Биография
В 1992 году число православных святых пополнилось еще одним именем: церковь канонизировала сестру последней российской императрицы, великую княгиню Елизавету Федоровну. Почитание обусловлено не только трагическим уходом великомученицы, но и делами этой женщины при жизни. Общественной деятельностью она занялась, еще когда был жив ее муж — великий князь Сергей Александрович, приходившийся дядей Николаю II.
Детство и юность
Елизавета родилась в 1864 году в Дармштадте на территории герцогства Гессен. До 1918 года это было отдельное государство, сейчас его земли входят в состав Германии. Ее отцом был правитель герцогства Людвиг IV, а матерью — дочь королевы Великобритании Виктории, принцесса Алиса. В их браке на свет появились еще 4 дочери и 2 сына. Старший сын, названный Эрнст Людвиг, впоследствии занял престол отца и оставался на нем до революционных событий 1918 года.
Первые два года у монаршей пары не было резиденции. Влиятельная теща герцога настаивала на том, чтобы для ее дочери возвели дворец на средства казны Гессена, но зять всячески сопротивлялся, поскольку ресурсов для этого не было. Семья переезжала из одного арендованного особняка в другой.
С годами конфликт между отцом Елизаветы и ее бабушкой рос. Стали ухудшаться отношения и между супругами. Совместную жизнь омрачила трагедия с младшим сыном Фридрихом. В детстве, когда Элле — это прозвище дали девочке в семье — было 8 лет, ее двухлетний брат погиб, выпав из окна. Герцогиня Алиса все чаще проводила время у матери, забирая в Англию и детей.
Спустя 4 года принцессы Гессен-Дармштадтские и будущий правитель герцогства осиротели, потеряв из-за дифтерии мать и младшую сестру Марию. С этого времени и Элла, и ее сестра Аликс — будущая жена российского императора Александра Федоровна — воспитывались в основном во дворце британской короны, расположенном в городе Ист-Каус. Для девочек проводились занятия по ведению домашнего хозяйства, религии, этикету, их привлекали к участию в благотворительности.
Личная жизнь
Влиятельная бабушка надеялась выдать Елизавету за одного из кузенов девушки: и Фридрих Баденский, и кронпринц Вильгельм правили землями в Германии. Но в итоге брак девушки укрепил отношения с династией Романовых. В 1884 году 19-летняя принцесса вышла замуж за 27-летнего великого князя Сергея Александровича, брата правящего в Российской империи Александра III. Элла была знакома с ним с детства и поддерживала дружеские отношения.
У пары не было детей. Этот факт личной жизни супругов подогревал курсировавшие в Москве и Санкт-Петербурге сплетни о нестандартной ориентации супруга Елизаветы. В качестве предполагаемых любовников назывались офицеры Преображенского полка, командиром которого князь был назначен в 30 лет. Тем не менее переписка с супругой свидетельствует о теплых, наполненных нежностью отношениях, которые пара хранила до самой смерти Сергея Александровича в 1905 году.
Будучи последовательницей лютеранской церкви, через семь лет после переезда в Россию Елизавета решила поменять вероисповедание и перешла в православие. К этому времени она изучила русский язык настолько, что говорила без акцента.
Общественная деятельность
В 1891 году супруг внучки королевы Великобритании получил пост генерал-губернатора Москвы. Елизавета поддерживала положение жены руководителя города делом, создав Елисаветинское благотворительное общество. Объединение брало шефство над детьми, чьи родители были не в состоянии обеспечить питание и заботу из-за нищеты. Востребованность помощи привела к тому, что отделения общества одно за другим возникали в уездах региона.
Елизавету тревожил рост революционных настроений и негласное одобрение актов насилия против представителей дворянства. Она писала племяннику супруга, взошедшему на престол Николаю Александровичу, чтобы тот жесткими мерами отбил желание у террористов вести борьбу такими методами.
«Нечего жалеть тех, кто сам никого не жалеет!» — призывала великая княгиня в письме 1902 года.
С началом войны с Японией жена московского генерал-губернатора создала Комитет помощи воинам. Для солдат собирали посылки, одежду, заготавливали бинты и лекарства, принимали пожертвования, чтобы организовать походные церкви. Эта ли деятельность, истории участников сражений или же вера изменили княгиню, но год спустя, когда в результате покушения погиб муж, Елизавета нашла в себе силы не только навестить убийцу, но и простить его.
В отличие от супруги, Сергей Александрович не снискал симпатий у подданных. Внешне князь производил впечатление человека, равнодушного к нуждам и бедам горожан. Кроме того, его имя связывалось с провалом организации коронационного торжества на Ходынском поле и последующей катастрофой.
Подливали масла в огонь и политические взгляды (Романов оказался ярым противником реформ), и слухи о пороках представителя императорской династии. Расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 года стал последней каплей. Месяц спустя после Кровавого воскресенья террорист из партии социалистов-революционеров Иван Каляев бросил бомбу в карету с князем. Погибли и Сергей Александрович, и кучер.
Елизавета оказалась на месте трагедии одной из первых — взрыв произошел рядом с губернаторским дворцом. По воспоминаниям очевидцев, она пыталась собрать останки мужа. Несколько дней вдова князя провела в молитве, а затем посетила арестованного в камере. По свидетельству конвоя, на вопрос Каляева, кто она, княгиня ответила:
«Я жена того, кого вы убили; скажите, за что вы его убили?»
Елизавета сообщила арестованному, что, «зная доброе сердце» супруга, передает его прощение, и благословила узника. Они поговорили без свидетелей. Вдова Сергея Александровича просила императора помиловать преступника, но царь отказался.
