статуи в полной экипировке.

Конные статуи (https://www.flickr.com/photos/erg/48438066476/in/photolist-2gNiKBb-ebeyen-ohXpuq-2jaqxzG-YGE9eb-xVPRtm-2kCrZv5-2aCeyn1-2iVkPbv-F4Q3pM-2gKdmBs-2gNiKHd-caRaMb-o1vhAv-VtLbkF-6EtQyW-HczLcW-2jiFwde-MJUf1q-2gPMt1P-dnGiaq-KHsLyo-2gRVKfK-2iyGycb-o1wooD-29UQDWj-ohZLja-MMUqMB-gq3Yy6-gq4Y6F-UcbG7q-Uf8NUk-LQsBwy-2g3XQsH-MExHrD-LQrMTY-MExDb4-Z2cfWW-Y5egeH-oMVq5R-UcbFqW-2g3XUoz-LQx1b2-otEima-79aYwY-fmzAmy-gq2PZq-Z3GL9f-gq44eG-f35hKo)
Конные статуи / Фото: Flickr.com

Эрмитаж при Советском Союзе

Сразу после революции 1917 года Зимний дворец и Эрмитаж были объявлены государственными музеями. Их ассортимент пополнили предметы из конфискованного имущества дворянских и купеческих семей. Больше всего работ передали из дворца Юсуповых, Александровского, Екатерининского и Строгановского.

В 1920-х начинается период перемещения ценностей между музеями. В коллекцию Эрмитажа передали полотна живописцев XIX века из Академии художеств, а Эрмитаж передал 500 полотен в Центральный музей западного искусства в Москве.

Продажа полотен в 1930-х

В 1928-м в СССР составили список произведений искусства для экспорта. Всего с 1930-го по 1931-й продали 250 полотен, в том числе работы Яна ван Эйка, Рембрандта, Рафаэля, Тициана.

Советское правительство остро нуждалось в иностранной валюте для индустриализации. Поэтому начали распродавать коллекции икон, драгоценностей, мебели, захваченные у русского дворянства. В феврале 1928-го администрации Эрмитажа приказали составить список на сумму не менее 2 млн руб. для вывоза. Наблюдать за процессом назначили агентство «Антиквариат», созданное при Наркомпросе.

Среди первых покупателей:

  • Галуст Гюльбенкян, владелец Иракской нефтяной компании. Сегодня часть его полотен выставлены в Музее Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне;
  • Эндрю Меллон, банкир из США.

В своих мемуарах немецкий артдилер Франц Заценштейн-Маттизен писал, что советское правительство обратилось к нему с просьбой составить список произведений Эрмитажа, которые ни при каких условиях нельзя продавать. Через полгода он был очень удивлен, увидев картины из этого списка в перечне того, что купил Гюльбенкян и продемонстрировал на выставке в Париже. Среди картин были «Благовещение» ван Эйка и «Мадонна Альба» Рафаэля.

Мадонна Альба. Приобретена Николаем I в 1836 г. Продана Эндрю Меллону в 1931 за 1166440 долларов, что стало максимальной суммой, уплаченной за картину в то время. (https://en.wikipedia.org/wiki/Soviet_sale_of_Hermitage_paintings#/media/File:Raphael_-_The_Alba_Madonna_-_Google_Art_Project.jpg)
«Мадонна Альба». Приобретена Николаем I в 1836 г. Продана Эндрю Меллону в 1931-м за 1 166 440 долларов, что стало максимальной суммой, уплаченной за картину в то время / Фото: Wikipedia.org

Метрополитен-музей в Нью-Йорке приобрел «Распятие» ван Эйка и диптих «Страшный суд». Информация о новом приобретении Метрополитен-музея широко освещалась в прессе. Считается, что скандальную распродажу прекратил Иосиф Сталин после того, как в личном письме к вождю заместитель директора Эрмитажа Иосиф Орбели выразил протест против утраты национального достояния. Директора музея уволили.

Вторая мировая война

Чтобы сохранить музейную коллекцию, в начале Великой Отечественной войны ее упаковали в ящики и перевезли на Урал, в Свердловск. В подвалах музея организовали убежища для спасения людей от налетов авиации. В 1941–1945 годах ценности не пострадали, но некоторые требовали реставрации.

