Биография
Уже ранние шедевры Валентина Серова, среди которых знаменитая «Девочка с персиками», открыли миру талантливого портретиста. Прошло несколько лет, и мастер достиг пика совершенства, найдя лаконичные и выразительные способы изображения характера персонажей.
Техника живописи Серова позволяла художнику достигать портретного сходства даже без рисования лица, а карандашные портреты с его легкой руки впервые стали полноценными произведениями искусства. Пейзажи, картины на исторические и мифологические темы, анималистика – все удавалось мастеру. Но главное, он мог с первого взгляда уловить суть человека или явления.
Детство и юность
Родился художник в январе 1865 года в Санкт-Петербурге. Родители Серова – композиторы и музыканты. Мама Валентина Бергман – из еврейской семьи, содержавшей в Москве лавку колониальных товаров. Увлечение музыкой привело 18-летнюю девушку в петербургскую консерваторию, но из-за противоречий с руководителем Валентина оставила учебу.
Частные уроки у 43-летнего музыканта Александра Серова окончились браком с репетитором, который старше москвички на 26 лет. Валентина Серова – первая женщина-композитор России.
Через год у пары родился первенец, которого назвали Валентином, для домашних – Тошей. В 4 года мальчик побывал в Европе. Он рос в богемной среде, где все дышало искусством. Иван Тургенев, Илья Репин, Марк Антокольский были частыми гостями в хлебосольном доме Серовых.
Счастливое детство окончилось для Валентина Серова в 6 лет со смертью отца. Мама, нигилистка и поклонница Николая Чернышевского, отправила мальчика в Смоленскую губернию, где на хуторе Никольском жила подруга Нина Друцкая. Сама уехала в Мюнхен писать оперу и повышать мастерство.
Воспоминания о коммуне последователей Чернышевского, куда определила мальчика Друцкая, тягостные. Не сложились и отношения с тетушкой: за мелкую шалость женщина порвала рисунок маленького художника, в отместку он изрезал любимое платье княгини.
Спустя год Валентин Серов отправился к матери. Женщина заметила способности сына к рисованию и определила 8-летнего мальчика на учебу к мюнхенскому граверу Карлу Кеппингу. Но и здесь юный художник не задержался: через год, в 1874-м, мать по совету художника Антокольского перевезла сына в Париж, доверив обучение Тоши Репину, находившемуся в зените славы после «Бурлаков на Волге».
Через год скитания Валентина Серова продолжились. В 1875 году он с матерью вернулся в Россию и поселился в подмосковном имении князей Мамонтовых в Абрамцево, где провел лето.
Осенью у матери вспыхнул роман с нигилистом Василием Немчиновым. Пара, прихватив Тошу, отправилась в Киев, а потом на хутор Немчиновых в Харьковскую губернию. С сыном гражданской супруги у Василия Ивановича сложились дружеские отношения. Вскоре в семье появился мальчик, которого назвали Сашей.
В 1878 году Валентина Серова с детьми покинула хутор из-за разразившейся чумы и уехала в столицу. Муж остался, чтобы лечить заболевших крестьян. В Москве Серова родила дочь Надю и узнала о смерти заразившегося чумой гражданского супруга.
Весной женщина оставила старшего сына в столице на попечение Ильи Репина и уехала с детьми в Новгородскую губернию. Валентин Серов отправился в 3 класс столичной гимназии, где учился из рук вон плохо, зато карандашные рисунки мальчика восхищали всех.
Первые портреты 14-летний Серов написал в 1879 году, изобразив мецената Савву Мамонтова и Репина. Произведения чрезвычайно понравились, но из гимназии нерадивого ученика выгнали. Валентин Серов отправился с учителем путешествовать. Они проехали Украину, побывали в Крыму, а летом остановились в Абрамцево.
Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова.
Обоюдное восхищение Серова и Чистякова закончилось через 5 лет: молодой художник, не окончив курс, отправился в самостоятельное плавание: учебу продолжил в Европе, изучая полотна мастеров в итальянских и голландских музеях.
Живопись
На художественные взгляды Валентина Серова повлияла жизнь в Абрамцево. В имении Мамонтова появился портрет дочери мецената – 12-летней Веры Мамонтовой, названный «Девочка с персиками». Вера позировала художнику полтора месяца.
Валентин Серов, рисуя девочку, добился цели – «той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Юная натурщица на полотне и правда сияет детской свежестью.
В работу «Девушка, освещенная солнцем» молодой мастер вложил еще больше труда. На картине изображена Мария Симонович, двоюродная сестра Серова. Главное на полотне – игра солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву. Художник мечтал о легкости восприятия нарисованного им. Ему претило, что «в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного».
Перед Машей Валентин Серов поставил задачу: вспоминать о приятном. Глядя на полотно, зрители и вправду «тонут» в безмятежности натурщицы, чувствуя теплоту солнечных «зайчиков».
Обе картины ценители живописи впервые увидели в 1888 году на московской выставке передвижников. Импрессионисты оценили новаторство мастера, смело смешавшего жанры портрета, интерьера и пейзажа.
В Абрамцеве Серов создал портрет Ольги Трубниковой, невесты. В начале 1889 года пара обвенчалась и отправилась на выставку в Париж. Вернувшись через полгода в Россию, Валентин Серов путешествовал по стране и в основном трудился над портретами.
