«Русские сезоны» Дягилева — искусство на экспорт
Факты
4 апреля 2023 г. 19:35
Время чтения: 14 минут

«Русские сезоны» Дягилева — искусство на экспорт

Сергей Дягилев – легенда мирового балета. Амбициозный импресарио последовал за своим художественным чутьем и взрастил поколение артистов, которое оказало серьезное влияние на развитие танцевального искусства. До Дягилева балет ассоциировался с Италией и Францией. Театральный деятель привнес в него частицу русской души. Сергей Павлович словно «прорубил окно» в Россию для европейских ценителей оперы и балета. Подробнее о том, как создавались «Русские сезоны» Дягилева и какое культурное наследие оставил проект, – в материале 24СМИ.

Сергей Дягилев и его новаторская идея

Театральный деятель родился 31 марта 1872 года, а ровно через пять месяцев на свет появилась балерина Матильда Кшесинская. На один день старше Сергея была уроженка Петербурга Мизия Серт. Дягилев рос в знатной, но провинциальной семье. В 18 лет парень перебрался из Перми в Санкт-Петербург, где собирался изучать право.

Юношу должен был встречать двоюродный брат Дмитрий Философов, но родственника не было в городе, поэтому нового жителя города на Неве приветствовали друзья последнего, среди которых был Александр Бенуа. Молодые петербургские эстеты и интеллектуалы без интереса приняли Сергея в свой круг, относились к нему с легкой иронией и смотрели свысока. Взгляды и суждения об искусстве у Дягилева были примитивны, поэтому новые товарищи не считали его интересным собеседником.

В Петербурге перед юношей открылся ряд возможностей. Молодой человек посещал театры, выставки, занимался вокалом. Провинциал буквально бредил о карьере артиста, мечтал блистать на сцене и восхищать петербургскую интеллигенцию. Дягилев отказался от отцовского плана и решил исполнить детскую мечту – стать композитором. Юноша брал уроки у Николая Римского-Корсакова. Но мэтр прямо сказал Дягилеву, что создателем музыки тому не быть. Сергей взбесился и дерзко заявил наставнику: «Вы еще увидите, кто из нас будет более знаменит!»

Кстати, пытаясь проявить себя, будущий импресарио даже сочинил любительскую оперу. В этой постановке «Бориса Годунова», на премьеру которой им были приглашены многие знакомые, себе Дягилев отвел партию Лжедмитрия. Впрочем, публика исполнение не оценила и, как впоследствии указывал сам Сергей Павлович, сделала это оправданно. Поскольку, по собственным словам антрепренера, в тот момент он обладал голосом сколь сильным, столь и противным.

Следующей главой в жизни стало увлечение изобразительным искусством. Молодой человек путешествовал по Европе, посещая выставки и мастерские художников. В этот период раскрылись организаторские способности Дягилева. В 1897-м Сергей устроил выставку немецких и английских акварелистов. С Александром Бенуа россиянин основал творческое объединение художников «Мир искусства» и журнал с таким же названием.

На рубеже веков, когда Дягилеву исполнилось 27 лет, он стал чиновником по особым поручениям при директоре Императорских театров. Сергей занимал должность 3 года, до конфликта с начальником, которого назвал «слабым и бесхарактерным», предложив руководителю уволиться. Но за короткий промежуток времени Дягилев обзавелся полезными знакомствами. Среди них была фаворитка цесаревича Николая Матильда Кшесинская. Бенуа был поражен тому, как Дягилев изменился за 10 лет: модно одевался, коллекционировал ценные вещи и поднаторел в вопросах искусства.

Дягилев много общался с Кшесинской, провожал ее домой после спектаклей. Балерина свела друга с князем Владимиром и великим князем Андреем. Тогда Сергея четко осознал: талант – полдела, важны еще деньги и связи.

Дягилев носил петровские усы и не скрывал, что его кумиром является Петр Великий. Подобно императору Сергей задумал грандиозный проект – экспансию русского искусства в Европу, которую начал с Парижа.

«Русские сезоны» — опера для зарубежья

В 1906 году Дягилев устроил в парижском Большом дворце выставку, посвященную двум столетиям русской живописи и скульптуры. Организатор хотел поразить французов, поэтому привез иконы, работы русских живописцев-классиков и современных авторов. Местные ценители прекрасного были в восторге.

