Савва Мамонтов — «московский Медичи», или жизнь ради искусства: факты о судьбе мецената
Известный русский меценат Савва Мамонтов прожил яркую жизнь, наполненную встречами с выдающимися современниками и массой удивительных событий. И пусть финал биографии этого человека оказался печальным, но его имя сегодня упоминается в положительном ключе.
Происхождение
День рождения Мамонтова — 15 октября 1841 года, в отдельных источниках указывается 14-е либо 16-е число. Так или иначе, его родина — Ялуторовск, город в Сибири. Савва стал третьим сыном в семье винного откупщика, люди этой профессии платили налог на спиртное, взамен получая возможность перепродавать его по самостоятельно устанавливаемым ценам.
Детство мальчика прошло на малой родине, а в 8 лет он вместе с семьей переселился в Москву. Здесь Мамонтовы жили вполне благополучно, нужды не испытывали, сыновьям и дочерям давали все необходимое.
Когда Савве было 11 лет, умерла его мать. После этого отец продал дом на Мещанской улице и перебрался на новое место, в особняк на Новой Басманной.
Образование
В XIX веке в купеческой среде считалось достаточным давать детям только домашнее образование. Однако Иван Мамонтов не разделял эту позицию и постарался, чтобы все его шестеро отпрысков попали в гимназии и потом в университеты.
Успехами в учебе Савва не отличался. Он стал студентом Петербургского университета за счет сдачи экзаменов подставным человеком. После столицы быстро перевелся учиться в Москву.
Обучаясь на юрфаке, Савва Мамонтов не стремился сделать карьеру по профессии. Он увлекался иными сферами жизни — входил в политические сообщества, а также регулярно посещал театральную студию.
В 1862 году в Санкт-Петербурге и ряде других городов разразились беспорядки в студенческой среде. В итоге отцу пришлось выслать сына в Баку, чтобы полиция не добралась до студента, подозреваемого в революционной деятельности.
Железная дорога
Мамонтов-старший умер в 1869-м. Отныне управление его делами попало в руки Саввы. Например, он стал владеть торговой компанией, которая занималась строительными материалами. Отдавая себе отчет в том, что несет ответственность за семейное дело, он работал усердно. В итоге удалось не только сохранить нажитое, но и приумножить состояние.
Среди прочего Савве Ивановичу по наследству перешли и ранее приобретенные отцом акции железной дороги. Поначалу он не проявлял к этой сфере особого интереса. Но в 1875-м предприниматель стал инициатором стройки железнодорожной ветки, что привело к появлению нового акционерного общества «Донецкая дорога».
При строительстве не просто прокладывали рельсы, но и возводили вокзальные здания, давали новую жизнь заброшенным станциям, сооружали прочие попутные коммуникации. В итоге получился железнодорожный путь протяженностью 511 км — аналогов по разветвленности эта ветка на тот момент не имела нигде на планете.
Благотворительность
Савва Мамонтов черпал вдохновение из собственных коммерческих достижений. После «Донецкой дороги» он загорелся идеей проложить железнодорожный путь в тундру и заняться освоением новых территорий. Ради привлечения к этой затее внимания Сергея Витте и императора он открыл специальный павильон на выставке, посвященный сокровищам Русского Севера. Составить экспозицию ему помогли живописцы Михаил Врубель и Константин Коровин.
Меценат очень любил оперу, театральное искусство, живопись, лелеял мечту когда-нибудь объединить эти художественные направления в единое целое и охотно тратил финансы на благотворительность. Например, на его деньги ставились спектакли, когда режиссеры не получали в этом поддержки от государства.
Савва Иванович состоял в добрых отношениях с участниками дягилевского кружка «Мир искусства» и выделял деньги для выпуска одноименного журнала. Правда, позже перестал вкладываться в этот проект. Новым его интересом стала газета «Народ», которую он выпускал в сотрудничестве с тезкой — Саввой Морозовым. Впрочем, публика не оценила стараний дуэта благотворителей, и издание закрылось.
Абрамцево
С юности к числу любимых писателей Саввы Ивановича относился Сергей Аксаков. Став богатым предпринимателем, Мамонтов с радостью приобрел имение почившего литератора. Так меценат завладел знаменитым Абрамцевым, превратившимся при нем в гостеприимный дом для десятков выдающихся личностей той поры.
Многие из именитых гостей стали таковыми только при содействии мецената. Мамонтов сделал из дома средоточие современного искусства той поры. В стенах усадьбы художники и литераторы создавали свои нетленки, здесь гостили Иван Тургенев и Николай Гоголь, Илья Репин и Валентин Серов. В Абрамцевском кружке родились десятки шедевров живописи. Наиболее известной картиной стала серовская «Девочка с персиками» — портрет дочери мецената Веры.
