Матильда Кшесинская

Мария-Матильда Романовская-Красинская
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
99 лет
Дата смерти
6 декабря 1971 г.
Рост
153
Семейное положение
была замужем
Соцсети
    3,6 / 5 (18 голосов)

    Биография

    Матильда Кшесинская не просто выдающаяся балерина, техника которой значительно превосходила способности отечественных современниц. Она одна из ярких персон, связанных с политической историей России. Фигура русской танцовщицы и сегодня, спустя много лет после ее смерти, продолжает привлекать внимание публики.

    Детство и юность

    Матильда родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Отец — российский поляк Феликс Кшесинский, выписанный из Польши Николаем I как лучший исполнитель его любимой мазурки, мать — Юлия Доминская, богатая вдова балетного танцовщика Леде. Сестра Матильды — балерина Юлия Кшесинская (именуемая «Кшесинская 1-я», в замужестве Зедделер), брат — танцовщик и балетмейстер Иосиф Кшесинский.

    Матильда Кшесинская в детстве
    Матильда Кшесинская в детстве / «ВКонтакте»

    Еще в детстве будущая знаменитость появлялась на сцене в небольших ролях, а после поступила в Императорское театральное училище и в 1890 году окончила его. На выпускном вечере присутствовала вся царская семья, а на торжественном ужине Кшесинская сидела рядом с наследником престола Николаем. Тогда Александр III, с восторгом следивший за движениями Матильды, произнес судьбоносные слова:

    «Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!»

    Карьера в Мариинском театре

    Вскоре Матильду приняли в балетную труппу Мариинского театра, на императорской сцене которого Кшесинская танцевала на протяжении 27 лет. В молодости танцовщица участвовала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова, являвшегося одним из ее педагогов в училище. Первые выступления артистки — фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноименном балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке». После отъезда в Италию Карлотты Брианцы к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица».

    Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоилась статуса «прима-балерина императорских театров», несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа. По некоторым данным, именно связи Матильды при дворе помогли скорому продвижению на самый верх балетной иерархии.

    Ради танцовщицы были поставлены несколько балетов, но они впоследствии не вошли в список хореографического наследия. К примеру, в 1894 году по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича представлен балет «Пробуждение флоры» с Кшесинской в главной партии.

    Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда постоянно совершенствовала технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей 32 фуэте подряд — до этого на российской сцене этот прием демонстрировали только итальянские звезды.

    В 1904 году Матильда уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей. Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно Михаил Фокин приглашал ее в свои авангардные спектакли «Эвника», «Бабочки», «Эрос», которые отличались от классической хореографии.

    Интриги

    Матильда всячески противилась приглашению в труппу иностранных балерин, пыталась всеми способами доказать, что русские танцовщицы достойны главных ролей, тогда как большинство из них отдавались зарубежным артистам.

    Предметом интриг часто становилась итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая, несмотря на настрой Кшесинской, проработала в Мариинском театре восемь лет. Но влияния Матильды не выдержал сам директор Императорских театров князь Сергей Волконский, ушедший из театра после отказа восстановить старинный балет «Катарина, дочь разбойника». Сама влиятельная балерина назвала камнем преткновения фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго».

    Николай II и Александра Федоровна
    Николай II и Александра Федоровна / «ВКонтакте»

    В 1899 году исполнилась давнишняя мечта знаменитости — Мариус Петипа дал ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владела этой ролью, что вызывало недовольство коллег. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки.

    Кроме зарубежных балерин, своим злейшим врагом Кшесинскую считал организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев. Тем не менее он пригласил танцовщицу выступать в Лондон, привлекавший Матильду куда больше Парижа. За это балерина должна была воспользоваться связями и пробить для Дягилева возможность выступить с антрепризой в Санкт-Петербурге и получить отсрочку от военной службы для Вацлава Нижинского, ставшего военнообязанным. Для выступления Кшесинской было выбрано «Лебединое озеро», и не случайно — таким образом Дягилев получил доступ к принадлежавшим ей декорациям.

    Матильда пыталась договориться с директором Императорских театров Владимиром Теляковским о гастролях дягилевской труппы, однако попытка не увенчалась успехом. В итоге Сергей Павлович был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьез предлагал ему отравить балерину.

    Личная жизнь

    Личная жизнь Кшесинской еще более полна интриг, чем профессиональная деятельность. Судьба Матильды оказалась тесно связанной с представителями династии Романовых.

    Николай II

    Считается, что с 1892 по 1894 год балерина состояла в близких отношениях с цесаревичем Николаем Александровичем. Первая встреча будущего царя и танцовщицы произошла во время выпускного последней в Императорском театральном училище. По утверждениям некоторых историков, отец Николая Александр III намеренно стремился временно переключить внимание наследника с Алисы Гессен-Дармштадтской, немецкой принцессы, на которой юноша хотел жениться, и выбрал для этого Кшесинскую.

    Матильда Кшесинская и Николай II
    Матильда Кшесинская и Николай II / «ВКонтакте»

    Между молодыми людьми быстро вспыхнула симпатия, Николай регулярно посещал выступления Матильды, их отношения развивались стремительно. При этом оба осознавали, что роман не может иметь счастливого конца. С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где пара встречалась безо всяких помех.

    Однако со временем Александр III сменил гнев на милость, позволив сыну сделать предложение Алисе, взявшей после свадьбы имя Александра Федоровна. В 1894-м состоялась помолвка, после чего отношения Романова и Кшесинской завершились.