Начало было положено, и на этой волне Дягилев через год привез в Париж русских музыкантов: Александра Скрябина, Сергея Рахманинова, Александра Глазунова. Был в этом списке и Римский-Корсаков. В Париже благодаря Дягилеву впервые побывал Федор Шаляпин, который впоследствии переехал в столицу Франции.

В 1908 году в Гранд-опере французам представили постановку «Борис Годунов» с Шаляпиным в главной роли. Парижский бомонд рукоплескал. На один из спектаклей пришла Мися Серт, которая сыграла важную роль в жизни Дягилева. Мися, как и Сергей, не смогла построить музыкальную карьеру, но страстно любила искусство и обладала безупречным вкусом. Серт представили организатора спектакля, с которым богатая парижанка, рожденная в России, проболтала до рассвета в ресторане.

Постановка понравилась Мисе, поэтому она скупила все оставшиеся билеты, чтобы Сергей не сомневался в коммерческом успехе и снова вернулся во Францию. Дягилев и не собирался останавливаться. Импресарио не ставил финансовый вопрос на первое место. Антрепренер в первую очередь стремился создать уникальный спектакль, вызвать бурные обсуждения и восторг публики.

Русский балет Сергея Дягилева — новый формат

За художниками и музыкантами настал черед балета. Дягилев снова решил сделать все, чтобы удивить французскую публику. Однако накануне поездки импресарио повздорил с Кшесинской. Сергей предложил балерине второстепенную роль, что задело самолюбие танцовщицы. Разногласия с Матильдой случились некстати. После ухода Кшесинской прервался денежный поток: царский двор отказался предоставлять средства на новую поездку.

Первый успех

Весной 1909 года афиши работы Валентина Серова с летящим силуэтом Анны Павловой украшали парижские улицы. В середине XIX века на набережной Сены, на месте снесенной тюрьмы, появился театр «Шатле» на 2,5 тыс. зрителей. Именно сюда в мае 1909-го приехали артисты из России. Дягилев был перфекционистом, поэтому обновил помещение, переменил кресла, придал помпезности и роскоши. Импресарио переделал театр не только в плане интерьера. Сменилась и публика: мелких буржуа, шуршащих конфетными обертками, заменили меценаты, богема, пресса.

Первым балетом, представленным парижанам, стал «Павильон Армиды». На сцене волшебно расцветали парки Версаля, представала Франция во всем блеске и великолепии. Дягилев стремился не только вызвать восторг, но и польстить французам. В итоге премьера имела оглушительный успех.

Анна Павлова и Вацлав Нижинский в балете и Тамара Карсавина в роли Армиды
Анна Павлова и Вацлав Нижинский в паре и Тамара Карсавина в роли Армиды / Коллаж: wikimedia.org

Следом на парижан обрушились полчища диких половцев в постановке «Половецкие пляски». В балете «Сильфида» вокруг юноши-романтика в исполнении Вацлава Нижинского кружили неземные сильфиды – Анна Павлова и Тамара Карсавина. Нижинский стал звездой и фаворитом Дягилева, что не понравилось Павловой. Балерина покинула труппу и основала свою антрепризу. «Русские сезоны» Дягилева произвели фурор, но доходы были несравненно ниже вложенных средств.

Новый спонсор

Салон Миси Серт превратился в штаб-квартиру дягилевского проекта. Бухгалтерские отчеты заставляли Сергея нервничать, но с помощью богатой парижанки удалось погасить долги. Решив финансовый вопрос, Дягилев начал подготовку к 1910 году. Для импресарио было важно удержаться на олимпе искусства.

Опера Гарнье стала местом, где русские артисты представили зарубежной публике балет «Жар-птица». Французы стали поклонниками не только русского искусства, но и почитателями гения Дягилева. В честь Сергея Павловича назвали площадь в Париже.

Ида Рубинштейн, Вера и Михаил Фокины
Ида Рубинштейн, Вера и Михаил Фокины в костюмах балета «Шахерезада» / Коллаж: wikimedia.org

Грандиозный успех имела «Шахерезада». После премьеры салоны французской столицы сошли с ума. Все хозяева пространств для светских бесед пытались воссоздать атмосферу восточного гарема: украшали интерьер низкими диванами с подушками, а женщины носили шаровары и тюрбаны.