Помимо увлечения искусством, Мамонтов заботился и о людях — с его подачи в усадьбе появились школа и больница. Но Абрамцево осталось в истории как центр притяжения творческих людей — туда и сегодня съезжаются отовсюду, чтобы впитать уникальную вдохновляющую атмосферу этого места.
Певческий талант
После того как Савва Мамонтов стал руководить филиалом отцовской компании, он поехал в Италию на стажировку. Там попал в театр «Ла Скала». Увиденное настолько впечатлило его, что молодой человек решил и сам постичь искусство оперного вокала.
В дальнейшем он ходил на все без исключения театральные премьеры, завел знакомства с представителями интеллигенции и деятелями искусств. При этом сам стал хорошо петь — раскрылись природные вокальные способности. Мамонтову повезло исполнить партии баса в паре спектаклей.
«Частная опера»
Со временем Савве Ивановичу пришла в голову идея создать собственную профессиональную сцену. Так появилась его «Частная опера», где артисты исполняли, помимо популярных на тот момент творений Джузеппе Верди или Гаэтано Доницетти, произведения русских композиторов: Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского и пр.
На открытии труппа представила оперу Александра Даргомыжского «Русалка». Публика и критики поначалу отнеслись к постановке прохладно, называя представление любительским капризом богатея. Но уже со второго сезона мнение переменилось — после показа творения Римского-Корсакова «Снегурочка» о «Частной опере» заговорили в столице и за ее пределами.
В своем театре он занимался и творческими замыслами, и сооружением декораций, и репетициями. Но главное — управлял финансами. На позицию дирижера пригласил Сергея Рахманинова. Отвечая за подбор актеров, меценат дал дорогу талантам, в их числе Федор Шаляпин.
По сути, Мамонтов совершил в стране культурную революцию. Прежде всего это касалось театральных декораций — если раньше сцену оформляли простыми макетами ремесленников, то теперь к их созданию привлекались лучшие живописцы.
Архитектура
Исследователи сходятся во мнении, что отдельные идеи Мамонтова опережали время, поэтому не находили отклика у окружающих. Так произошло, например, с его архитектурным замыслом. Суть в том, что он задумался о принципах городской комплексной застройки почти за век до того, как она нашла признание.
В конце XIX века вместе с компаньонами Савва Иванович арендовал московский квартал под застройку — собирался возвести на этом месте многофункциональный комплекс. По его задумке внутри предполагалось открыть гостиницу, рестораны, выставочные залы, спортплощадки и пр.
Полностью реализовать смелую идею не удалось по финансовым причинам, однако открытие здания в Москве все-таки состоялось. Речь идет о гостинице «Метрополь». Сооружение, задуманное как манифест новых веяний в искусстве, оказался ярчайшим городским объектом в стиле модерн. Правда, создателям оно не принесло творческого удовлетворения.
Черты характера
Знатоки биографии Саввы утверждают, что сложно дать однозначную оценку его характеру. Очевидно, что это легкий во взглядах на жизнь увлекающийся человек, способный мгновенно загореться той или иной идеей. Но настолько же быстро он иногда и остывал.
Мамонтова привлекали свежие грандиозные идеи, новые направления в деятельности, манили умные люди. Меценат умел собрать вокруг себя таланты, реализовать изначально кажущуюся нереальной задумку, воплотить громадный промышленный проект. При этом он никогда не делил области собственной деятельности на первостепенные и вторичные, везде оставаясь профессиональным.
Ряд затей предпринимателя казались окружающим проявлением сумасбродства. К примеру, начинания в сфере искусства оценивались как безумство. Самого же Савву при этом многие считали шутом, бесящимся с жиру толстосумом.
Женщины и дети
Единственная официальная жена Мамонтова — Елизавета Сапожникова, с которой он познакомился в период заграничной стажировки. Избранница принадлежала обеспеченной семье, приходясь дочерью богатому торговцу шелками.
Пара получилась образцовая — по тогдашней традиции, сошлись «капитал к капиталу». В союзе появилось пятеро детей, которым поочередно давали имена так, чтобы из инициалов сложилось имя отца. Но семейная жизнь счастливой оставалась недолго.
Вскоре распространились слухи, что Савва Мамонтов обзавелся любовницей — актрисой Татьяной Любатович. Сплетни дошли до ушей Елизаветы и остальных членов семейства, которых новость ошеломила. Супруга потом так и не смогла простить ветреного мужа — они не общались, последние годы жизни меценат провел у дочери. А потом ему пришлось испытать череду потерь.