После победы экспонаты вернулись на свои места. Коллекцию пополнили работами из музеев Берлина. С 1954-го для этих поступлений создали постоянно действующую выставку. Часть работ по просьбе правительства ГДР вернули на родину в 1958 году.

Постсоветский период Эрмитажа

В октябре 1994-го администрация Эрмитажа официально объявила о наличии картин импрессионистов и постимпрессионистов из немецких частных коллекций. 30 марта 1995-го их представили на выставке в Николаевском зале Зимнего дворца. Всего – 74 картины. Из них 56 – из коллекции промышленника Отто Кребса, а также полотна из собраний Бернхарда Келлера, Отто Герстенберга. Среди них:

Достопримечательности Эрмитажа

В музейный комплекс входят:

  • театр (эрмитажный);
  • императорская зимняя резиденция;
  • Старый (Большой), Новый и Малый Эрмитажи;
  • запасной дом, закрытый для посетителей.

Есть отдельные здания вне комплекса. Среди них – музей фарфора на Императорском фарфоровом заводе, дворец Меншикова, реставрационный центр «Старая деревня».

Величественные здания царских дворцов идеально подходят для демонстрации картин, гобеленов, богатой утвари. Поэтому с момента создания коллекции возникла проблема мышей. Грызуны с удовольствием едят ткани, бумагу, полотна.

Кошки Эрмитажа

Первой эскадрон домашних питомцев завела дочь Петра I, императрица Елизавета. С тех пор при царском дворце, а затем и в Эрмитаже поселились коты. У них есть пресс-секретарь и три смотрителя. Живут хвостатые охранники в музейных подвалах. Обслуживаются собственной кухней и ветлечебницей.

Эрмитажный кот (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%8B#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Hermitage_cat.jpeg)
Эрмитажный кот / Фото: Wikipedia.org

5 фактов об эрмитажных кошках:

  1. Первых кошек привезли из Казани для ловли мышей. Однако во время блокады Ленинграда животные казанской линии погибли, и после войны их сменили беспородные коты.
  2. Эрмитаж запустил программу «усыновления» для кошек. В 2015-м сотрудники музея создали сайт, на котором предлагают заинтересованным людям бездомных животных, прибившихся к Эрмитажу.
  3. В 1960-х котов пытались убрать из музея и заменить на химические средства борьбы с грызунами. Однако крысы запоминают яд с первого раза, передают сообщение другим, и далее популяция обходит отравленные приманки. Администрация признала поражение в битве с грызунами и вернула котов в музей.
  4. 3 июня 2016-го музей зарегистрировал торговый знак «Эрмитажный кот». Это обычное словосочетание, выполненное шрифтом Times New Roman без дополнительных графических элементов. Номер регистрации заявки – 587854. Знак предназначен для использования на сувенирной продукции, товарах для школьников и для животных.
  5. В апреле или мае проводят День эрмитажного кота. Впервые его отметили фестивалем в 1998 году, а с 2005-го праздник стал постоянным. В программе праздника выставка котов, игры и викторины для детей, а также выставка полотен живописцев и современных фотографий, посвященных котам. Часть мероприятий проходят в ЦВЗ «Манеж».
Читайте такжеТот самый барон — Мюнхгаузен вымышленный и реальный: факты о человеке и персонаже

Иорданская лестница

Это первое, что видит посетитель. Главная лестница Зимнего дворца выполнена в стиле барокко. Обитая красным ковром, в окружении мраморных перил, золотых светильников и декора на стенах, она выглядит роскошно. Иорданской лестницу назвали потому, что во время праздника Богоявления напротив в Неве устраивали прорубь – иордань.