Серова недаром называют портретистом царской семьи. В 1892-м дворяне Харьковской губернии в честь чудесного спасения императорской семьи при крушении состава на станции Борки заказали картину. С Александром III Валентин Серов встретился один раз, поэтому работать пришлось по фотографиям царя, а эскизы портретов царских отпрысков – Ксении, Михаила и Ольги – рисовал с натуры.
Живописцу позволили присутствовать на коронации царя Николая II в Успенском соборе. Так в 1896-м появилась картина «Миропомазание Государя Императора».
Позже Валентин Серов создал парадные портреты Александра III и Николая II, а по заказу императрицы Александры Федоровны художник нарисовал «домашний» портрет царя в тужурке. Позже коллега Серова – Константин Коровин – заметил, что Серов первый, кто заметил и отобразил на полотне мягкость, интеллигентность и слабость императора.
Благодаря гению художника современники знают, как выглядели Илья Репин, Исаак Левитан, Николай Лесков и десятки деятелей искусства начала ХХ века.
С 1898 по 1909 годы Валентин Серов руководил мастерской Московской школы живописи. Учителем его назвали Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян.
Рисуя портреты, Валентин Серов полагал важнейшей задачей передать эмоции, чувства персонажей. Ярчайшее доказательство достижения поставленной цели – «Портрет Мики Морозова», написанный в 1901 году и признанный современниками и потомками гениальным.
В 1910-е годы мастер сотрудничал с антрепренером и организатором «Русских сезонов» Сергеем Дягилевым. Валентин Серов изобразил театрального деятеля, создал афишу для выступления балерины Анны Павловой, написал портрет обнаженной танцовщицы Иды Рубинштейн.
Изображение танцовщицы удивило современников Серова. В конце творческого пути художник уходил от реализма передвижников в сторону модернизма. Деформированное тело Иды, лишенное плоти, с неестественно длинными руками и ногами Репин назвал «гальванизированным трупом».
Тогда же ценители искусства получили от мэтра картину «Похищение Европы», навеянную посещением в компании Льва Бакста острова Крит. В рисунке Валентин Серов использовал яркую гамму: рыжий бык на фоне фиолетово-синих волн. На полотне просматриваются первые намеки на абстракционизм.
Один из последних шедевров мэтра – портрет княгини Ольги Орловой, которую называли «первейшей при дворе дамой» и «самой элегантной женщиной Петербурга». Над полотном светской львицы живописец трудился с 1909 года, закончил работу после перерыва в 1911-м и был чрезвычайно доволен портретом, что для Серова не характерно.
Тонкие ценители искусства уловили в портрете Орловой насмешку художника над персонажем, некую пародию на даму.
Знатные люди мечтали о портрете работы Валентина Серова и одновременно побаивались, ведь живописец слыл отличным физиономистом. Он видел человека насквозь, изображая даже то, что натурщик пытался скрыть. Таков портрет юного Феликса Юсупова, самодовольного и капризного наследника миллионного состояния, бисексуала и будущего убийцы Григория Распутина. Даже мопс Феликса подчеркивает своенравие хозяина.
О жизни и творчестве гениального портретиста снято несколько фильмов. В 2015 году вышла документальная лента «Валентин Серов. Биография и география – Абрамцево».
Личная жизнь
С любовью всей своей жизни Ольгой Трубниковой живописец познакомился у Симоновичей, родственников по материнской линии, воспитавших сироту. 9 лет влюбленные переписывались и ждали часа, когда смогут соединить судьбы.
В январе 1889 года пара обвенчалась: Валентин Серов продал полотно «Девушка, освещенная солнцем» и сыграл на полученные деньги свадьбу. На венчании в петербургском храме присутствовал Илья Репин. Серовы поселились в Москве. Один за другим у них родилось шестеро детей.
О личной жизни и семье портретиста снят фильм, вышедший в рамках программы цикла «Больше, чем любовь».
Смерть
Ранним утром в начале декабря 1911 года Валентин Серов собирал краски и кисти, чтобы отправиться в дом князей Щербатовых рисовать семейные портреты. Неожиданный сердечный приступ свалил его с ног. 46-летний художник умер мгновенно. Супруга пережила любимого мужа на 11 лет.
Смерть художника в России восприняли так же трагично, как смерть Александра Пушкина и Льва Толстого. Похоронили Валентина Серова на Донском кладбище, но позже перенесли прах на Новодевичье.
Произведения
- 1875 – «Синяя ваза»
- 1885 – «Автопортрет»
- 1885 – «Портрет О. Ф. Трубниковой»
- 1887 – «Девочка с персиками»
- 1888 – «Девушка, освещенная солнцем»
- 1889 – «Портрет П. А. Мамонтовой»
- 1892 – «И. Е. Репин»
- 1893 – «И. И. Левитан»
- 1899 – «А. С. Пушкин»
- 1899 – «Александр III»
- 1900 – «Николай II»
- 1901 – «Мика Морозов»
- 1902 – «З. Н. Юсупова»
- 1904 – «С. П. Дягилев»
- 1909 – «Анна Павлова»
- 1910 – «Похищение Европы»
- 1910 – «Ида Рубинштейн»
- 1911 – «Портрет О. К. Орловой»