Собственная труппа

20 лет Дягилеву понадобилось, чтобы превратиться из провинциала в человека, который определял парижский вкус. В начале 1911 года импресарио подписал контракт о создании собственной труппы «Русские балеты Дягилева». Театральный деятель чувствовал себя художником, красками которого были танцовщики, хореографы, декораторы, композиторы. Дягилев, словно фокусник, продумывал новый трюк. В 1910-м импресарио показал французам русскую сказку, а в следующем году продемонстрировал русскую жизнь и душу.

Главной постановкой сезона стал балет «Петрушка». Нижинский исполнил главную роль и перевоплотился в трагическую фигуру – «маленького человека», о котором в XIX веке писала большая русская литература. С этого момента труппа Дягилева гастролировала по Европе: Монте-Карло, Рим, Будапешт, Дрезден. Импресарио чувствовал, что успех есть, но стал упрекать авторов в самоповторах.

Сергей стремился к тому, чтобы каждая постановка была событием, заставляла публику рукоплескать и обсуждать. Михаил Фокин парировал нападки Дягилева: «Какая может быть искренность и глубина чувств, если все подчинено одному принципу: делать странно, необычно, наоборот».

Южноамериканские гастроли

В парижском салоне Серт никогда не было скучно. Вокруг ценительницы искусства роилась артистическая элита – настоящая коллекция талантов: Огюст Ренуар, Пабло Пикассо, Жан Кокто, Морис Равель, Клод Дебюсси. Марсель Пруст писал Серт письма, но Мися, не читая, складывала их в коробку.

Однажды к благотворительнице пришел Дягилев, который объявил о предложении привезти русских артистов в Южную Америку. Сергей отправил подопечных в Западное полушарие, но сам не рискнул пересекать Атлантический океан – в молодости цыганка нагадала импресарио, что тот умрет на воде.

Пока артисты покоряли южноамериканскую публику, Дягилев и Серт обосновались в Венеции, где продумывали репертуар на 1914 год. Мися музицировала на рояле, а Сергей играл с зонтом – то раскрывал, то закрывал. Серт одернула друга, напомнив, что это дурная примета. Суеверный Дягилев побледнел и отложил зонт в сторону. В дверь раздался стук – принесли телеграмму от слуги Василия, который писал из Южной Америки. Оказалось, что Нижинский женился на венгерской актрисе Ромуле Пульской. Дягилев, у которого с танцовщиком имелась любовная связь, в бешенстве разнес мебель в гостиничном номере, а затем разорвал дружеские и деловые отношения с Нижинским.

Читайте такжеСергей Дягилев — знаменитый «поставщик» русского искусства: факты о прославленном импресарио

Авангардистский эксперимент

В 1917 году Дягилев приехал в Париж, где готовился удивить публику новой постановкой. На настроения в обществе сильно влияла Первая мировая война. Творческий триумвират Жана Кокто, Пабло Пикассо и Леонида Мясина, который был новым фаворитом Дягилева, создал авангардный балет «Парад» на музыку Эрика Сати.

Балет «Парад». Костюмы менеджеров (американец и француз) работы Пикассо
Балет «Парад». Костюмы менеджеров (американец и француз) работы Пикассо / Фото: wikimedia.org

Премьера в «Шатле» закончилась скандалом. Французы заявили, что «психованный композитор» Сати и «геометрический мазила и пачкун» Пикассо испортили репутацию русского балета.

Коко Шанель

Дягилев жил на широкую ногу, модно одевался и обедал в дорогих ресторанах, но не был богачом. Импресарио тратил на постановки больше, чем приносили продажи билетов. Финансовое обеспечение лежало на плечах Серт, которая дружила с Коко Шанель.

Модельер следила за деятельностью Дягилева и разделяла его рвение. Шанель выписала Сергею чек на 300 тыс. франков. Кроме того, предпринимательница придумала костюмы для балета «Голубой экспресс», который был впервые поставлен в 1924 году.