Иорданская лестница (https://www.flickr.com/photos/larrywkoester/16109587908/in/photolist-qxxReE-qxzgC9-qxzdmQ-pSLZCB-qxzhoY-qxymDm-qQ49iu-qQ8q5z-qQ4bXh-qQ8vQx-qxxQ7Q-qxF1Qa-qxxSh1-2gc4TJr-2hsBnxU-qrA5V8-2mNbwSc-2hoJBjn-23YkMQt-2hsxHNN-FF3UXR-LZ12Kf-2hhHJkj-Knx9Kg-LS5kf4-5PTWwk-2noFCqw-pFGhGy-2ncMorm-2ncMo5j-2dusyAy-2efdnfk-2cRmPzP-2cRmPDB-2efdnjP-2efdnAR-2efdnEt-2cRmPwT-2efdneD-2cRmNUR-2cRmPAR-2cRmPmT-2cRmP7p-2efdnqF-23CHqgk-qMQDdA-qMQz9J-pTmtWV-qxzhD7-qxEYiM)
Иорданская лестница / Фото: Flickr.com

Античные древности

Большую часть первого этажа Старого и Нового Эрмитажа занимает коллекция артефактов III–V веков:

  • древнегреческая керамика;
  • предметы, найденные на раскопках греческих полисов в Северном Причерноморье;
  • скульптуры.

Скульптура Венеры Таврической – изюминка коллекции. Название получено статуей по Таврическому дворцу Санкт-Петербурга, где она находилась в XVIII–XIX веках. Венера найдена на раскопках в окрестностях Рима в 1718 году. Ранее считалось, что это римская копия с греческого оригинала, но более поздние исследования показали, что статуя – греческий оригинал, датируемый II веком до н. э.

Приобрел Венеру поверенный Петра I в Италии Юрий Кологривов в 1721-м. По воспоминаниям голштинского дворянина Фридриха Вильгельма Берхгольца, царь до того дорожил этой статуей, что «приказывал ставить к ней часового для охранения».

Колыванская ваза, или «царица ваз», – это еще одна достопримечательность, которую демонстрируют в Новом Эрмитаже. Вес – 19 т. Диаметр чаши – 5,04 м, а высота вместе с пьедесталом составляет 2,57 м. Это крупнейшая ваза в мире.

Колыванская ваза (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%B0#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Revnev-Jaspis-Vase_St._Petersburg_Eremitage.JPG)
Колыванская ваза / Фото: Wikipedia.org

Считается, что в 1815 году на Алтае, в каменоломне, рабочие добыли большой кусок яшмы темно-зеленого цвета. В 1820-м из него создали чашу для Александра I. Доставили в Петербург. 4 года строили пьедестал и в 1849 году усилиями 770 рабочих подняли на место. Затем вазу декорировали листьями из бронзы.

Доисторическое искусство

В западном крыле Зимнего дворца размещается коллекция доисторических орудий труда и искусства. Все предметы найдены на территории России и позже на территории СССР. Датируются от времен палеолита до железного века. Среди них:

  • скифское золото;
  • предметы из Пазырыкских курганов;
  • плиты с петроглифами;
  • «палеолитические Венеры».

Итальянский Ренессанс

Работам мастеров Ренессанса посвящены залы первого этажа Нового Эрмитажа. Здесь представлены картины Тициана, Веронезе. Дальше, в восточном крыле, расположены скульптуры, гобелены и итальянская майолика XV–XVI веков.

Бриллиантовая кладовая

Самое насыщенное золотыми украшениями место музея – Бриллиантовая кладовая. До революции так называлась комната, где хранились личные драгоценности царской семьи. После переворота название закрепилось за залами, где выставлены золотые изделия. Среди них:

  • личные вещи членов императорской семьи, табакерки, оружие;
  • предметы роскоши дворян – 5-й зал с аксессуарами XVIII века.
Бриллиантовая кладовая (https://www.flickr.com/photos/erg/48420756941/in/album-72157677845474547/)
Бриллиантовая кладовая / Фото: Flickr.com

Посетить их можно только в составе организованной экскурсии с экскурсоводом. Коронационные и другие ювелирные изделия императорской семьи хранятся в Алмазном фонде Московского кремля. В залах Эрмитажа только бытовые предметы.

Лоджия Рафаэля

Однажды императрица Екатерина II восхитилась галереей папского дворца в Ватикане настолько, что заказала себе такой же интерьер. Она не посещала Ватикан, но увидела галерею на гравюре. Проект воплотил в жизнь в 1780-х архитектор Джакомо Кварнеги. Потолки и стены расписали библейскими сюжетами и украсили барельефами.

