Биография
Коровина называют первым русским импрессионистом. Его творчество поражало современников: одних шокировало небрежностью и кажущейся аляповатостью мазков, другие уловили главное — игру света и тени, новаторство колориста. Первые считали произведения Константина Коровина декадентством и мазней, вторые, разглядывая удивительные пейзажи и натюрморты художника, увидели черты гениальности. Одним из немногих современников, распознавших в работах живописца признаки таланта, был Федор Шаляпин. Певец называл художника «Паганини в живописи».
Детство и юность
Родился будущий живописец в зажиточной купеческой семье. Деда, старообрядца и купца первой гильдии, называли московским «королем возниц». Михаил Коровин держал почтовый тракт и распоряжался сотнями ямщиков. Сын купца и будущий отец художника Алексей Коровин получил университетское образование и был весьма одаренным человеком. Талант к рисованию у сыновей Кости и Сергея — от отца.
Алексей Коровин взял в жены знатную невесту — дворянку Аполлинарию Волкову, девушку образованную и с передовыми взглядами. Но семейное счастье длилось недолго. В стране стремительно развивалось железнодорожное сообщение, ямщики, курсировавшие почтовыми трактами, отошли в прошлое. Выстроенный Коровиным-старшим бизнес не приносил прибыли, богатый купеческий дом в Москве ушел с молотка. Коровины перебрались в Мытищи.
Деревенское раздолье маленькому Косте понравилось, но отец, устроившийся заводским учетчиком, погрузился в тяжелую депрессию, закончившуюся самоубийством. Несмотря на бедность, мать дала детям образование.
Старший на 3 года брат Константина — Сергей Коровин — стал студентом Московского училища живописи. Вскоре к нему присоединился Коровин-младший: 14-летний Костя выбрал архитектуру, но спустя год перевелся на факультет живописи, которым руководил пейзажист Алексей Саврасов.
Костя боготворил наставника, но стремительно спивавшегося Алексея Кондратьевича уволили. Для юного художника расставание с любимым учителем стало первым жизненным разочарованием: Костя покинул училище и отправился в Санкт-Петербург, в художественную академию. Выдержал 3 месяца: учеба показалась мертвой и скучной.
Константин Коровин вернулся в Москву и в родное училище, где должность Саврасова занял Василий Поленов. Вскоре Василий Дмитриевич заполнил в сердце молодого живописца опустевшее место любимого учителя.
Наставник познакомил талантливого ученика с меценатом Саввой Мамонтовым, а тот пригласил Костю в имение Абрамцево, ставшее средоточием культурной жизни Москвы. В хлебосольной усадьбе Мамонтова собиралась культурная элита России, бывали Илья Репин, Валентин Серов, Виктор Васнецов, Михаил Врубель.
Живопись
Творческая биография новатора открывается «Портретом хористки», написанным в начале 1880-х. Картина поразила современников, назвавших ее первой ласточкой нового направления — импрессионизма. Репин, увидевший коровинскую хористку, был настолько поражен цветовым решением, смелостью техники и замысла, что потребовал немедленно показать творца произведения.
Мамонтов, уверенный, что портрет создал испанец (русские мастера такой смелостью и свободой не отличались), удивился, узнав, что хористку нарисовал 22-летний соотечественник. Меценат пригласил Константина в имение. Примечательно, что новаторское направление Коровин открыл сам, не зная о его появлении во Франции. В Париже художник побывал спустя 4 года после написания «Портрета хористки».
На момент создания полотна в России на пике популярности были передвижники, приверженные реализму, жизненности и воспитательной миссии искусства. Портрет некрасивой девушки, сидящей в неестественной позе, написанный грубыми мазками, ничему не учил. Работу восприняли как вызов, насмешку над прекрасным. Но Константин Коровин принял критику философски и не отошел от выбранного стиля.
Первые произведения в новаторской манере живописец создал в деревне Жуковке, на даче учителя Поленова. Эти первые импрессионистские работы объединены как «жуковский цикл». Главной целью Константина Алексеевича стала передача на полотне света и воздуха. Картина «За чайным столом» — яркое доказательство достижения поставленной задачи. Картины модернистов сложно уложить в рамки одного жанра: в них черты портрета, пейзажа, натюрморта. Это видно в ранних импрессионистских работах Коровина «В лодке» и «Москворецкий мост».
У Мамонтова живописец познакомился с Серовым. Коллеги отправились путешествовать по Северу, где появились работы «Ледовитый океан» и «Село на севере». Картину «Зима в Лапландии» приобрел галерист Павел Третьяков.
В 1888 году меценат профинансировал поездку Константина Коровина во Францию. Там появились знаменитые полотна «Париж. Бульвар Капуцинок», «Парижское кафе», «После дождя», на которые художника вдохновил старинный город на берегу Сены. В Париже, столь полюбившемся живописцу, он познакомился с импрессионистами, поразившими его техникой цветовой передачи. После возвращения мастер преподавал в столичном училище живописи и через пару лет стал академиком.
Поездка в Крым и Гурзуф с Мамонтовым навеяла полотна «Крым. Гурзуф» и «Пристань в Гурзуфе». Коровин делал зарисовки, путешествуя по Причерноморью на машине: в понравившихся местах останавливался и набрасывал пейзажи. Здесь он построил себе дачу по собственному эскизу в духе конструктивизма и непрерывно жил в ней на протяжении 7 лет до революции. Здесь, в «Саламбо», как назвал свою виллу художник, подолгу гостили его друзья и коллеги.
