Александр Скрябин — жизнь и творчество: факты о композиторе
Александр Скрябин – самый необычный русский композитор XX века. В музыке его считают символистом, мистиком, философом, а также новатором. Он экспериментирует с разными стилями и, по сути, придумывает мелодии в теософии Елены Блаватской. Оценивая творчество Скрябина, Большая советская энциклопедия писала, что ни один композитор не получил больше презрения и большей любви, чем он. Главные факты о жизни и творчестве Скрябина – в материале 24СМИ.
Краткая биография
Александр Скрябин родился в Москве 25 декабря 1871 года (6 января 1872-го по новому стилю) в семье статского советника Николая Скрябина и его жены Любови Скрябиной (в девичестве Щетининой). Любовь к музыке мальчик унаследовал от матери. Она училась в Санкт-Петербургской консерватории, в классе музыкального педагога и композитора Теодора Лешетицкого. По воспоминаниям знакомых семьи, Любовь Щетинина была талантливой пианисткой. Она могла бы сделать музыкальную карьеру, если бы не умерла в 22 года от чахотки.
После смерти матери Александр Скрябин воспитывался бабушкой и тетей. В 10 лет его отдали в кадетское училище, а в 11 мальчик написал первые музыкальные произведения. После кадетского училища в 1888 году он поступил в Московскую консерваторию, в класс Сергея Танеева. По окончании учебы Александр Николаевич остался преподавать в качестве профессора консерватории.
В 1894-м состоялся его дебют как пианиста. Он дает концерт в Санкт-Петербурге, в который включает только собственные произведения. Через три года композитор отправляется в первое европейское турне. Тогда же вступает в брак с Верой Исакович. Молодые обвенчались в Нижнем Новгороде, после чего отправились в Европу.
Турне завершилось через год. Скрябины вернулись в Россию. Композитор продолжил преподавать в Московской консерватории. В браке с Исакович появилось четверо детей – дочери Римма, Елена, Мария и сын Лев.
В начале 1900-х годов Александр Скрябин увлекается философией и наукой. Он изучает теории Исаака Ньютона, читает работы Елены Блаватской, следит за событиями, сопровождающими Международный философский конгресс. В 1906-м публикует сборник собственных стихов «Поэма экстаза».
1908 год в жизни композитора ознаменован презентацией новой эстетической концепции Скрябина. Он считает, что гармоничное произведение должно затрагивать как можно больше органов восприятия. Например, звук и цвет. В психологии это явление называется ассоциативной синестезией. Звук можно выразить через цвет, а цвет – через аромат или вкус.
Впервые об ассоциациях между звуком и цветом начали писать в эпоху Возрождения. Скрябин создает цветовой круг, выражающий аккорды, а также цветовую клавиатуру, где:
- до – красный;
- ре – желтый;
- ми – белый;
- фа – коричневый;
- соль – оранжевый;
- ля – зеленый;
- си – синий.
Произведением, в котором соединяются звуки и цвета, становится «Прометей: поэма огня» (Prometheus, Le Poeme de feu). В 1910 году композитор представил эту работу в Нью-Йорке. Так творчество Александра Николаевича Скрябина положило начало таким явлениям, как цветомузыка и световые шоу.
Следующим крупным проектом стала «Мистерия» (Mysterium). Она создается под влиянием теорий Елены Блаватской. Здесь композитор пытается к звуку и цвету добавить другие компоненты: ароматы, пейзаж, архитектуру древнего буддистского храма. «Мистерию» Скрябин планировал поставить в Гималаях. Шоу должно было продлиться в течение 7 дней.
К сожалению, реализовать замысел не удалось. Александр Скрябин умер 14 апреля 1915 года. Причина смерти – инфекция, распространившаяся от небольшого фурункула на губе. К этому моменту Скрябину исполнилось только 43. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Пианино в миниатюре
В детстве у композитора было хобби. Он вырезал из дерева миниатюрные пианино. Бабушка считала, что его поделки – великолепные подарки для гостей, и дарила их всем знакомым.
Трагедии как хобби
Любимые произведения юного Скрябина – трагедии. Биографическая легенда гласит, что большинство персонажей его драм «умирали в третьем акте». Однажды у автора закончились персонажи, о чем он сообщил тетушке Любови Александровне: «Тетя, у меня не осталось персонажей, чтобы продолжать». Биографы нашли этот случай в воспоминаниях тетушки Скрябина.
Композитор-философ
Скрябин – музыкант-символист. В начале карьеры он работает в рамках принятых в России художественных традиций. Изначально русский символизм базировался на западноевропейских традициях, но вскоре принял в Российской империи две разные формы:
- санкт-петербургскую, ориентированную на западное искусство;
- московскую, которая обращается к мистическому прошлому собственной страны.
Александр Скрябин, как и Николай Римский-Корсаков, – представитель второго течения. Римский-Корсаков обращается к сказке. Пишет оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Золотой петушок». Скрябин в собственных изысканиях идет дальше сказки – к дохристианскому периоду, потому что считает, что звук образовался раньше слова. Через звук музыкант может выразить гармонию мира.
Скрябина также считают музыкантом-философом. В 1904 году он участвует в Международном философском конгрессе, где обсуждают работы Анри Бергсона о материи и духе, Иоганна Готлиба Фихте. Но Скрябина больше занимает концепция «сверхчеловека», представленная Фридрихом Ницше. В рамках этой концепции поэт, художник или музыкант может стать пророком, чье творчество окажется сродни божественному откровению и понесет человечеству освобождение через гармонию чувств. Александр Скрябин считает, что он и есть такой «сверхчеловек».