Папский дворец украшал Рафаэль с учениками. По легенде, Екатерина даже дала обет построить такую же галерею и разместить в ней копии работ Рафаэля. Лоджия состоит из 3 отсеков, образованных арками. Проемы на наружной стене застеклены из-за сурового петербургского климата. В Ватикане они открыты.

Лоджия Рафаэля (https://www.flickr.com/photos/espinos/4878479847/in/photolist-KHssCU-MwimPJ-eeWtNz-K2TgTX-maNwhk-8r6u6v-7w2Q31-R2ER7t-s5e5t7-JPXuP8-2SEBks-82iqbY-zBTeXw-2aav168-A8QeJa-mPBEt-2hvZ2tt-8r6Bm8-2n4hcVW-vBrfeA-KB1oKY-2j2n2YK-2HsaTv-53YZK-2mEt7Tg-JPLa1J-2nPDqss-2nP8ogA-8V83WL-JPXwnP-cFaodh-aCEorY-8uHyJc-Gdic72-qLRB13-pxi3ts-qP9qbR-qP5gYJ-8qb7i2-8qefvo-8qefM9-LeRoJd-9hzJbq-NXDnV3-6VikHQ-27PnXz1-2hqjX66-GS34eQ-cQCbEy-sLQgwp)
Лоджия Рафаэля / Фото: Flickr.com

Павильонный зал

Это зал, созданный из нескольких кабинетов, в том числе кабинета Екатерины II, зимнего сада и помещения екатерининской столовой. Сформирован в 1858-м. Архитектор – А. Штакеншнейдер.

Главная достопримечательность Павильонного зала – часы-павлин, купленные князем Григорием Потемкиным для Екатерины. Часы спроектированы английским мастером Джеймсом Коксом. На их сборку в Санкт-Петербурге ушло 2 года.

Часы с павлином (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BB#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Peacock_Clock.jpg)
Часы с павлином / Фото: Wikipedia.org

Грозящий Амур

Статуя «Грозящий Амур» работы Фальконе была создана в 1757 году для особняка маркизы де Помпадур. В Эрмитаже выставлена копия работы. В советское время она была предметом шуток об уровне знаний партийных боссов. Амур похож на портрет Владимира Ульянова на октябрятской звездочке. Увидев скульптуру, партийные начальники якобы интересовались, кто и зачем приделал Ленину крылья.

Интересные факты

1. Музей ежегодно посещает около 1 млн человек. В 2021 году – 1 649 443 человека, что ставит Эрмитаж на 7-е место в списке самых посещаемых музеев мира.

2. Площадь – 66 842 кв. м. Эрмитаж занимает вторую строку списка самых больших музеев. Его опережает только парижский Лувр – 72 735 кв. м. На 3-м месте – Национальный музей Китая с площадью 65 000 кв. м.

3. В Зимнем дворце более 1000 комнат, 1900 окон, 117 лестниц.

4. Здесь хранится более 3 млн произведений искусства. Из них:

  • полотна и декоративно-прикладное искусство – 1 012 657 произведений;
  • статуи и предметы с раскопок – 771 897 ед.;
  • монеты – 1 124 919 ед.;
  • оружие – 13 974 ед.

5. Если человек решит уделить каждому предмету 1 минуту своего времени, то ему понадобится 6 лет без сна и обеда. За это время он пройдет 24 км, переходя от одного предмета к другому.

6. Узнаваемый изумрудно-зеленый цвет Зимнего дворца не оригинальный. Каждый император перекрашивал стены в предпочитаемый. Первоначальный оттенок 1700-х годов – бледно-желтый с белым декором. Николай II перекрасил в терракотовый. У Николая I дворец был цвета слоновой кости, а у Павла I – ярко-желтый.

7. Когда петербуржцы хотят подчеркнуть качество выполняемой работы, они сравнивают ее с Эрмитажем. Дословно поговорка звучит: «Если строить, то Эрмитаж».

8. Это единственный музейный комплекс в России, в котором представлены работы Леонардо да Винчи.

9. В Эрмитаже собрана крупнейшая коллекция полотен Рембрандта, не считая коллекции музеев в Нидерландах.