«Великая княгиня добрая, а вы все злые», — сказал Каляев конвойному после встречи с Елизаветой.
Тем не менее на суде террорист заявил, что считает: следователи намеренно подослали к нему вдову, чтобы заставить его раскаяться и скомпрометировать боевую организацию, показав слабость одного из ее участников.
Княгиня стала первой женщиной на посту председателя Императорского православного палестинского общества и оставалась на нем до 1917 года. До нее объединением, занимавшимся взаимодействием с землями в Израиле и развитием паломничества, руководил Сергей Александрович.
После гибели мужа
Трагедия с мужем изменила жизнь княгини. Светские развлечения, прежние знакомые, поездки — все потускнело теперь, и Елизавета Федоровна избрала путь, к которому шла всю жизнь. Продав ювелирную коллекцию частью знакомым, частью казне, в 1909 году вдова князя купила особняк на Большой Ордынке, окруженный несколькими строениями. Здесь разместилась основанная княгиней Марфо-Мариинская обитель милосердия. Елизавета стала ее настоятельницей.
Учреждение не было монастырем в полном смысле слова. Работавшие здесь сестры милосердия приносили ряд обетов, но, в отличие от монахинь, в любой момент могли оставить служение и навсегда вернуться к жизни в миру. Все послушницы наряду с духовным напутствием изучали медицину и выбирали одно из трех направлений работы.
Служение предполагало помощь в больнице и аптеке. Просветительское направление обеспечивало воспитание и образование девочек-беспризорниц, живших в открытом при обители приюте. А попечительное направление требовало от сестер посещения беднейших семей и шефства над ними.
Елизавета деятельно участвовала во всех направлениях, считая, что только личным примером может привлечь к ревностному служению остальных. Великая княгиня Романова уделяла много внимания женскому образованию. В обители действовала воскресная школа для горожанок. Девочки в приюте получали не только заботу, но и подготовку в качестве няни и горничной с навыками швеи. Настоятельница, чей портрет в Марфо-Мариинской обители находится до сих пор, завещала похоронить себя на ее территории, но исполнить волю не было суждено.
Смерть
Чекисты арестовали настоятельницу в мае 1918 года. Ее отконвоировали в Екатеринбург, а в июле доставили в Алапаевск. В ночь на 18 июля Елизавета Федоровна была расстреляна большевиками вместе с другими князьями династии Романовых. Казнь по приказу Владимира Ленина состоялась у шахты за Алапаевском. Раненых столкнули на ее дно, где те скончались от голода и ран, что и стало причиной смерти.
Осенью территория перешла под контроль армии белых, останки погибших вывезли за рубеж. Елизавета Федоровна, как и убитая вместе с ней сестра Марфо-Мариинской обители Варвара, похоронены в Иерусалиме. Мощи же других членов царской семьи позднее (после идентификации) перенесли в усыпальницу Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
После развала СССР княгиня Романова причислена к лику святых, а в 2009 году посмертно реабилитирована правоохранительными органами.
Память о Елизавете Федоровне
Великой княгине посвящено несколько православных монастырей в Беларуси, России, Украине, а также храмы и часовни. Памятник мученице установлен на территории Марфо-Мариинской обители в 1990 году. Там же в 2008-м открыли музей, посвященный биографии и общественной деятельности Елизаветы Федоровны.
В 1993 году городская больница в Санкт-Петербурге названа в честь Святой преподобномученицы Елизаветы. В сентябре 2007-го в Архангельске прошла выставка, отразившая вклад женщины в развитие благотворительности. В 2017 году открыт еще один памятник, установленный у Елизаветинской больницы в Перми.
В 2018 году к столетию со дня гибели княгини выпущен документальный фильм «Белый ангел Москвы». 18 июля отмечают и день ее памяти.
Интересные факты
- Образ великой княгини упоминается в рассказе Ивана Бунина «Чистый понедельник». В финале произведения герой, вот уже 2 года не видевший возлюбленную, приходит в Марфо-Мариинскую обитель, место, которое посещал с избранницей. Здесь проходит служба, которую Елизавета Федоровна посещает в окружении инокинь.
- Великая княгиня выступала покровительницей изящных искусств, любила классическую музыку. Также Елизавета Федоровна с супругом высоко ценили постановки Общества искусства и литературы, постановщиком которых выступал Константин Сергеевич Станиславский. Известно, что для спектакля 1897-го «Много шума из ничего» по комедии Вильяма Шекспира княгиня собственноручно нарисовала программку, с которой потом распечатывали копии. Оригинал сегодня хранится в музее МХАТа.
- В 1903-м в Зимнем дворце Санкт-Петербурга прошел костюмированный бал, посвященный 290-летию дома Романовых. Царица Александра Федоровна решила, что торжество должно пройти в духе «допетровского времени», чтобы гости были непременно одеты в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Разрабатывать наряды доверили художнику Сергею Соломко, также привлекались специалисты-историки. После фото с события вошли в альбом, который продавался в благотворительных целях. Среди снимков присутствовал и тот, что запечатлел Елизавету Федоровну в роскошном одеянии с большим кокошником на голове.
- В 1910-х жизнь царской семьи оказалась тесно связанной с Григорием Распутиным, сибирским крестьянином, получившим славу целителя и провидца. Не все попали под магию его персоны — известно, что Елизавета Федоровна, никогда лично не встречавшаяся с Распутиным, негативно относилась к нему и ничуть не огорчилась, узнав о его убийстве.