    Возлюбленная императора: история отношений Николая II и балерины Матильды Кшесинской

    Другие отношения

    В 1990-м Матильда организовала собственный бенефис, что противоречило правилам — подобное торжество разрешалось балеринам только спустя 20 лет работы на сцене. На торжественном ужине в честь этого события Кшесинская была представлена князю Андрею Владимировичу. Между ними вспыхнул роман. Осенью 1901 года влюбленные отправились в путешествие по Европе, а на обратном пути Кшесинская поняла, что ждет ребенка.

    При этом считалось, что близкие отношения связывали балерину и с другим Романовым — Сергеем Михайловичем. 15 октября 1911 года по высочайшему указу отчество Сергеевич получил сын танцовщицы, Владимир, родившийся 18 июня 1902 года в Стрельне. В семье его называли просто Вовой, а фамилию он получил Красинский. Позже в мемуарах Матильда Феликсовна утверждала, что настоящим отцом мальчика выступал Андрей, но Сергей по благородству души «взял вину» на себя.

    Позднее князь предлагал балерине стать его женой, но Матильда ответила отказом, собираясь уехать в Европу к отцу ребенка. При этом в дневнике танцовщица писала:

    «В моей душе боролись чувство радости снова увидеть Андрея и чувство угрызения совести, что оставляю Сергея одного в столице, где он был в постоянной опасности. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял».

    В мае 1918-го большевики перевезли Сергея Михайловича в Алапаевск, где вскоре вместе с другими членами императорской семьи расстреляли. По некоторым сведениям, позднее белогвардейцы, вошедшие в город, обнаружили тела Романовых в заброшенной шахте. В зажатой ладони погибшего князя нашли золотой медальон с фотопортретом возлюбленной и надписью «Маля» (как звезду сцены называли близкие).

    30 января 1921 года в Архангело-Михайловской церкви в Каннах Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил ее сына и дал ему свое отчество. В 1925 году Матильда Феликсовна перешла из католицизма в православие с именем Мария. 30 ноября 1926 года двоюродный брат Николая II Кирилл Владимирович присвоил балерине и ее потомкам титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.

    В эмиграции

    В феврале 1917 года Кшесинская вместе с сыном, лишившись роскошной недвижимости — особняка, превратившегося в главный штаб ленинцев, и дачи, решила ехать в Кисловодск в надежде в скором времени вернуться домой. За этой поездкой последовала череда скитаний (Анапа, затем опять Кисловодск, после — Новороссийск и Константинополь).

    В Константинополе Матильда получила французскую визу, последовала в Кап-д’Ай, где поселилась на вилле с Андреем Владимировичем Романовым. После пара отправилась в Париж, где сняла квартиру с просторным залом для танцев. Во французской столице Кшесинская открыла в 1929-м собственную балетную студию, которая стала главным источником дохода.

    Матильда Кшесинская в старости
    Матильда Кшесинская в старости / «ВКонтакте»

    Среди учениц Матильды оказались дочери Федора Шаляпина, позднее уроки у русской знаменитости брали Марго Фонтейн, Памелла Мэй и другие. Во время Второй мировой помещение балетного класса не отапливалось, и у Кшесинской в старости развился артрит, но это не помешало ей, передвигаясь с тростью, продолжать обучение новой смены. Как педагог танцовщица отличалась спокойным нравом — никогда не повышала голос на своих подопечных.

    Смерть

    В возрасте 86 лет, за 13 лет до смерти, Матильда Феликсовна увидела сон: она услышала звон колоколов, церковное пение и увидела перед собой фигуру Александра III, произнесшего роковую фразу об украшении и славе российского балета. Тем утром она приняла решение написать мемуары, приоткрывшие завесу тайн над личной жизнью легендарной Кшесинской.

    Воспоминания танцовщицы издали в 1960 году в Париже на французском языке. На русском языке произведение было выпущено только в 1992 году. Выдающаяся балерина прожила долгую жизнь — она скончалась в возрасте 99 лет за несколько месяцев до своего столетия, 5 декабря 1971 года, причиной смерти стали сопутствующие возрасту заболевания.

    Тело знаменитости погребено на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа в одной могиле с супругом и сыном. На памятник нанесена эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

    Память

    Богатая событиями и известными персонами биография Кшесинской — предмет, часто освещаемый в искусстве. Так, в романе «Коронация, или Последний из романов» из серии «Приключения Эраста Фандорина» Бориса Акунина рассказывается о подготовке к коронации императора Николая II. Один из персонажей — Изабелла Фелициановна Снежневская, прототипом которой является Матильда Феликсовна Кшесинская.

    26 октября 2017 года на экраны вышла новая картина Алексея Учителя «Матильда», вызвавшая общественный резонанс еще до своей премьеры. Сюжет фильма строился на отношениях Кшесинской с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II.

    Скандал возник после выхода первого официального трейлера, содержащего сцены эротического характера с участием исполнителей главных ролей Михалины Ольшанской и Ларса Айдингера. Общественное движение «Царский крест» обвинило создателей картины в «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры».

    В 2022-м в свет вышла книга «Матильда Кшесинская. Любовница царей», автором которой стал Геннадий Седов.

    Интересные факты

    1. На последних курсах театрального училища Матильда вдруг перехотела становиться балериной и решила бросить учебу. Желание разорвать связь с балетом изменилось, когда Кшесинская увидела выступление итальянской балерины Вирджинии Цукки, имя которой нередко появлялось в ранних рассказах Антона Чехова. Великолепный танец звезды открыл юной танцовщице «смысл и значение» балетного искусства.
    2. Уже после Второй мировой танцовщица увлеклась игрой в рулетку, получив при этом прозвище «мадам семнадцать»: Матильда Феликсовна в казино ставила на это число. Считалось, что это дань памяти знакомству с Николаем Романовым, когда балерине исполнилось 17.