Константин Коровин избежал репрессий после Октябрьской революции: после упадка бизнеса из купеческого сословия семья перешла в мещанское. Новая власть доверила художнику организацию аукционов и выставок, учет и сохранность памятников искусства. Коровин преподавал в государственных мастерских, сотрудничал с театрами и охотно рисовал декорации. Приняв изменения строя, Константин Алексеевич сторонился политики, сбегая то в Крым, то на дачу в Охотино под Ярославлем.
Эмиграция
В 1920-х политика вплотную приблизилась к мэтру: дачу отобрали, столичную квартиру «уплотнили». В 1923 году модернист по настоянию Анатолия Луначарского эмигрировал во Францию, объяснив отъезд необходимостью лечить сына.
Жизнь в некогда любимом Париже оказалась трудной. Модернисты вышли из моды, безденежье изматывало, друзья остались в России. Константин Коровин тосковал по родине, по Абрамцеву и Охотину. Ко всем несчастьям добавилась утрата зрения. Чтобы занять себя, художник взялся за мемуары, открыв в себе дар литератора. Он писал рассказы и воспоминания, заполняя тоску по работе с красками.
Покидая Россию, живописец оставил работы галеристу Крайтору. Тот оказался мошенником и, прихватив полотна, исчез. Сегодня картины первого русского импрессиониста можно увидеть в Русском музее в городе на Неве.
Личная жизнь
С будущей супругой Анной Фидлер живописец познакомился в юности. Любимую девушку Константин изобразил на картине «Бумажные фонари». С хористкой Анной Коровин встречался тайно, а под венец пара пошла после рождения первенца. Вскоре мальчик умер, в чем Константин Коровин винил себя: в доме царила бедность, денег на докторов и лекарства для заболевшего сына не было.
Романтика испарилась из личной жизни супругов, но бросить жену и сына Коровин не мог. Отдушиной для него оказались отношения с Надеждой Комаровской. Актрису называют гражданской женой Константина Алексеевича.
Константин Коровин расстался с любимой женщиной, эмигрировав в Париж с Анной и вторым сыном Алешей, инвалидом. В 16 лет Алексей попал под трамвай и остался без ног. Мальчик перенял от отца талант к рисованию и стал художником.
Депрессии сына и болезнь жены (грудная жаба) стали постоянным источником страданий Константина Коровина. Он разрывался в поисках денег, выбивался из сил, подыскивая подработку. Дома его ждала раздраженная супруга и мрачный сын, художник не находил поддержки и понимания у родных.
Смерть
Коровин скончался неожиданно: его не стало в сентябре 1939 года на парижской улице. Причиной смерти мастера стал сердечный приступ. Мэтру было 77 лет. Похоронили Константина Алексеевича на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. За 2 года до кончины он признался другу, что чувствует страшное одиночество. На фото этого времени он выглядел уже уставшим осунувшимся стариком. Похороны первого модерниста России напоминали проводы в последний путь нищего: желающих дать денег на достойное прощание с Коровиным не оказалось.
В 1950-м, через 11 лет после смерти отца, Алексей Коровин свел счеты с жизнью.
Память
Интерес к творчеству русского живописца не пропадает с годами. Регулярно устраиваются выставки, посвященные работам Коровина, как в России, так и за рубежом. В 2021 году в честь 160-летия со дня рождения маэстро на Пречистенке была организована экспозиция «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний». Здесь был выставлен и двухтомник художника «То было давно… Там… В России...», представляющий из себя сборник воспоминаний, рассказов и писем автора. Кроме того, открыт доступ к архивам мастера, находящимся в Европе и США. Специалист по исследованию жизни и творчества живописца Татьяна Ермолаева представила также ксерокопии редких книг Константина Алексеевича «Моя жизнь» и «О рыбной ловле, охоте и Коле Курове».
Спустя год прошла выставка «Константин Коровин и его круг. Москва — Париж», продолжавшаяся до марта 2023-го. В создании экспозиции участвовали Дом русского зарубежья и галерея «Веллум», российские организации и частные коллекционеры.
Исторические события, связанные с Константином Коровиным, освещают и на радио. Так, в феврале 2023 года в программе «Вечерние встречи» на «Радио Москвы» выступила коллекционер и исследователь искусства Любовь Агафонова, которая рассказала о дружбе художника и Федора Шаляпина.
Произведения
- 1883 — «Портрет хористки»
- 1888 — «В лодке»
- 1888 — «За чайным столом»
- 1890 — «Парижское кафе»
- 1894 — «Зима в Лапландии»
- 1896 — «Бумажные фонари»
- 1906 — «Бульвар Капуцинок»
- 1913 — «Ледовитый океан»
- 1914 — «Пристань в Гурзуфе»
- 1914 — «Москворецкий мост»
- 1915 — «Сирень»
- 1916 — «Базар»
- 1917 — «Крым. Гурзуф
- 1921 — «Портрет Ф. И. Шаляпина»
- 1922 — «Натюрморт с синей вазой»
- 1923 — «Розы»
- 1930 — «Зимний пейзаж»
- 1938 — «Автопортрет»
Интересные факты
- Несмотря на разницу характеров, большим другом художника был его коллега Валентин Серов. Общие друзья называли их в шутку Коров и Серовин. Это прозвище — Серовин — дал им и Савва Мамонтов.
- Коровин занимал почетное место декоратора Императорских театров и часто появлялся на репетициях с револьвером, чтобы в случае чего пригрозить недовольному костюмом актеру. Исполнители знали об этой особенности маэстро и не торопились рвать на себе одежду, в которой, по их мнению, появляться на публике считалось оскорбительным.
- Константин Алексеевич участвовал в создании концепции по маскировке войск и боевых позиций на Юго-Западном фронте в 1916 году.