Последний сезон

Весной и летом 1929 года труппа Дягилева выступила в Монте-Карло и Париже, где состоялись премьеры балетов «Бал», «Блудный сын», «Лиса». Последнюю еще в 1922-м ставила Бронислава Нижинская, но Дягилев поручил новому фавориту Сержу Лифарю обновить хореографию. В июле артисты побывали в Лондоне, а затем отправились на гастроли в Венецию, где в августе Дягилев умер.

Композиторы, хореографы и декораторы

Стратегом и руководителем творческих центурий был Дягилев. Под его началом находились уникальные художники, чьи работы заставляли восхищаться всю Европу. Друг молодости Александр Бенуа занимался оформлением «Павильона Армиды», «Сильфиды», «Петрушки», «Лебединого озера». Гениальный Николай Рерих был художником «Половецких плясок» и «Весны священной». Лев Бакст создавал костюмы для «Пира», «Клеопатры», «Карнавала», «Призрака розы» и десятка других постановок. Созданные Бакстом костюмы для «Шахерезады» купил парижский музей, а в прессе долго обсуждали великолепное оформление сцены.

В «Половецких плясках» Дягилев создал уникальный союз из хореографии Михаила Фокина и декораций Рериха, которые были связаны музыкой Александра Бородина. Дягилев ценил талант постановщика Фокина, поэтому после оглушительного успеха «Павильона Армиды» и «Половецких плясок» заказал хореографу еще три балета.

Однако Сергей Павлович не достиг бы высот, если бы полагался только на проторенные тропы. Импресарио не был чужд риск и легкий азарт, сдабриваемый любовью к искусству. Антрепренер открыл миру имя Игоря Стравинского, который до создания «Жар-птицы» был малоизвестным композитором. В музыкальных кругах засияло имя Сергея Прокофьева, который написал для «Русских сезонов» балет «Шут» на тему русских сказок. Из плеяды композиторов выделялся Николай Черепнин, который создал музыку для «Павильона Армиды» и «Нарцисса».

Дягилев увидел в 20-летнем хореографе Георгии Баланчивадзе недюжинный талант и не прогадал. Уроженец Петербурга взял имя Джордж Баланчин и отвечал за хореографию в постановках «Песнь соловья», «Пастораль», «Чертик из табакерки», «Бал», «Боги-попрошайки». Баланчин ставил «Блудного сына» – последний балет, который видел Дягилев.

Звезды русского антрепренера

Настоящей «преторианской гвардией» Дягилева были танцоры, которые приковывали взоры публики к четким и выверенным движениям. Медленный, но временами резкий Фавн в исполнении Нижинского сделал артиста еще более известным, чем роль раба Армиды. Танцор пользовался популярностью, пробовал свои силы в хореографии и не получал за работу привычные для всех артистов гонорары.

Все расходы Вацлава покрывал импресарио, которому юноша не был безразличен. Однако, впав в немилость, Нижинский лишился денег, подорвал психическое здоровье и в итоге оказался в психиатрической лечебнице с шизофренией.

Нижинский и Дягилев
Нижинский и Дягилев / Фото: wikimedia.org

Дягилев переманил в свою труппу Тамару Карсавину и Веру Каралли, которые блистали на сценах Императорских театров. Импресарио рассчитывал на долгие и плодотворные отношения с Павловой, но балерина ревновала к Нижинскому.

Леонид Мясин под началом Дягилева покорил европейские сцены, сотрудничал с Пикассо и пробовал свои силы в хореографии. Однако и это сотрудничество прервалось, что вызвало сильную обиду импресарио. На смену Мясину пришел третий фаворит Сергея Павловича – Серж Лифарь, который блистал на дягилевской сцене с 1925 года.

После смерти импресарио

Вдохновитель и основатель «Русских сезонов» умер 19 августа 1929 года в Венеции. Дягилев был суеверным человеком, помнил о пророчестве цыганки, но к итальянскому городу на воде относился спокойно и с любовью. Смерть театрального деятеля ускорил обострившийся сахарный диабет, который развился у него в начале 1920-х на фоне постоянных стрессов. В момент обострения у Дягилева случился инсульт, который и стал причиной смерти импресарио.