Концепцию такой личности он презентует в композиции «Прометей». Работа представляет собой синтез звука и цвета, дополненный словом и философией. Прометей бросает вызов богам и несет новое знание, которое борется с тем, что существовало до него. Скрябин создает новую тональность, которую называют «мистическим аккордом» или «прометеевым аккордом» – AD#-GC#-F#-B. Он диссонирует основному музыкальному ряду.
Что касается цвета, то исследователи спорят. Одни считают, что в цветовой теории Александр Скрябин опирается на теорию цвета Рудольфа Штайнера, а тот, в свою очередь, опирается на теорию Гете, изданную в 1810 году. Другие считают, что у Скрябина были собственные ассоциации, отличавшиеся от теории Штайнера.
«Прометей: поэма огня»
Скрябин начинает работу над произведением в 1909 году и заканчивает в 1910-м. Кроме новой тональности, он создает клавиатуру с подсветкой. В этом ему помогает инженер-электрик и по совместительству друг композитора. Цвета и дополнительные визуальные эффекты (блестки, молнии) управлялись с клавиатуры. Инструмент разрабатывался специально для премьеры «Прометея» в Нью-Йорке. Сама поэма представляет собой 20-минутный фортепианный концерт, где участвуют симфонист, пианист и органист.
В 1998 году в память о композиторе пьесу поставит в Нью-Йорке Американский симфонический оркестр под управлением Льва Бронштейна. Для выступления создали новый вариант скрябинской клавиатуры.
Скрябин и Блаватская
Творчество символистов тесно связано с эзотерическими концепциями конца XIX века. Главная из них – теория Елены Блаватской о тайных знаниях, Шамбале и стремлении к совершенству. Александр Скрябин знаком с Блаватской и ее «Тайной доктриной». Он увлеченно читает ее учение о семи расах.
Согласно учению, мир движется от золотого века с духовно развитыми существами, состоящими из чистого духа, к веку упадка, где человечество обрело материальное тело, но утратило духовность. В какой-то степени Александр Скрябин считает себя новым пророком, который несет учение о духовности и пытается очистить человечество и вернуть его к «золотому веку». Под воздействием этой мысли Скрябин приступает к созданию главного произведения своей творческой биографии – «Мистерии».
Что же до общего количества произведений, то всего в творческом портфеле композитора появилось:
- 10 сонат;
- 91 прелюдия;
- 26 этюдов;
- 101 пьеса для фортепиано;
- 5 симфоний;
- 2 вальса;
- 1 фортепианный концерт.
Творчество Скрябина в СССР
После революции в СССР исполняли произведения Скрябина, не акцентируя внимание на их эзотерической составляющей. Под музыку композитора советские люди услышали о полете Юрия Гагарина в космос. Советское радио сопроводило информацию исполнением скрябинской «Поэмы экстаза». Так она стала космической темой, сопровождавшей полет и приземление космонавта.
Только в 1930–1940-х годах музыку Александра Скрябина считали несовместимой с соцреализмом. В предвоенном десятилетии ее критиковали за нездоровый эротизм. В качестве доказательств приводили биографию композитора и утверждали, что она (музыка) «стимулирует сексуальное влечение, отвлекая рабочих от выполнения производственного плана».
Связь с футуристами
Футуризм – еще одно течение авангардистского искусства начала XX века. Футуристы отвергали прошлое и воспевали будущее, которое грядет, в том числе индустриализацию и развитие техники. К футуристам относятся поэты Владимир Маяковский и Владимир Луговской, художник Казимир Малевич.
Выразить футуризм через музыку трудно, но Скрябин смог. Он становится одним из первых композиторов, включающих в оркестровую пьесу звучание посторонних предметов. Так, в симфонической пьесе «Икар» у него появляется звук пропеллера самолета. Также биографы приводят высказывания, которые подтверждают приверженность композитора взглядам футуристов. Так, он считает, что катастрофы, войны и революции «сотрясают души людей, делая их открытыми для восприятия новых идей».
Оценка творчества
При жизни Скрябин был больше известен как пианист, а не как композитор. Это связано с неоднозначной оценкой его творчества современниками:
- Леонид Сабанеев: «Скрябина в консерватории не любили за заносчивость, за раннее гениальничание в эпоху, когда никакой гениальности еще не было обнаружено».
- Николай Римский-Корсаков о «Поэме экстаза»: «Уж не сходит ли он с ума на фоне религиозно-эротического помешательства». Ему вторит Александр Глазунов: «Эта пьеса без тени сомнения доказывает, что Скрябин сошел с ума». Сергей Рахманинов: «У него никогда не было ума, чтобы сойти с ума».
В основном подобные высказывания связывают с умением музыканта наживать себе врагов. В одном из исторических анекдотов повествуется о конфликте между Сергеем Дягилевым и Скрябиным. В первом сезоне «Русских балетов» в Париже Дягилев планировал работать с Александром Николаевичем, но они повздорили из-за позднего времени (по мнению Скрябина) для презентации публике его Второй симфонии. Ссора закончилась восклицанием композитора: «Вы позволяете себе так со мной разговаривать! Мы художники. Мы создаем искусство, а вы просто продаете его». После этого случая Дягилев больше не работал с заносчивым музыкантом.
Александр Скрябин удостоился противоречивых оценок для своего творчества при жизни. Сегодня его работы трактуются так же неоднозначно, несмотря на то, что автор считал себя гениальным. Творчество символистов, в том числе Скрябина, давно привлекает внимание психиатров. Их интересует вопрос, действительно ли их творения – признак гениальности или же проявление психических отклонений.