Мифы и легенды

Идея создать Эрмитаж якобы пришла Екатерине II случайно, когда она нашла в кладовке картину «Снятие с креста», и тогда царице захотелось устроить место, где можно наслаждаться созерцанием живописи. Опознать картину из легенды невозможно, так как произведения со снятием Иисуса с креста есть у многих живописцев эпохи Ренессанса.

Атланты перед входом способны исполнять желания. Для этого нужно потереть большой палец правой ноги атланта, ближайшего к Марсову полю. В войну его повредил снаряд, но статуя выстояла. После войны отреставрировали, и трещина не видна. Люди верят, что он приносит счастье и удачу.

Если у человека есть 3 млн предметов, то очевидно, что он не помнит их все «в лицо». По одной из местных легенд, в 1960-е годы музей посетил голландский искусствовед Герберт Хаверкамп-Бегеманн. За одним из шкафов он заметил непонятную простыню. Потянул. «Простыней» оказалась картина «Вакх, Венера и Церера» голландского маньериста Хендрика Гольциуса. С тех пор каждый новый руководитель якобы мечтает найти в запасниках музея знаменитое полотно, ранее считавшееся утерянным.

Одна из легенд связана со статуей богини Сехмет из Египетского зала. По древнеегипетскому мифу, люди перестали приносить богам жертвы. Чтобы отомстить за пренебрежение бог Ра наслал богиню войны Сехмет и не сумел отозвать ее обратно, когда решил, что человечество достаточно наказано. Тогда боги вокруг логова Сехмет разлили красное вино. Львица приняла его за кровь, вылакала, а проспавшись, забыла о грозных планах. Петербуржцы верят, что на коленях Сехмет в полнолуние «красной луны» появляется кровавая лужица, но утром исчезает.

Реальный и виртуальный Эрмитаж сегодня

В 2006 году из музея украли 221 драгоценный предмет. Среди них иконы, изделия из серебра, драгоценности. К краже была причастна одна из работниц, умершая в том же 2006-м. Обвиняемые – ее сын и муж. Они на протяжении 6 лет перепродавали небольшие предметы коллекционерам. О пропаже стало известно потому, что в музее началась инвентаризация. После инцидента президент РФ Владимир Путин распорядился провести внеплановую инвентаризацию во всех российских музеях.

Панорамный вид на площадь перед Зимним дворцом утром. (Фото 24 СМИ)
Панорамный вид на площадь перед Зимним дворцом вечером. Фото из личного архива сотрудника 24СМИ

В 2020 году в период пандемии музей работал в режиме онлайн. Для посетителей создали онлайн-экскурсии. Их просмотрело 10 млн пользователей со всего мира.

Виртуальные экскурсии Эрмитажа доступны на сайте и сейчасгоду. Организованы в виде панорамных снимков, сделанных для каждого этажа и зала. Посетитель выбирает этаж, зал. Щелкнув мышкой по залу, попадает в помещение, где наблюдает предметы, «поворачиваясь» вокруг оси. Изображение можно приблизить или отдалить, но нельзя двигаться из зала в зал щелчком курсора. У экскурсий нет звукового сопровождения, но рядом с объектами появляется значок «информация». Кликнув, посетитель сможет прочитать основные сведения об объекте.году. Организованы в виде панорамных снимков, сделанных для каждого этажа и зала. Посетитель выбирает этаж, зал. Щелкнув мышкой по залу, попадает в помещение, где наблюдает предметы, «поворачиваясь» вокруг оси. Изображение можно приблизить или отдалить, но нельзя двигаться из зала в зал щелчком курсора. У экскурсий нет звукового сопровождения, но рядом с объектами появляется значок «информация». Кликнув, посетитель сможет прочитать основные сведения об объ

Читайте такжеЖелезная дорога Москва — Санкт-Петербург: предпосылки, история создания и значение

Государственный музей «Эрмитаж» находится на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Открыт все дни, кроме понедельника. Вход платный, но есть бесплатный день. Даже несмотря на то, что в залах выставлена только 1/3 коллекции – она слишком обширна. Чтобы не пропустить интересные экспонаты, туристам рекомендуется выбирать экскурсии с лицензированным гидом. Самое удобное время для посещения – утро до 11:00 и до прибытия основных групп туристов. Считается, что в среду и четверг Эрмитаж посещает больше туристических групп, а в выходные – больше петербуржцев.

Читайте также