Биография
Итальянский художник Антонио да Корреджо творил в эпоху Возрождения, его картины хранятся в фондах знаменитых музеев и галерей. Мастер считается предшественником стилей рококо и барокко, акцентировавшихся на эстетическом изображении людей.
Детство и юность
О ранней биографии живописца, крещенного как Антонио Аллегри, в старинных итальянских архивах достоверной информации нет. Известно, что далекие предки жили в населенном пункте Корреджо, там же в конце XV века мастер появился на свет.
По мнению исследователей, людей, подаривших жизнь выдающемуся художнику, уважали в окрестностях Реджо-Эмилия и близлежащих городах. Отец, занимавшийся торговлей в лавке, располагавшейся на местном рынке, благодаря знакомствам и связям был известен в культурных кругах.
О матери Антонио европейскому обществу совсем ничего не известно, предположительно, она вела хозяйство и воспитывала детей. В доме, принадлежавшем семейству, соблюдались традиции и обычаи, по выходным там собиралось общество интеллигентных гостей.
Дядя будущего представителя периода Высокого Возрождения считался автором ряда фресок для храмов и графских дворцов. Мужчина, потерявший наследников, участвовал в жизни племянника и стал первым преподавателем мальчика в конце 1490-х годов.
Родственник, скорее всего, в детстве заметил природные способности подопечного, умевшего видеть композицию еще не написанных картин. Интерес ребенка к произведениям именитых мастеров классицизма не укрылся от зоркого взгляда заботившихся о будущем мужчин.
Отец решился отправить сына в муниципалитет Модена, в мастерской Франческо Бьянки Феррары Антонио стал учеником. Однако из-за смерти наставника, специализировавшегося на алтарной живописи, он не получил квалификацию и вернулся в родительский дом.
Считалось, что после этого да Корреджо уехал в Мантую, там, посещая галереи, он встретил неординарных людей. Живописцы эпохи классицизма Франческо Франсия и Лоренцо Коста повлияли на формирование способа воплощения идей.
В середине 1506 года уроженец итальянской провинции приступил к созданию самостоятельных тематических религиозных картин. Полотно «Поклонение младенца святым Елизавете и Иоанну» впечатлило авторитетных мужчин.
Личная жизнь
О личной жизни Антонио да Корреджо почти ничего не известно, но в официальной биографии остались упоминания о жене. Джиролама Франческа Ди Брагетис стала матерью Помпонио Аллегри, живописца, изобразившего в Пармском соборе Моисея, стоящего на горе.
Ученик Франческо Бьянки Феррары считался состоятельным землевладельцем, богатство досталось ему от родственников, лавочников и купцов. Наследник, в молодости не пожелавший жить и работать в Корреджо, продал родительское имение в середине 1550-х годов.
Живопись
После создания произведений для церкви Сант-Андреа в Мантуе уроженец Корреджо стал известен в итальянских художественных кругах. По контракту он взялся за работу над алтарным образом Мадонны, появившимся в монастыре Святого Франциска в 1510-х годах.
Картина понравилась представителям состоятельного культурного сообщества, и Антонио получил заказ от обеспеченных людей. В Парме он украшал покои благовоспитанных граждан росписями, основанными на сюжетах фресок старинных европейских церквей.
В этот период мастер общался с Микеланджело Ансельми и другими представителями течения, получившего название маньеризм. Отличительными чертами произведений были извилистые линии, утонченная внешняя гармония и неприкрытый эротизм.
В 1520-х годах стиль подвергся изменениям — композиция с пространственными эффектами визуально устремилась вверх. Живописцу, совмещавшему светские жанры с традиционной тематикой церкви, на территории Италии сопутствовал громкий успех.
В Дрезденской галерее хранятся полотна, пронизанные духом народного праздника, искусствоведы отмечали благостный светлый колорит. Грациозные позы на картинах с асимметричным наполнением притягивали внимание к персонажам.
Антонио по праву считался мастером цветосветовых эффектов, талант проявился в масштабной картине «Поклонение пастухов». События сказочной святой ночи наполнены возвышенными эмоциями, символизировавшими живопись барокко начала 1600-х годов.
Для поздних произведений живописца было характерно сочетание чувственных эротических настроений с помыслами о божествах. Воплощение древнеримских мифологических сюжетов было востребовано и популярно в аристократических кругах.
Федерико II Гонгаза заказал полотно «Юпитер и Ио» для украшения загородной виллы, возведенной в короткий срок. Впоследствии художественные произведения о похождениях Громовержца в творчестве да Корреджо составили отдельный оригинальный блок.
Леда, Ганимед и Даная, наряду с библейскими персонажами, были героями коллизий, представленных на уникальных холстах. Вместе с «Венерой, Сатиром и Купидоном» эти выдающиеся произведения до попадания в музей хранились в богатых домах.
Мадонной, Марией Магдалиной и другими женскими образами восхищались Бернардино Гатти и Джорджио Гандини дель Грано. Картины, находящиеся в Лувре и частных европейских коллекциях, иногда мелькали в сценах художественного и документального кино.
Смерть
Пробыв около 10 лет в Парме, Антонио неожиданно вернулся на родину, где в марте 1534 года его настигла смерть от неизвестных причин. На похоронах в окрестностях Корреджо, где создавалась «Мадонна ди Сан-Франческо», присутствовали близкие родственники и ряд неравнодушных мужчин.
Сейчас точное место погребения итальянского живописца неизвестно, но имя его не забыто в просвещенных культурных кругах. Шедевры Антонио повлияли на творчество талантливых итальянцев, заложивших традиции барокко в 1500-х годах.
Картины
- 1510 — «Поклонение младенца святым Елизавете и Иоанну»
- 1510-1515 — «Обручение святой Екатерины»
- 1514 — «Мадонна ди Сан-Франческо»
- 1515 — «Мадонна со святым Франциском»
- 1518 — «Портрет дамы»
- 1528-1530 — «Поклонение пастухов»
- 1530 — «Юпитер и Ио»
- 1530-1532 — «Мадонна со святым Георгием»
- 1531 — «Даная»
- 1532 — «Леда и лебедь»
Интересные факты
- Как большинство итальянских художников, Антонио получил прозвище в честь города, в котором в молодости жил, обучался и творил. В храмах и соборах Корреджо сохранились произведения, обеспечившие сыну торговца достойное место в мире светил.
- В творчестве живописца не обнаружилось ни одного автопортрета, но имеются изображения апостолов и похожих друг на друга мужчин. Искусствоведы предполагали, что Аллегри создавал их перед зеркалом, это кажется правдоподобным по ряду объективных причин.
- В Эрмитаже экспонируется «Портрет дамы» работы да Корреджо, других произведений итальянца в Российской Федерации нет. К счастью, качественные репродукции многочисленных ярких творений можно увидеть в фотоальбомах, выложенных в Интернет.