Биография
Сергей Коровин был одним из немногих русских художников, чья скромная жизнь с неподдельной искренностью отразилась в произведениях, неоцененных современниками по достоинству. Живописец, посвятивший все время служению Московскому училищу живописи, стал автором картин, хранящихся в лучших музеях и частных коллекциях, но до смерти в 50-летнем возрасте так и оставался чудаком-ретроградом в глазах критиков и псевдоценителей искусства.
Детство и юность
Сергей Алексеевич Коровин родился в Москве 19 августа 1858 года в купеческой семье. Происхождение предков художника до сих пор вызывает споры исследователей. Некоторые считают, что он принадлежал к семье старообрядцев, другие говорят, что родителями живописца были потомки вольноотпущенных православных крестьян.
Достоверно известно, что отец Алексей Коровин унаследовал звание купца 1-й гильдии от деда Михаила Емельяновича. О матери Аполлинарии Волковой говорили, что она обладала музыкальным талантом, но абсолютно не умела вести хозяйство.
В семье было двое детей, судя по сохранившимся фото, очень похожих друг на друга. Младший брат Сергея, Константин, впоследствии стал выдающимся живописцем, нарисовавшим знаменитый портрет Федора Шаляпина.
Ранние годы Коровина прошли в просторном доме, расположенном в центре столицы, где собиралась российская творческая элита. Благодаря гостям, живописцам Иллариону Михайловичу Прянишникову и Льву Львовичу Каменеву, мальчик влюбился в искусство и решил стать художником.
Исполнению мечты воспрепятствовало банкротство отца, который, потеряв прибыльное ямское дело, оставил семью без средств к существованию. Однако это не помешало 17-летнему Сергею поступить в Московское художественное училище под начало талантливого педагога-пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова. Следуя советам наставника и вдохновленный произведениями Ильи Репина и Василия Сурикова, молодой студент быстро определился с творческим направлением и начал работать в жанре, характерном для художников-передвижников.
Живопись
Творческая биография Коровина неразрывно связана с Московским училищем живописи, где, отучившись, он занял пост преподавателя и выработал собственную систему, направленную на осознанное обучение рисованию.
В конце 1880-х годов выпускник мастерской Саврасова начал участвовать в выставках «художников-передвижников», демонстрируя картины с социальными сюжетами, среди которых самыми запоминающимися были «Радуга», «Нищие на церковной паперти», «Балаган» и «Солдаты в деревне». Последняя из работ положила начало серии, посвященной тяжелой участи русских военных, которую живописец завершил в 1885 году произведением «Солдаты у колодца».
Другой любимой темой Коровина, занимавшей художника на протяжении жизни, стало русское крестьянство и деревенский быт. Во время каникул мастер предпочитал переезжать за город, где с грустью и сочувствием наблюдал за жизнью людей, изменившейся после отмены крепостного права. Одним из ярких образцов творчества этого периода стала картина «Перед наказанием», написанная в 1885 году и вызвавшая жестокую критику коллег из-за устаревшего сюжета.
Другим произведением, посвященным деревне, стала масштабная картина под названием «На миру», где Коровин воссоздал сцену крестьянской сходки. В образах героев – бедняка и кулака – художник воплотил собственное видение социальных проблем, возникших в реформированной деревне, и изобразил новое классовое противостояние членов сельскохозяйственной общины.
Живописец использовал приемы композиции, благодаря которым зритель, находившийся за пределами полотна, становился невольным участником происходящего и начинал сопереживать бедняку, потерявшему имущество по воле ненасытного богатея.
На переднем плане картины Коровин изобразил фигуру, олицетворявшую справедливость и мудрость. Грустное выражение лица старика, сидящего на бревне, подчеркивало безысходность и печаль борца за правое дело. Став смысловым центром произведения, этот персонаж подчеркивал сухость и пустынность пейзажа и создавал мрачное и гнетущее настроение, характерное для всего крестьянского цикла.
В начале 1900-х годов Коровину пришлось расстаться с любимыми деревенскими образами и приступить к выполнению крупного заказа для столичного исторического музея. Художнику поручили изобразить события Куликовской битвы, и он с азартом начал собирать материал и создавать эскизы будущего монументального произведения.
Когда наброски были закончены, у Сергея Алексеевича неожиданно возникли проблемы со здоровьем. Сил реализовать глобальные замыслы не осталось, и последние годы жизни живописец отдал небольшим работам, наиболее известными из которых стали «Похороны крестьянина» и «Рождество».
Кроме того, в это время Коровин с удовольствием занимался иллюстрацией. Он рисовал сцены из «Руслана и Людмилы» Александра Пушкина, а также сопровождал изображениями гоголевскую «Шинель».
Личная жизнь
В 1883 году Коровин женился на девушке из простой крестьянской семьи и поселился в небольшой квартире неподалеку от училища живописи.
Лето семья проводила в деревне, где Сергей рисовал пейзажи, а его жена Ирина Николаевна занималась ведением хозяйства и вышивкой.
Коровин был замкнут и сосредоточен на искусстве. Он тяжело перенес самоубийство разорившегося отца и последующую смерть матери.
Некоторые подробности личной жизни художника стали известны из воспоминаний его брата Константина, но основная масса информации так и осталась тайной.
Смерть
К концу жизни Коровин был сильно истощен физически и морально. Напряженный ритм работы и тяжелое финансовое положение семьи подорвали здоровье художника и заставили его отказаться от любимого дела. Кроме того, исторические события 1905 года плохо отразились на психологическом состоянии народного живописца. Это привело к тому, что 26 октября 1908 года Сергей Алексеевич скоропостижно скончался, а причиной столь раннего ухода исследователи считают паралич сердца, вызванный нарушением кровообращения.
Картины
- 1880 – «Балаган»
- 1880-1883 – «Крестный ход в Курской губернии»
- 1883 – «Радуга»
- 1883 – «Солдаты в деревне»
- 1885 – «Солдаты у колодца»
- 1893 – «На миру»
- 1895 – «Богомолки»
- 1895 – «В ожидании поезда»
- 1896 – «В дороге»
- 1908 – «Рождество»