После кончины 57-летнего основателя «Русские сезоны» прекратили свое существование. Труппа распалась. Каждый подопечный Дягилева попытался найти свое место в мире искусства. Баланчин перебрался в США, где реформировал американский балет. Мясин с бывшим офицером Василием Воскресенским основал «Русский балет Монте-Карло». Труппа сохранила дягилевский репертуар и унаследовала традиции «Сезонов». Лифарь остался в Париже, где выступал в Гранд-опере и возглавлял балетную труппу. Серж внес значительный вклад в развитие французского балета.

Культурное наследие проекта Сергея Дягилева

Русский импресарио совершил настоящее вторжение в мир европейского искусства. Дягилев начал атаку с изобразительного искусства и музыки, а затем объединил эти направления под оберткой балета. Правительство Франции хотело наградить Дягилева орденом Почетного легиона, но тот отказался: «Еще не время». Такое решение французские власти приняли после выставки художников. Организатор заявил, что успех проекта основан на картинах Бакста. В итоге именно этот художник стал обладателем почетной награды.

Затевая экспансию в Европу, Дягилев рассчитывал познакомить другие страны с русским искусством. Импресарио не только добился поставленной цели, но и открыл новые имена, которые впоследствии сформировали целое поколение артистов, повлиявших на мировую балетную сцену. Труппа Дягилева распалась, но эти осколки разлетелись и приземлились в разных уголках Европы, а некоторые долетели до США. Там их талант и навыки оказались востребованы.

Дягилев был противником коммунизма, но искал компромиссы, чтобы вернуться в Россию и представить советской публике свою труппу. Однако договориться с большевиками не удалось. Когда братьев Сергея Павловича репрессировали, он окончательно распрощался с мыслью о возвращении домой. В 2022 году исполнилось 150 лет со дня рождения антрепренера. По этому случаю в октябре открыли выставку в Третьяковке, которая проходила до 12 марта 2023 года.

Скандалы и курьезы

Мися Серт спасала Дягилева не только деньгами, что обеспечивало проведение сезонов, но и знакомила с нужными людьми. Светская львица познакомила импресарио с Дебюсси, который взялся за создание балета «Послеполуденный отдых фавна». Над хореографией работал Нижинский, который исполнял главную роль.

Для сочинения танца на 10 минут артисту понадобилось 90 репетиций. Премьера прошла в «Шатле» и закончилась скандалом. В прессе героя охарактеризовали как существо, которое «не знает стыда, чьи движения гнусны, а жесты грубы и непристойны». Критики подчеркнули, что «достойный уважения зритель» никогда не будет восхищаться Фавном Нижинского.

За балет и Нижинского вступился Огюст Роден. Скульптор подчеркнул, что артист обладает богатым разнообразием понимания искусства: «Это позволяет говорить о гениальности». Полемика вокруг скандального выступления охватила Париж.

Читайте такжеСергей Эйзенштейн и новые грани искусства — факты о жизни и творчестве знаменитого советского режиссера

В 1913 году открыли Театр Елисейских полей. Оснастили электрическим освещением и оборудовали зал на 1,7 тыс. мест. Открытие доверили труппе Дягилева, подготовившей балет «Весна священная», музыку к которому написал Стравинский. Но премьера была сорвана. После начала часть зрителей начали свистеть, улюлюкать и топать. Через 5 минут пришлось выводить шумевших из зала, чтобы те не мешали другим зрителям. Негодование театралов вызвала музыка, которая опередила свое время.

Фразировки и движения артистов не отвечали представлениям публики того времени, которая влюбилась в классический русский балет. Скандальное выступление воссоздали в фильме «Коко Шанель и Игорь Стравинский».

Впоследствии «Весна священная» стала одной из любимых постановок во Франции. После Первой мировой войны публика желала слушать драматичную и изломанную музыку. Похожая судьба ждала и балет «Парад», который сначала раскритиковали, а затем смотрели с воодушевлением.

«Русские сезоны» Дягилева покорили Европу и поставили русское искусство в один ряд с французским, итальянским, испанским, английским. Такого результата Сергей Павлович достиг за 20 лет. Теперь история импресарио вдохновляет режиссеров, балетмейстеров, писателей и танцовщиц. У последних появилась традиция: приносить балетки на могилу Дягилева, чтобы во время выступления сопутствовала удача.

Читайте также