Помимо разорения, на Мамонтова свалился развал семьи, разочарование в любви и смерть детей — со временем в живых остались трое из них. А также выжил внук, после революции он уехал за границу. Уже своего сына потомок мецената назвал в честь деда Саввой.
Обвинение во взяточничестве
Савва Мамонтов вынашивал грандиозные планы по строительству дорог между Петербургом и Вяткой, от Ташкента до Томска. Но когда его идеи не нашли поддержки, предприниматель пошел на риск, позаимствовав деньги из кассы на прокладку Ярославской железнодорожной ветки. Вслед за этим нагрянула проверка.
Сергей Витте инициировал комиссию, которая обнаружила нарушение. В итоге Мамонтов оказался за решеткой, поскольку получил обвинение в незаконном присвоении чрезмерной суммы. Пока он сидел под стражей, акции его упали в цене, а недвижимость и предприятия продали за копейки. И только благодаря защите общества меценат вышел на свободу.
Оправдание и забвение
Предпринимателя вместе с остальными обвиняемыми по делу оправдали, но иск на возмещение миллионов рублей пришлось удовлетворить. Распродав все, Мамонтов оставил себе только маленькую керамическую фабрику.
Защитой в суде занимался адвокат Федор Плевако. Он сумел доказать, что действия Мамонтова носили бескорыстный характер.
Это судебное дело стало результатом давления государственной машины — она без раздумий сломала московского купца, который никогда даже не интересовался политикой. Выйдя на свободу, он оказался разорен, а о его недавних заслугах вскоре все благополучно позабыли.
Незамеченная смерть
Савва Иванович не пытался восстановить прежнюю славу, теперь его редко видели среди людей, старик превратился в нелюдимого затворника. Основное время он проводил в мастерской, где занимался изготовлением майолики.
Предприниматель умер 6 апреля 1918 года. Он дожил до 76 лет, причиной смерти стала пневмония. Мецената похоронили в Абрамцеве, у Спасской церкви.
Факт смерти благотворителя прошел незаметно, помимо прочего, сказалась недавно грянувшая Октябрьская революция. На могилу забытого предпринимателя положили только 4 венка, а памятника там нет и по сей день.
Критика
Современники оценивали деятельность Мамонтова по-разному. Одни восхищались, другие презирали чудаковатого купца и наотрез отказывались признавать его заслуги перед обществом и страной. Отдельные критики посмеивались над его покровительством служителям муз и тягой проявлять себя в различных сферах искусства.
Многим не давали покоя его дела в железнодорожной сфере. А когда магната постиг крах, злые языки и вовсе ощутили прилив вдохновения. Судачить о растраченных суммах принялись все — от газетчиков до бесконечно далеких от экономики обывателей.
С наступлением Первой мировой войны результаты деяний Мамонтова переоценили. Вчерашним злопыхателям пришлось признать, что недавно именуемые убыточными построенные им железные дороги оказались чуть ли не единственными артериями, по которым Россия получала ресурсы.
После 1917-го отношение к купцу вновь перевернулось. При оценке процессов становления государственной транспортной сети Мамонтова стали выставлять как эксплуататора. И только в послевоенные 1940-е годы о нем перестали говорить в негативном ключе. В СССР начали организовывать в его честь мероприятия, в печати выходили книги о меценате. К Савве Ивановичу, как и к остальным филантропам, постоянно рос интерес. А сегодня его и вовсе называют родоначальником благотворительного российского движения.
В памяти и культуре
Исследователи истории жизни Мамонтова называют его «отцом» российской театральной и оперной школы. Имя этого деятеля давно стало нарицательным, когда речь заходит о благотворительности. Память о нем и его немалом вкладе в культуру жива.
В литературе жизнеописанием мецената озаботился писатель Владислав Бахревский, в кинематографе о промышленнике сняли целый сериал. На малой родине предпринимателя, рядом с местной школой искусств, красуется бюст Мамонтова, а также памятники ему открыты в Ярославле и Сергиевом Посаде — фото последнего представлено выше.
Для современников Савва Мамонтов был «Великолепным» и «московским Медичи». Прозвище в честь флорентийского правителя он заработал благодаря своей любви к искусству. А также еще при жизни многие высоко ценили его успехи в деяниях на благо государства. Любопытно, что при этом споры об истинном лице мецената не прекращаются и сегодня — историки дискутируют, являлся ли он типичным представителем эпохи или самородком.